Воздухораспределительный клапан
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
Заявлено 25Л1.1970 (¹ 1406960/27- .1) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет
Опубликовано 01.И1.1971. Бюллетень ¹ 2т
Дата опубликования описания 26Л 111.1971
МПК В 60t 15/20 комитет ло делам изобретений и открытий ори Совете Министров
СССР
УДК 629.113-597.5(088.8) l х
Авторы изобретения. I
М. И. Дронин, Л. В. Еленский и В. И, Ковалевский -
Полтавский автоагрегатный завод
Заявитель
ВОЗДУХОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЬ1Й КЛАПАН
ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ
ПРИЦЕПНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к тормозным системам автомобилей, и касается конструкции воздухораспределительных клапанов автомобильных прицепов. 5
Известны воздухораспределительные клапаны для пневматических тормозных систем прицепных транспортных средств, содержащие цилиндрический корпус с двумя крышка- 10 ми и перегородкой, разделяющей его на две камеры, и следящий механизм, выполненный в виде подпружиненного поршня с манжетой, закрепленного на верхнем конце штока, проходящего в отверстие перегородки, перекры- 15 ваемое впускным клапаном, а на его нижнем конце установлен опорный диск, взаимодействующий с центральным отверстием подпру.жиненной диафрагмы. Однако область применения этих клапанов ограничивается однопро- 20 водными тормозными системами.
Целью изобретения является применение воздухораспределительного клапана в однопроводной и двухпроводной тормозных системах. 25
Для этого воздухораспределительный клапан снабжен диафрагмой, связанной со штоком и защемленной по периферии между переходной шайбой, имеющей отверстие для выпуска воздуха в атмосферу, и крышкой кор- 50 пуса, причем поддиафрагменная полость связана с магистраль:о управления.
На чертеже показан предлагаемый клапан в разрезе.
Воздухораспределительный клапан содержит корпус 1 с перегородкой и кольцевым седлом на ней, две крышки 2 и 8, прикрепленные к корпусу при помощи болтов, шток 4, проходящий через отверстие в перегородке корпуса и имеющий выступ для открытия впускного клапана, поршень 6 с манжетой, закрепленный сверху на штоке, впускной клапан 6, прижимаемый пружиной 7 к кольцевому седлу на перегородке корпуса. Кроме того, воздухораспределительный клапан имеет манжету 8, взаимодействующую внутренней уплотнительной кромкой с цилиндрической поверхностью штока 4, а наружной уплотнительной кромкой — с цилиндрической поверхностью впускного клапана 6, опорную шайбу
9, на которой расположена манжета 8 впускного клапана 6 и которая неподвижно закреплена прп помощи стопорного кольца 10 на перогородке корпуса, выпускной клапан 11, выполненный заодно с опорным диском диафрагмы, жестко связанным со штоком 4. Помимо этого, воздухораспределптельный клапан содержит подпружиненную следящую диафрагму 12, пружину 13, которая удерживает диафрагму 12 в определенном положении и дей.
307924
15
50 ствует на нее через кольцо 14, вторую диафрагму 15, жестко связанную своей центральной частью вместе с опорным диском выпускного клапана 11 и опорным диском 16 со штоком 4 и защемленную между крышкой и переходной шайбой 17 с отверстием 18 для выпуска сжатого воздуха из полости А тормозных камер в атмосферу. Диафрагма 12 зажата между корпусом 1 и переходной шайбой 17.
Верхняя полость Б воздухораспределителя соединяется с соединительной магистралью, . полость  — с воздушными баллонами прицепа, полость А — с тормозными камерами прицепа, полость à — с атмосферой и полость
Д вЂ” с магистралью управления.
В отторможенном состоянии сжатый воздух заполняет полос-.ь Б и, огибая края манжеты поршня 5, поступает в полость В и в воздушные баллоны прицепа. При этом сжатый воздух, воздействуя на поршень 5, заставляет его находиться в нижнем положении. Сжатый воздух из полости В воздействует на впускной клапан 6, прижимая его к седлу в перегородке корпуса. Одновременно сжатый воздух из полости E воздействует на впускной клапан 6.
Полость E соединена с полостью В через зазор между клапаном и штоком. Сила воздействия сжатого воздуха из полости Е на впускной клапан б по направлению противоположна силе, с которой сжатый воздух из полости
В воздействует на этот >ке клапан, в результате чего впускной клапан разгружается и имеет малое начальное усилие открытия. Выпускной клапан 11 находится в нижнем положении, сообщая полость А тормозных камер с атмосферой.
При торможении в однопроводной схеме привода в соединительной магистрали и полости Б давление воздуха падает. Давление сжатого воздуха в полости В становится выше давления в полости Б, и поршень 5 вместе со штоком 4 и выпускным клапаном 11 перемещается вверх. Выпускной клапан взаимодействует с диафрагмой 12 и разобщает полость А с атмосферой. При дальнейшем перемещении поршня 5 вверх шток 4 своим выступом упирается в клапан 6 и открывает его от кольцевого седла в перегородке корпуса 1.
Сжатый воздух проходит из воздушных баллонов прицепа через полость В в полость А и далее — в тормозные камеры прицепа. Сжатый воздух из полости А, воздействуя вместе с пружиной 13 на диафрагму 12, сдвигает шток 4 вниз. При перемещении вниз штока 4 впускной клапан б садится на кольцевое седло в перегородке корпуса I, разобщает полости В и А, обеспечивая в последней поддержание любого постоянного по величине давления (выпускной клапан 11 при этом взаимодействует с диафрагмой 12). Для повышения давления в полости А и тормозных камер необходимо еще снизить давление в полости
Б соединительной магистрали, и процесс впуска воздуха в тормозные камеры повторяется, 20
При оттормаживании в однопроводной системе давление в полости Б повышается, а поршень 5, шток 4 и выпускной клапан 11 перемещаются вниз. Выпускной клапан 11 отходит от диафргамы 12, и полость А через отверстие 18 сообщается с атмосферой. Сжатый воздух из тормозных камер через полости А и Г выходит в атмосферу. Происходит оттормаживание прицепа. При работе воздухораспределителя в однопроводной системе полость
Д не используется.
При оттормаживании в двухпроводной системе давление подается в полость Д. При этом шток 4 вместе с диафрагмой 15, кольцевым седлом выпускного клапана 11 и поршнем 5 перемещается вверх. Выпускной клапан взаимодействует с диафрагмой 12 и разобщает полость А с атмосферой. Шток 4 своим выступом упирается в клапан б и отрывает
его от седла в перегородке корпуса 1. Сжа-тый воздух из полости В перетекает в полость
А и тормозные камеры прицепа и, воздействуя из полости А вместе с пружиной И на диафрагму 12, сдвигает шток 4 вниз. При перемещении штока 4 вниз впускной клапан б садится на кольцевое седло в перегородке корпуса 1, разобщает полости В и А, обеспечивая в последней поддержание любого постоянного по величине давления. При оттормаживании в двухпроводной системе давление в полости ц падает. Шток 4 с диафрагмой 15, выпускным клапаном 11 и поршнем 5 перемещается вниз. В образовавшийся зазор между диафрагмой 12 и выпускным клапаном
11 воздух из полости А перетекает в полость
Г и через отверстие 18 — в атмосферу, В двухпроводной системе полость Б связана с питающей магистралью, и при работе воздухораспределительного клапана в полостях Б и В поддерживается максимальное давление.
Предмет изобретения
Воздухораспределительный клапан для пневматических тормозных систем прицепных транспортных средств, содержащий цилиндрический корпус с двумя крышками и перегородкой, разделяющей его на две камеры, и следящий механизм, выполненный в виде подпружиненного поршня с манжетой, закрепленного на верхнем конце штока, проходящего в отверстие перегородки, перекрываемое впускным клапаном, а на его нижнем конце установлен опорный диск, взаимодействующий с центральным отверстием подпружиненной диафрагмы, отличающийся тем, что, с целью применения воздухораспределительного клапана в однопроводной и двухпроводной системах, он снабжен диафрагмой, связанной со штоком и защемленной по периферии между переходной шайбой, имеющей отверстие для выпуска воздуха в атмосферу, и крышкой корпуса, причем поддиафрагменная полость связана с магистралью управления.
307924
Составитель И. Боброва
Техред 3. Н. Тараненко Корректор Т. А. Абрамова
Редактор 3. Овчаренко
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2188/17 Изд. № 905 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5


