Патент ссср 321643
О П И С А Н И Е 32I643
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 09.XI!.1969 (№ 1386220/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 19.Х1.1971. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 2.I I.1972.ЧПК F 16Ъ 3/00
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.229.314(088.8) Автор изобретения
E. В. Дорохин
Заявитель
ШАРИКОВАЯ ШПОНКА
Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в металлорежущих станках, печатных машинах.
Известна шариковая шпонка, представляющая собой механизм, состоящий из цепочки шариков, циркулирующих в канале, рабочая часть которого частично проходит в одной сопрягаемой детали и частично в другой. При движении шпонки вдоль вала шарики из рабочей части, закончив рабочий процесс, подхватываются отражателем, изготовленным заодно с крышкой или укрепленным на крышке, и передаются в нерабочую часть, т. е. перемещение шариков происходит по замкнутому каналу.
Известны конструкции шариковых шпонок с размещением в корпусе замкнутых каналов
<стоя», а также «лежа». В одной шпонке может быть несколько таких каналов. Шпонки с несколькими замкнутыми каналами, размещенными «стоя», обычно содержат корпус с каналами, заполненными телами качения, и отражатели, прикрепленные к крышкам, Крышки крепятся при помощи болтов к торцам корпуса. Для предотвращения выпадания шариков при отъединенном вале к корпусу прикрепляются предохранительные планки со скосами, обращенными к шарикам. Корпус у этих шпонок может быть цельным илп разьемным на отдельные секторы, связанные между собой через втулку.
Недостатком шпонок подобных конструкций является сложность их изготовления.
5 Особенно трудно выполнить крышки заодно с отражателями. При изготовлении корпуса большую трудность представляет выполнение отверстия для возврата шариков, затруднена также механическая обработка рабочих по10 луканавок, которые располагаются в труднодоступных местах корпуса. Наличие большоIo количества деталей усложняет изготовление шпонкп с большой точностью. Так, в шариковых шпонках подобных конструкций
15 трудно достигнуть точного расположения в корпусе замкнттых каналов. Особая точность изготовления требуется для рабочих полуканавок, так как OI pBciioложення и качества обработки их зависит работа шариковой
20 шпонкп в целом. Кроме того, в известных конструкциях шариковых шпонок замкнутые каналы для тел качения обычно составляются из нескольких сопрягаемых деталей (корпус, вкладыш, отражатели), плотность которых
25 при больших знакопеременных скоростях нарушается, н шпонка быстро выходит из строя.
Нельзя изготовить такие шпонкп миниатюрных размеров, а при окончательной сборке их требуются дополнительные подгоночные
30 работы.
321643
С целью повыше|пня 1очпости и уменьшения трудоемкости из|отозлсппя в ffpop;i Bt асмой шпонке корпус вьполнен 11з леско ibI На фиг. 1 изображена конструкция шаркковой школки; на фиг. 2 — сектор шпонки, на фиг. 3 — вариант предлагаемой шпопки; на Ч>иг. 4 — сектор шпонки, представленной на фиг. 3. Корпус шпонки выполнен из Ylpcêoëüêè.; Одинаковых секторов 1 (на фиг. 1 четыре сектара), разрезанных точно 110 г1лоскостям, оси которых проходят по оси симметрии тел качения и полуканавкам на валу 2. Сектора корпуса в местах разреза плотно прилегают друг к другу по плоскостям 8 и 4 и зафиксированы от взаимного смещения выступами 5 и 6 (см. фиг. 1 и 2) и зпадкнамп 7 и 8 (tia фиг. 2 впадина обозначена пунктирной линией). Выступ 5 одного сектора и впадина 7 друго.-о сектора предохраняют от радиального смещения, а выступ 6 и вaaдина 8 — от продольного. Б собранном виде сектора образуют цилиндрическое тело (корпус шпонкit)»ару>кпой цилиндрической поверхностью 9 и внутренней 10. На плоскостях 8 и 4 зьп|олнены зам1<путы; каналы 1! с тщательно обработанными канавками 12, в которых размещаются и Ultpкулируют тела качения — шарпкк 18. 1<,онфигурация дорожки качения может бьггь круг лой, овальной или прямоугольной. Для предохранения тел качения oi вьпадания из корпуса при отъединенпо;1 вале внутренняя поверхность корпуса шпанки выполнена с таким диаметром, чтобы ширина продольного отверстия 14 была меньше диаметра шарика. Для прикрепления шпонки к детали 15 механизма или машины в каждом секторе выполнены отверстия 16, через которые проходят крепе>кные болты 17. Вместо болтового прикрепленкя шпопки к детали to» ccктора может быть выполнена скзозная шлицевая канавка 18, а на детали — канавка 19, в которые вставляется с натягом шпонк.- 20. Принцип работы шариковой шпонки следующий, 5 40 еI<10ра с предзяp:iTС. lьпо Зя.IОЛHpнными В ЗЯ»f Шариковая IUtloHf
eel< i op a (cit. фиг. 4) выполне 1 B a i:K:I TútÉ ка»aU 22 с канавкой, глуби которой равна д:.|яметру шариков, а другая плоская поверхпосгь 23 выполнена глад;oé. На поверхност;1 21 выполнен выступ 24, а па поверхности 28— впади|Я 25, ItpegitaBUa fefiftfie для предохрапеши секторов oi взаимного радиального сме:.цения. Смещенve секторов относительно друг дру а в осевом направлении не отражается на работе шпонки, В варианте, показанном на фиг. 3, секцщ; жестко соединены между собой заклепками 26. Такая перазьемная конструкция шпонкп удобна не только itp;t трапе.|ортирозке, но и для встраивания ее в узль: меха;1и",мов и машин. poi;e того, ohB менее г;>удоемка UG сравнению с конструl 1усготелой и и»eiь по:орцам ребра 27 с отверстиями для крепежных болтов. Предмет изобретения 1. Шариковая шпонка, представляющая собой корпус с замкнутыми каналами, заполненными шариками, от.гичагощаяся тем, что, с цел|но повышения точности и уменьшения TpудОемк0сти 1:Bt ОтОз,icitltsI, f Зl|!ПОЛНЕП 1!З НЕСКО.IЬКИХ ОДИПЯ!<ОЗЪ1Х CPi 2. Шпонка:1о и. 1, orли1а1оигаяся тем, что глубина ка11азок равна полoaiiite диаметра шарика. 3. Шло -<ûB:fo:i. 2, от.|ичагоигаяся тем, что глубина кянаво:< равна д |аметру шарика. 32! ИЗ 1,1 / :f г Е=" 1 Д (l Ю я ф " 2 ! Фиг Я / лг Фгг. 4, 1Л» —, j i, ! у,; 77 У4 / л / б ту :. к4 / l ф т / — -l