Долото режущ е-и стирающего типа
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСИОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
Со1оа Совстски1
Сопиалистическик
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 5а, 9. 12
Заявлено 25.IX.1969 (№ 1363349122-3) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ОЗ.XII.1970. Бюллетень № 36
Дата опубликования описания 21.1.1971
Комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете Министров
СССР
МПК Е 21Ь 9!12
УДК 622.24.051.55 (088.8) Авторы изобретения
Заявитель
В. П. Петриченко, А. Г. Гончаров, А. А. Мураховский и П. М. Сиваев
Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по осушению месторождений полезных ископаемых, специальным горным работам, рудничной геологии и маркшейдерскому делу
ДОЛОТО РЕЖУЩЕ-ИСТИРАЮЩЕГО ТИПА
Изобретение относится к области бурения преимущественно скважин большого диаметра реактивно-турбинным способом.
В настоящее время при реактивно-турбинном бурении применяются шарошечные доло- 5 та скалывающе-дробящего действия.
Долота режуще-пстирающего типа для реактивно-турбинного бурения отсутствуют, а существующис долота для роторпого бурения нс соответствуют условиям разрушения пород 10 при планетарном движении породоразрушающего инструмента.
Известны долота режуще-истнрающего типа, состоящие из корпуса, снабженного армированньп|и роликами, смонтированными в его 15 пазах на опорах качения или сколь>кения.
Однако при реактивно-турбинном буренин происходит различный износ роликов вследствие их неравномерного вращения, происходящего из-за непостоянного их контактирова- 20 ния со стенками скважины.
Предлагаемое изобретение отличается тем, что разрушение забоя скважины осуществляют поочередно вводимыми в работу подвижными резцами, которые подвергаются равно- 25 мерному износу. Плоскость резания роликов с твердосплавным вооружением и храповым устройством совпадает с плоскостью резания долота. Ролики смонтированы на опорах скольжения или качения и имеют свободу 30 вращения только в одном направлении под действием реактивного момента агрегата, поочередно вводя резцы в контакт с забоем, Храповики взаимодействуют с подпружиненными фиксаторами, размещенными в корпусе долота.
Это повышает эффективность бурения за счет направленного поворота роликов.
На фпг. 1 изображено предлагаемое долото, вид спереди, на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — долото, вид снизу.
В пазы корпуса 1 долота вмонтированы армироваш1ыс твердосплавнымн резцами ролики 2 — д на осях 6, фиксир i смых В корпуcB долота. Ролики вращаются на опорах скольжения или качения. С одной или двух сторон каждого ролика имеется храповое колесо 7, взаимодействующее с подпружиненным фиксатором 8, гнездо которого находится в корпусе долота.
Разрушение забоя производится твердосплавными рсзцамп роликов, калибровка скважины — периферийными резцами роликов и корпуса долота, вращающегося под действием работы турбобуров и в обратную сторону этому вращению от реактивного момента (ось вращения — ось скважины).
Поворот каждого ролика на угол, соответствующий вводу в работу очередного резца, происходит от действия реактивного момента
287856 при повороте долота на 360 относительно его оси следующим образом. Когда ролик 5 касается резцами стенки скважины, происходит резание породы только резцами роликов 8 и
5. В это же время ролики 2 и 4 поворачиваются вместе с долотом под действием крутящего момента. При этом ролик 2 застопорен фиксатором и разрушает породу резанием, а ролик 4 поворачивается на угол, обусловленный длиной пути переносного движения и числом зубьев храпового колеса, так как храповое устройство не препятствует повороту.
При повороте долота на 180 ролики 3, 4 и 5 разрушают породу резанием, а ролик 2 поворачивается, Аналогичным образом поворачиваются ролики 8 и 5.
Предмет изобретения
5 Долото режуще-истирающего типа, состоящее из корпуса, снабженного армированными роликами, смонтированными в пазах корпуса на опорах качения или скольжения, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения эффективIo ности бурения путем направленного поворота роликов, ролики снабжены храповиками, взаимодействующими с подпружиненными фиксаторами, размещенными в корпусе долота.


