Предельный акселерометр
Саюз Саветаких
Сациалистичеаких
Ресаублин
327369
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт.;свидетельства ¹â€”
Заявлено 31.111.1969 (№ 1334828/18-10) Ч.Кл. G OIb 1 l00 с .присоединением заявки №вЂ”
Ваиитет аа !аале!н е1аабретеиий II аткрытий
Ер11 СоаеТе Мииистрае
СССР
Приортитет—
ОиубликоваHo 26.1.1972. Бюллетень ¹ 5
УДК 531.768.53.082.13.084„ .876 (088.8) Дата опубликования описания 13.IV.1972
Авторы изобретения
Н. А. Пикулев, Б. Ф. Попков и А. Н. Эрделевский
Проектный и научно-исследовательский институт «Уральский
Промстройниипроект» и Казанский инженерно-строительный институт
Заявители
ПРЕДЕЛЬНЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР
Настоящее .изобретение относится K устройствам для автоматиче кого Отк110 !е1и1я ТВхН0логическо;0 оборудования .при недопустимых значении!Иях ускорения, например, т!3-за вибр11ций или поломок, выз! !ваю!цих ударные на- 5 грузки, Известны предельные контактные акселерометры, содсржагцис инсрционну!о массу, укрепленнуio cTcржне, шарнирно соединенный с ним другой стержень, пружину, сжим!!ющу!о И стержни в продольном направлении, упорbi, сграничиваюгцис повороты шарнирно связанIibIx продольно сжатых стержней, контактныс устройства, связанные с упорами. и подпружиненную кнопку для иерсвода стержней из Од- 15 ного > стой>!иного tiio.ao I CHHH ii gp>, roe.
Эти ак слеромстры содержат подвижную систему с двумя устойчивыми положениями, в каждом из когорых оиа воздействует на упоры, 20
ОДИН ИЗ,КОТОPÛX ИЛИ 003 НЕСУТ КОНТЗКГНЫЕ устройства. Одно из устойчивых положений является исходным, в другое устои гивое положение система перебрасывается сигнализируемым ускорением. Поэтому такие акселеромет- 25 ры чувствительны к ускорениям только одного направления. При динамических Harpy3I ax возникают ускорения противоположных направлений. Во многих случаях опасное значение ускорения одного направления отличается 30 от опасного значения ускорения противоположного направления.
Целью изобретения является определение предельных значений ускорения в двух противоположных на!правлениях.
Это достигается Test, что в предлагаемом
3 ксс:!срометрс СО стср жнем, HB KQTopo .!i 33креплена масса, шарнирно соединены два стержня по обоих! концам, 3 ак!Селерометр снабжен четырьмя упорами, ограничива!Ощими повороты шарнирно связанных продольно
t. Ж3Т1>!Х СТЕР жНСИ H ДВ> МЯ ПОДПР > ЖИНЕННЫМИ к н О и а >! и д л я п с р е В О д а ш а р н и р н О с В я 3 а н н ы и
;тержней из одного устойчивого !Ног!о кения,в
goy;Oe.
На чертеже показан предложенный акселероз тр
На основании 1,расположень! пассивный ограничитель 2, ограничитель с конта!ктнь!м устройсттвом 8 и упругая стержневая с 1!Стех!а, из сТРО 11«HcÉ 4, 0 H 6, xi3ccbi х. рычага 8, пружины 9, регулировочного,винта 10 и шарниров 11 — 15, пассивнь!!! ограничитель 16, ограничитель с контактным устрой-! твом 17 и кнопки возврата 18 и 19.
Совокупно!сть элементов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9,.
10, 11, 12, 18 и 18 в случае присоединения шарнира 14 непосредственно .к основанию 1 реализует схему с одной степенью свободы i!
ohcoIIc iIIH3cT возможность перехода упругой
327369
-> о рычажно-стержневой системы из .исходного llo;!Оже!!Ня, В котором ее перемещение оrраi!ичиB3cTcII ограничителем 2, и другое положение, в котором оня,воздействует на ограничитель с контактным устройством 8. Такая система чувствительна к ускорениям, направленным по трелке А.
Для создания чувствительности к ускорениям другого направления введены дополнительные элемснгы 6, 16, 17 и 19.
Стержни 4, 5 и 6 последовательно связаны шарнирами так, что в ненагруженном состоянии íàxîäÿTся на прямой, Iiрîxîäÿùåé Icpcç шарниры 12 и 15. Со стержнем 5 связана масса 7.
На стержни через шарнир 12 с помощью,ви!нТ3 10, IIph >KHHbl 9 и pbi !BOB 8 псредае ся IlpOдольное усилие, приводящее к потере устойчивости системы. Дл!! получения чувствительности системы к ускоре;!иям раз!!ь!х !!аправлсний в варианте, IIGIIBBBHHoxi ня рисунке, выбрана плоская z-образная форма потери
"стойчивс! ти. Следует однако отметить, что возможно и пользование и друIHx форм потери устойчиво;ги, например, такой формы, когда тсржн 4, 5 и 6 не лежат .в одной плоскости. С поз!О!ц!.!О.кнопок возврата 18 и 19 система устяпявливяегся в исходное положение, л котором форма изогнутой 00!i стержневой сисГемь! GHp chic ;IIIcTcÿ положением Ог)рани !!!Теле!!
2 и 16. При дс!!ствии ускорения, направленного !по cTðåëêc Л, 114!срционная сllла, действующая на массу, псребрасывает систему в другое устойчивое ссстоянпс, определяемое положением ограничителей с контактными устройствами 8 и 17, вырабатывающих сигнал о перегрузке.
Ан!!логично,действие си!сгемы, находящейся в исходном положении, в случае, когда ускорение направлено,по стреле Б. При этом также происходит перескок системы в состояние, которос определяется положением устройств 8 и
17 и при котором вырабатывается сигнал о пеlO регрузках.
Для,создания возможности настройки,вибровыключатсля в разных направлениях чувс!в!!гельностз! пр.;Ора на различные уровни
l c)(opcllHII х!яссе! может Оыть закреплена на
l5 с!сржн 5 в л!обом положении.
Так:!м образом, описанный вышс предельный як слсромегр контактный ооладает чувcTв;!гсл! !!а.:гью к ускорениям раз!ных направлений, !10 овышает надежность системы за20:цигы, в которой он ис!пользуется.
Изобрегение можег оыть использовано для защ:ITI! Ооорудо!вания и строительных конструкций от HczofiyicTHif fix вибрацHé.
Пр сдм ст .изобретения
11редельный акселерометр, содержащий корг!yc, инерционную:маосу, укрепле!!Ну!О на стержне, од !и конец которого через шарнир30 нос звено связан с !!Одпружинивающ!Нм .элементом, упоры с контактным устройствов! и к!!О!! Ку-пepс!<л !Очятсль, сд01 встст вен нО расположснные по обе стороны инерционной массы, озли !аюи ийс.! тем, что, с llc„lhfo оп!ределения
35 пРеДс„1ьных зна !ений чскоP нпЯ о,ооопх н3ПРЯНЛЕНИЯХ, Oil ДОПОЛНИТЕЛЬНО СНЯОЖЕН IlIBiPнирным звеном, соединснным с другим концом
СТСРЖНЯ Н КОР!!; СОМ, IITOPOII .II3POII У ПОРОВ С контактным ус. ройством,и к!!опкой-переклюl0 !Яте1ех!, Одтвстс1 вснно ре!с!;0.10женных по обе сторо!:ы инерционной массы зеркальнонротивопол ожпо основным.
Составитель С. A. Ющенко
Редактор С. Хейфиц Техред Е. Борисова
Корректоры О. Зайцева и Л. Царькова
3!!кзз г!39 Изд. ¹ 126
Гирак 473 Подписное
ЦПИИПИ Комитета !го делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Областная типография Костромского управления по печати

