Шпиндельный узел
Союз Созетсхил
Социалистическими
Респубпии
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 19Л.1970 (№ 1391619/25-8) с присоединением, заявки №
Приоритет
Опубликовано 07.!.1972. Бюллетень ¹ 3
Дата опубликования описания 24.III.1972
»1. Кл. В 23b 19/02
K0NMT8T fl0 делаи иаооретеиий и открытие ари Совете Мииистров
СССР
УДК 621.941-229.3 (088.8) Авторы изобретения
В. И. Витушкии, В. Е. Койре, И. К. Марченко, С. А. Певзнер, С. П. Гиикул и А. В. Качурин
Краматорский научно-исследовательский и проектно-технологический институт машиностроения НИИПТМАШ и Южно-Уральский машиностроительный завод ЮУМЗ
Заявители
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ
Известны шпиндельные узлы, например, токарного станка, смонтированные в опорах-подшипниках в корпусе передней бабки.
Возникающие в подшипниках зазоры влияют на положение оси шпинделя, понижая точность обработки.
Предлагаемый шпиндельный узел отличается от известных тем, что его конструкция позволяет устранить влияние износа подшипников на точность вращения шпинделя.
С этой целью шпиндельный узел снабжен дополнительно прецизионной опорой, перемещаемой в осевом направлении и вводимой в кинематическую цепь станка на период чистовой обработки.
Прецизионная опора укреплена в кольце, имеющем конусную поверхность, посредством которой она взаимодействует с конусной расточкой корпуса шпиндельного узла, причем при включении в действие прецизионной опоры другая опора шпинделя, находящаяся вблизи прецизионной опоры, автоматически выключается, так как зазоры в ней больше, чем зазоры в прецизионной опоре.
На чертеже показан шпиндельный узел передней бабки.
Шпиндель 1 смонтирован в подшипниках 2 и 3. На переднем конце шпинделя 1 смонтирован прецизионный подшипник 4, верхняя обойма которого запрессована в кольцо 5. Последнее имеет конусную наружную поверхность, контактирующую с идентичной расточкой в корпусе б, концентричной отверстию, в котором расположен подшипник 3. Кольцо 5 с верхней обоймой подшипника 4 имеет возможность управляемым перемещением вдоль оси шпинделя взаимодействовать конусной поверхностью с конусной расточкой корпуса шпинделя.
10 Работа шпиндельного узла осуществляется следующим образом.
При черновой обработке шпиндель вращается в подшипниках 2 и 3. В это время кольцо
5 с запрессованной обоймой подшипника 4
15 выводится из контакта с расточкой корпуса б.
Между конусными човерхностями кольца 5 и корпуса 6 имеется зазор.
При чистовой обработке включается подшипник 4 путем прижатия кольца 5 конусной
20 поверхностью к конусной поверхности расточки корпуса 6. В этом положении шпиндель 1 вращается в подшипниках 2 и 4, а подшипник
8 автоматически выключается, так как зазоры в нем превышают зазоры в подшипнике 4.
25 Для включения и выключения подшипник 4 связан с приводом (на чертеже не показан).
Предмет изобретения
1. Шпиндельный узел станка, снабженный
30 двумя опорами, отл ито auric тем, что, с
294413
Составитель Е. Макарова
Техред 3. Тараненко
Корректор Е. Усова
Редактор Н. Воликова
Заказ 1184, 14 Изд. М 216 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 целью повышения точности обработки, он снабжен дополнительно перемещаемой в осевом направлении прецизионной опорой, вводимой в кинематическую цепь станка на период чистовой обработки. O
2. Шпиндельный узел по п. 1, отличающиася тем, что прецизионная опора укреплена в кольце, имеющем конусную поверхность, посредством которой она взаимодействует с ко5 нусной расточкой корпуса шпиндельного узла.

