Механизм переключения передач
314410
О П И СА Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социелистимеских
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. В 60k 17/06
Заявлено 04.Х11.1969 (¹ 1382045/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 19.Х.1973. Бюллетень ¹ 42
Дата опубликования описания 4.IV.1974 гасударственный камитет
Савета Министров СССР па делам изааретений и аткрытий
УДК 629.113-585(088.8) Авторы изобретения
Г. И. Скундин, И. И. Вайценфельд, Л. Н. Скворцов,.; —:
С. А. Брюховецкий и А. Г. Скундин
Заявитель
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам переключения передач в коробках передач, например, тракторов.
В реальных условиях эксплуатации тракторов имеют место многочисленные случаи выхода из строя переключающихся зубчатых колес коробок перемены передач. Одной из основных причин, лимитирующих срок службы переключанощихся зубчатых колес, является торцовый скол и износ.
Торцовый скол и износ зубьев переключающихся зубчатых колес коробок перемены передач является следствием соударения торцово переключающихся зубчатых колес при переключении передачи.
Известны механизмы переключения передач, например, в автомобилестроении, в которых для уменьшения торцового скола и износа при переключении передач применяются шестерни с постоянным зацеплением, а включение этих шестерен осуществляется зубчатыми муфтами. Часто в муфту включения монтируется синхронизатор, предназначенный для уравнивания угловых скоростей зубцов, подлежащих соединению (для безударного включения). Для этой цели служат конические поверхности синхронизатора, благодаря силе трения производящие подгон и торможение этого зубчатого элемента, который связан с меньшими массами. Недостаток данной конструкции — наличие шестерен с постоянным зацеплением и синхронизаторов, представляющих собой достаточно сложные узлы, трудоемкие и относительно дорогостоящие в изготовлении.
Известны механизмы переключения передач. состоящие из установленных на параллельных валах аксиально подвижных цил шдрических
10 зубчатых колес, вводимых в зацепление друг с другом, у которых для облегчения включения зубьев при переключении передач их торцовые части скашивают или скругляют в поперечном сечении. Однако наличие в механнз15 ме точечного контакта межд торцами зубьев шестерен в момент соударения их при включении передачи приводит в эксплуатации к повышенному торцовому сколу и износу зубьев.
Для повышения прочности торцов зубьев
20 подбирают материал для изготовления зубчатых колес, осуществляют зубозакругление торцов зубьев, повышают твердость поверхностного слоя и т. и. Однако все это малоэффективно и не приводит к значительному умегп25 шению торцового скола и износа.
В предлагаемом механизме поверхности торцов пары зубчатых колес со стороны соударения выполнены в виде взаимоогибаемых поверхностей, например в виде винтовой по30 верхности эвольвентного профиля.
314410
Предмет изобретения ЗЬг. 1
Со ста в и тел в Э. )Кар икова
Текред Л. Богданова Корректор Л. Новожилова
Редактор Н. Воликова
Заказ 778,2 И зд JVo 2094 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
IIo делам изобретений н открытий
Москва, )К-35, Раутнская нао., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Такое выполнение уменьшает торцовый Il:)нос и скол соударяющихся торцов зубьев.
На (j)III . 1 показан разрез мсханнзма но ва лам; на фнг. 2 — разрез по Л вЂ” Л на фнг. 1.
При включении передачи, т. е. при перемещении подвцжногo зубчатого колеса 1 по ва7у 2 влево до зацепления с неподвижным зубчатым колесом 3, установленным на валу
4, происходит соударенне торцов Б и В. Оно вызвано разностью линейных скоростей зубьев колес 1 и 3 в сочетании с осевым перемещением подвижного зубчатого колеса 1.
Так как соударяющиеся поверхности являются взанмоогибаемыми, то при любом угловом поло)кении в момент удара контакт между ними носит линейный характер. Вследствие этого уменьшается давление в зоие контакта, что приводит, в конечном итоге, к резкому снижению торцового износа и скола.
В дальнейшем подвижное зубчатое колесо перемегцается до ввода его в зацепление по Оо ковым поверхш)стям зуоьев Г II Д.
Торцовые взанмоогибаемые поверх1 ости зубьев нарезаются режущими кромками чер5 вячной фрезы.
l0 Механизм переключения передач, состоящий нз установленных на параллельных валах аксиально подви)кных цилиндрических зубча тых колес, вводимых в зацепление друг с другом, отлииатащийтся тем, что, с целью умень15 шения торцового износа и скола соударяющIIxcH TopIIQB зубьев, поверхности торцов пары зубчатых колес со стороны соударения выполнены в виде взаимоогибаемых поверхностей, например в виде винтовой поверхности
20 эвольвентного профиля.

