Устройство для геоэлектроразведки в движении '
ОПИСАНИЕ 32l785
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К 4ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 14.VII.1970 (№ 1465209 26-25) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 19.XI.1971. Бюллетень № 35
Дата опубликования описания 26.1.1972.ЧПК G 01v 9/00
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 550.837(088.8) Авторы изобретения А. М. Васильев, А. E. Овечкин, Е. А. Приданов и А. П. Балыхии
Заявитель Казахский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института разведочной геофизики
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ В ДВИЖЕНИИ
Изобретение отпосится к области геоэлектроразведки методами электропрофилирования или зондирования.
Известны устройства для непрерывного электропрофилирования, в которых электроды 5 перемещаются по дневной поверхности. Недостатками таких устройств являются иевозмоукность проводить измерения с изменяющимися разносами электродов, а также испо7bзовать при работе радиометрические плужиые 10 канавы.
При геофизических исследованиях ш проко применяются непрерывные радиомстрические поиски, в которых с целью повышения глубиниоспи исследования известные механические 15 агрегаты роют канавы треугольного сечения, а одновременно с этим производится радиометрическая съемка. Плужные канавы создают более благоприятные условия для обеспечения надежного и непрерывного электрического 20 контакта с землей и для применения электроразведочных установок таких размеров, которые позволяют изучать глубинное геологическое строение.
Цель изобретения — повышение эффектив- 2S ности и производительности электроразведочиых работ, обеспечение непрерывпых измерений, позволяющих более .быстро изучать глубинное строение и выполнять пх одновременно с радиометрическими измерениями HJIil 3p после них в плужпых канавах. Это достигается тем, что в предлагаемом устройстве выдвижная рама снабжена мачтой с изменяющейся высотой и дышлом, к которому прицеплен канат с электродами, размещенными па заданных расстояниях и выполненными в виде шарнирно соединениых секций треугольного сечения.
На фиг. 1 показано описываемое устройство;
l13 фпг. 2 — схема электрода-заземлителя с разрезом по Л-А.
Устройство состоит пз автомобиля 1, иа котором расположены измерительная аппаратура и оборудование для вспомогательных операций, выдвижной рамы из поперечных и продольных балок 2 и 3, мачты 4 с "àëÿìè 5, гидравлического подъемника 6, дышла 7 с упором 8, проводов 9, каната 10, секцпо электродов 11, изготовленных из металлических плит 12 с шипами 18, и разжпмпого механизма 14.
Устройство работает следующим образом.
На участке, где выполняются плужшяе радиометрические поиски, в канаву при помощи специального оборудования укладывают электроды 11 и соединяют их между собой канатом 10. Г1родольная балка 3 устанавливается над канавой, канат с электродами llрицепляют к дышлу 7 выдвижной рамы и движением автомобиля приводят в растянутое состояпие, 321785
Состав/нтель 3. Попова
Редактор Н. Корченко Техред Л. Богданова Корректор T. Бабакина
Заказ 3995/18 Изд. № 1734 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2
Затем мачту 4 раздвигают на необходимую длину и при помощи гидравлического подъемника б поднимают в вертикальное положение, Далее протягивают и подсоединяют к заземлителям провода 9 и обеспечивают для каждого провода необходимое натяжение. Непрерывный электрический контакт с землей осуществляется посредством электродов 11, состоящих из нескольких шарнирно соединенных секций, каждая из которых выполнена из двух металлических плит с шипами, соединенных посредством шарнира и продольной оси.
В канаве плиты под действием собственного веса и разжимного механизма 14 образуют между собой угол, равный углу сечения канавы. Поверхность плит, обращенная к бортам канавы, снабжена металлическими пластинчатыми шипами треугольного сечения, ориентированными продольной осью вдоль осп секции.
По окончании подготовительных работ в питающую линию ББ включают ток низкой частоты, автомобиль начинает двигаться вдоль канавы и производятся измерения. По окончании измерений провода отсоединяют от электродов и сматывают, укорачивают и опускают мачту, лебедкой подтягивают и укладывают в автомобиль электроды, укорачивают дышло, продольная балка выдвижной рамы прижимается к борту автомобиля и фиксируется в
5 этом положении.
Предложенное устройство может быть использовано на базе канавных машин, а электроразведочные работы могут выполняться одновременно с радиометрическими. ю
Предмет изобретения
Устройство для геоэлектроразведки в движении, выполненное на базе автомашины, содержащее генераторную и измерительную
15 аппаратуру "электродами,,связанны,ми посредством кабеля с выдвижной рамой, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения эффективности и производительности электроразведочных работ, выдвижная рама снабжена мач20 той с изменяю щейся высотой и дышлом, к которому прицеплен канат с электродами, размещенными на заданных расстояниях и выполненными в виде шарнирно соединенных секций треугольного сечения, каждая из кото25 рых состоит из металлических плит с пластинчатыми шипами и раз>кимного механизма.

