Прямолинейная направляющая цилиндрического типа для подвижных кареток
ЗБОЗО
OllHCAHHE
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЯЬСТВУ
Сома Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28 111.1969 (№ 1317718/18-10) с присоединением заявки ¹
Приоритет 29.III.1968, № WP 42d/131165, ГДР
Опубликовано 21.1Х.1971. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 22.Х1.1971
ИП1, 6 01с 11/02
Комитет по делам изо0ретениЯ и открытиЯ при Совете Министров
СССР
УДК 528.711.4(088.8) Авторы изобретения
Иностранцы
Вильфрид Мюллер, Адольф Цигерт и Вернер Тидекен (Германская Демократическая Республика) Заявитель
ПРЯМОЛИ НЕЙНАЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЦИЛИ НДРИЧЕСКОГО
ТИПА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ КАРЕТОК
Изобретение относится к области геодезического приборостроения и предназначено, в частности, для кареток высокоточных измерительных приборов, например фотограмметрических.
Известные свободнонесущие прямолинейные направляющие при нагрузке кареток претерпевают от собственного веса и перемещающегося груза значительное прогибание. Вследствие этого при движении салазок вдоль направляющей происходит перекос рабочей поверхности кареток, который, в частности при прецизионных измерительных приборах и машинах, вызывает недопустимые погрешности измерения или обработки.
Устранение указанных недостатков достигается выполнением направляющей такой формы, которая обеспечивает при нагрузке от собственного веса и перемещающегося груза кареток значительную компенсацию упругой линии изгиба, так что абсолютно исключаются погрешности от перекоса. Для этого направляющая выполнена цилиндрической в центральной части, которая без заметного перехода слабой конусностью убывает по направлению к концам, и поперечное сечение которой больше, чем поперечные сечения концов, причем разность между радиусом центральной части и радиусами на концах равна или приближенно равна величине наибольшего прогибания, соответствующего нагрузке от собственного веса и перемещающегося груза сал азок.
На чертеже представлена схема направляю5 щей, продольный разрез.
Прямолинейная направляющая с круглым сечением имеет цилиндрическую центральную часть 1, которая без заметного перехода слабой конусностью убывает по направлению
1р концов 2, 8. Конусообразное убывание центральной части 1 по направлению к концам 2, 8 на чертеже увеличено для того, чтобы разность между большим сечением центральной части и меньшими сечениями на концах была
15 видна более отчетливо. В действительности же величина убывания центральной части 1 по направлению к концам 2, 8 составляет лишь несколько сотых миллиметра. Разность между радиусом r< центральной части и ра20 диусами гх на концах 2, 3 прямолинейной направляющей равна или приближенно равна величине рассчитанного наибольшего прогибания f, соответствующего нагрузке от собственного веса прямолинейной направляющей
25 и перемещающегося груза не изображенных на чертеже кареток, Нагрузка обозначена грузом Q, приложенным в направлении стрелки к центру прямолинейной направляющей.
Центральная часть прямолинейной направляÇ0 ющей под воздействием груза Q прижимается книзу на величину прогибания f=f1 — f2 в то время как свободно наложенные концы не меняют своего вертикального положения. Так как величина прогибания / равна или приближенно равна разности радиусов r> — r@ то в результате этого под воздействием перемещающегося груза Q геометрическое место данной точки приложения нагрузки приближается на чертеже к штриховой линии, так что рабочая поверхность салазок не претерпевает какой-либо перекос, вызывающий ошибки измерения или обработки.
Если салазки двигаются по прямолинейной направляющей с помощью роликовых подшипников, плоскость симметрии которых совпадает с плоскостью вертикали, содержащей ось прямолинейной направляющей, то разность радиусов равна величине рассчитанного наибольшего прогибания iy — гз= f. Однако если салазки двигаются по прямолинейной направляющей с помощью роликовых подшипников, расположенных под некоторым углом к плоскости вертикали, то величина разностей радиусов г1 — гз должна корригироваться еще на коэффициент k. Этот коэффициен, равен косинусу угла и/2, образуемого плоскостью вертикали и плоскостью симметрии роликов k=f cos а/2.
Предмет изобретения
lo Прямолинейная направляющая цилиндрического типа для подвижных кареток, в частности для кареток фотограмметрических приборов, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения постоянства формы рабочей по15 верхности, в центральной части направляющая выполнена цилиндрической, а по концам конусообразной, причем разность между радиусом центральной части и радиусами на концах направляющей равна величине наи2р большего прогибания, вызванного собственным весом направляющей и весом перемещаемой по направляющей каретки.
Составитель В. И. Соломатов
Редактор А. В. Корнеев Техред Л. Н. Богданова Корректоры: H. Коваленко и 3. И. Тарасова
Заказ 3263/1 Изд. № 1375 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобрстений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2

