Антифрикционный материал
Союз Соеетоких
Республик
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт, свидетельства ¹
Заявлено 17.1.1969 (№ 1298366/23-5) с присоединением заявки ¹ 1298434/23-5)
Приоритет
Опубликовано 11.11!.1971. Бюллетень ¹ 10
Дата опубликования описания 10Х.1971
МПК С 08f 27/20
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Миниотрое
СССР
УДК 678.744.53(088.8) Авторы изобретения
В. А. Белый, И. В. Каменский, Б. И. Купчинов, А. И. Свириденок, А. С. Михневич и В. М. Кенько
Заявитель
Отдел механики полимеров АН Белорусской ССР
АНТИФРИКЦИОННЪ|Й МАТЕРИАЛ
10 — 25
90 — 75
Поливинилфурфур аль
Окись кадмия (Сс10) Известны различные антифрикционные материалы на основе полимеров, содержащие различные сухие смазки. В качестве связующих полимеров чаще всего применяют фенольные смолы, фторопласт, полиамиды, а в качестве смазок — дисульфид молибдена, окись свинца, кадмия и т. д.
С целью повышения теплопроводности, уменьшения коэффициента трения, уменьшения износостойкости в качестве полимерного связующего используют поливинилфурфураль.
Пример 1. Антифрикционный материал, содержащий (по весу сухого остатка), %:
Такой материал (ПВФК-1) имеет высокие механические и aèòèôðèêöèîííûå характеристики, твердость 25 — 30 кг/лтлР, предел прочности при растяжепии 200 — 280 кг/сл, пред л прочности при сжатии 1000 — 1200 кг/слт2, коэффициент трения без смазки 0,09 — 0,11 (скольжение сферического сгального ползуна с диаметром 5 лтл при нормальной нагрузе 10 кг и скорости 100 лл/лп н), теплопроводносгь
0,9 ккал/м час 0 С.
Допускаемая рабочая температура 300 С.
В предлагаемом материале, отличающемся повышенной теплостойкосттн, |пзким коэффициентом трения и линейного расширения, содержание наполнителя доводят до 90% за счет многофункциональности поливинилфурфураля.
Материал ПВФК-1 получают следующим образом.
Мелкодисперсный порошок окиси кадмия пропитывают водным раствором поливинил10 фурфураля с одновременной каогуляцией наполнителя, затем высушивают при 60 — 80 С и размалывают. После этого порошкообразный материал помещают в прессформу и прессуют при температуре 180 — 220 С, получая го15 товое изделие, например подшипник или полуфабрикат.
Материал можно использовать и как покрытие. В этом случае смесь водного раствора смолы и окиси кадмия наносят на покрывас20 мую поверхность, просушивают и спекаюг.
При этом покрытие имеет высокие адгезионные характеристики за счет большого количества функциональнь|х групп в поливиннлфурфурале.
Материал ПВФК-1 может быть применен для подшипниковых узлов, работающих в условиях высоких температур (до 250 — 300" С), в глубоком вакууме, в химически активны. .
30 средах и т. д.
297652
Предмет изобретения
Составитель E. Тартынская
Техред Л. Л. Евдоиов Корректор Л. А. Царькова
Редактор Н. Вирко
Заказ 1166у4 Изд. № 530 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Миннстров CCCP
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
П р и и е р 2. Антифрикционный материал
ПВФК-2, содержащий (по весу сухого остатка), :
Поливинилфурфураль 10 — 25
Окись кадмия (СТО) 65 — 70
Дисульфид молибдена 25 — 5
Такой материал имеет высокие механические и антифрикционные характеристики: твердость 18 — 22 кг/мм, предел прочности при растяжении 200 — 230 кг/см2, предел прочности при сжатии 800 — 1000 кг/см -, коэффициент трения без смазки 0,08 — 0,10 (скольжение сферического индентора с диаметром 5 мм при нормальной нагрузке 10 кг и скорости скольжения 100 мм/мин). Допустимая рабочая температура 300 С, теплопроводность 0,9 ккал/и.
° час 0 С.
В ПВФК-2 вводимые ингредиенты предназначены для получения высоконаполненного полимера (поливинилфурфураля), в котором наполнитель — окись кадмия определяет основные структурные и физико-механические свойства, а дисульфид молибдена снижает износ и обеспечивает стабильный коэффициент трения за счет переноса Мо на контртело. .Материал ПВФК-2 получают следующим образом.
Мелкодисперсные порошки окиси кадмия и дисульфида молибдена смешивают. Смесь пропитывают водным раствором поливинилфурфураля с одновременной коагуляцией, высушивают и размалывают. После этого порошкообразный материал помещают в пресс-форму и прессуют из него изделие или полуфабри5 кат.
Смешение порошков со связующим можно производить и раздельно.
Материал ПВФК-2 найдет широкое приме нение для подшипниковых узлов, работающих
10 в условиях высоких температур (до 300 С), в вакууме, в агрессивных средах и т. д. Материал можно использовать как антифрикционное покрытие. В этом случае смесь водного раствора смолы и окиси кадмия наносят на
15 покрываемую поверхность, просушивают и спекают. Такое покрытие имеет высокие адгезионные характеристики за счет большого количества функциональных групп в поливинилфурфурале.
1. Антифрикционный материал, содержащий полимерное связующее и твердые смазки, от25 личаюи1ийся тем, что, с целью повышения теплопроводности, уменьшения коэффициента трения, у.меньшения износостойкости, в качестве полимерного связующего используют поливинилфурфураль.
30 2. Способ по п. 1, отличаюцийся тем, что поливинилфурфураль берут в количестве 10—
25% по весу сухого остатка.

