Опора скольжения
Swcwo юв и а.и
II O T 6 H T H о - T B x H и ч О л аахв бйбдиОтФне МБР „
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К ПАТЕНТУ
284753
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимый от патента чо—
Заявлено 15.Х1.1968 (№ 1287209/25-27)
Приоритет 17.Х1,1967, ¹ 15793/67, Швеция
Опубликовано 14.Х.1970 Бюллетень № 32
ДаpB опу бликова ния описания 26.II.1971
Кл. 47b; 4
МПК F 16с 23/04
УД К. 621.822.5 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
Иностранец
Карл Эвальд Андреас Готберг (Швеция) Заявитель
Иностранная фирма
«Актиеболагет Свенска Куллагерфабрикен» (Швеция) ОПОРА СКОЛЪЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции опор скольжения со спиральными канавками на криволинейных опорных поверхностях пяты и подпятника.
При создании опор скольжения с криволинейными опорными поверхностями необходимо обеспечить между ними надежный равномерный зазор при различных условиях нагружения.
Известны сферические опоры скольжения со спиральными канавками на опорных поверхностях пяты и подпятника, выполненных монолитными, при этом несущие поверхности обработаны с точностью до нескольких десятых долей микрона, Незначительное смещение пяты относительно вогнутой сферической поверхности подпятника, которое возникает при нагружении опоры, вызывает изменение зазора и толщины масляной пленки по всей поверхности нагружения. Это уменьшает грузоподъемность опоры и при повышенных нагрузках может привести к металлическому контакту пяты и подпятника. Попытки уменьшить вероятность металлического контакта и повысить грузоподъемность опор скольжения путем модифицирования формы опорных поверхностей приводят только к усложнению и удорожанию изготовления элементов опоры.
Более надежная стабилизация толщины смазочного слоя и повышение грузоподъемно5 сти опоры достигается за счет выполнения подпятника в виде тонкостенной металлической оболочки, что и сообщает опоре ряд пре, имуществ.
Благодаря упругости оболочкоподобного
10 подпятника зазор между опорными поверхностями:в процессе работы будет примерно постоянным по большей части поверхности нагружения, что значительно увеличивает допускаемую нагрузку на опору.
Подпятник может быть изготовлен из листового материала и весьма экономичным образом, например штамповкой.
По сравнению с подобными или более массивными подпятниками из пластика, обладаю20 щего значительной упругостью, подпятник из листового металла является более теплостойким.
Толщина оболочки подпятника может несколько изменяться в зависимости от свойств металла, из которого она выполнена, и других факторов. Она должна быть около 10% диаметра опорной поверхности.
На фиг. 1 изображена сферическая опора со спиральными канавками для реверсивного зО вращения в продольном разрезе; на фиг. 2—
284753 рисунок канавок; на фиг. 3 — односторонняч сферическая опора со спиральными канавками в продольном разрезе; на фиг. 4 — тороидальная опора со спиральными канавками в продольном разрезе. 5
Сферическая опора со спиральными канавками состоит из шара 1, установленного в чашевидном подпятнике 2, выполненном в виде тонкостенной металлической оболочки. На вогнутой поверхности 3 выполнены спиральные 1О канавки 4, которые нагнетают смазку в направлении центра подпятника при вращении шара в нужном направлении относительно оси опоры. С противоположной стороны шара имеется оболочка 5 с канавками б на опорной 15 поверхности. Эти канавки расположены таким образом, чтобы смазка нагнеталась к центру оболочки при ее вращении в направлении, противоположном вышеуказанному, относительно шара, который в этом случае остается неподвижным, При таком выполнении спиральных канавок опора может быть использована для реверсивного вр ащения.
Подпятник снабжен фланцем 7, который покоится на крышке 8 гильзы 9, охватывающей опору.
Фланец может быть плоским, коническим или может быть снабжен цилиндрическим участком для создания масляной ванны. Внутри гильзы размещена втулка 10, охватывающая вал 11, с незначительным зазором между ними.
Оболочка также снабжена фланцем 12, который опирается на плоскую опорную поверхность 13 на конце вала, Подпятник и ооолочка могут быть радиально смещены относительно своих опор, и поэтому шар может автоматически занять положение, в котором его центр располагается на оси вращения вала. 4о
Так как подпятник поддерживается окружающей опорной поверхностью 14, то при создании осевой нагрузки поверхность подпятника будет упруго приспосабливаться к шару.
Поэтому точность изготовления не имеет такого значения, как если бы подпятник был выполнен монолитным. Путем соответствующей регулировки положения опорной поверхности относительно линии приложения нагрузки и выбора толщины оболочки подпятника можно получить форму зазора между шаром и подпятником, которая наиболее соответствует назначению опоры.
Подпятник и оболочку опоры чаще всего изготавливают, выдавливая спиральные канавки на плоском листе. Затем лист формируют по шару, чтобы придать ему сферическую форму. В процессе формирования полосы между канавками чеканятся.
Обычно принято проектировать рисунок канавок так, чтобы ширина 5 канавок и ширина а расстояний между ними (полос) были равны. Рисунок канавок предпочтительно изготавливается так, чтобы — )1.
65
Опора со спиральными канавками для односторон него вращения состоит из шара 1, положение которого относительно оси вращения фиксируется торцом вала 15 и гильзой 9. При этом внутренняя поверхность гильзы центрирует и вал, и шар. Подпятник и в этом случае снабжен фланцем, имеющим цилиндрическую надставку 16, образуя масляную ванну. Надставка служит также для рассеивания тепла, образующегося в подшипнике.
Подпятник 2 опирается на плоскую поверхность 14 с возможностью радиального перемещения.
На фиг. 4 изображена опора со спиральными канавками, в подпятнике 2 которой выполнено центральное отверстие и в нем установлен вал 11. В этом случае вогнутая поверхность подпятника формируется в виде сектора, но может быть сферической или конической.
Предмет изобретения
1. Опора скольжения, содержащая сферическую пяту, соединенную с валом машины, и подпятник, установленный в корпусе, со спиральными канавками на одной из криволинейных поверхностей, отличающаяся тем, что, с целью стабилизации толщины смазочного слоя и повышения грузоподъемности, подпятник выполнен в виде тонкостенной оболочки.
2; Опора скольжения по п, 1, отличающаяся тем, что стенка оболочки подпятника имеет постоянную толщину.
3. Опора скольжения по пп. 1 и 2, отличиющаяся тем, что ширина спиральных канавок меньше, чем расстояние между ними.
4. Опора скольжения по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что подпятник снабжен кольцевым фланцем.
5. Опора скольжения по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что подпятник установлен в корпусе с возможностью радиального перемещения, а пята жестко соединена с валом.
6. Опора скольжения по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что подпятник жестко соединен с корпусом, а пята установлена на валу с возможностью радиального перемещения.
7. Опора скольжения по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что пята и подпятник зафиксированы соответственно относительно вала и корпуса.
8. Опора скольжения по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что пята и подпятник установлены соответственно на валу и в корпусе с возможностью осевого перемещения.
9. Опора скольжения по пп. 1 — 4, отличающаяся тем, что пята выполнена в виде шара и снабжена дополнительной тонкостенной оболочкой, по форме соответствующей подпятнику, содержащей спиральные канавки противоположного направления и установленной между валом и пятой.
10. Опора скольжения по пп. 1 — 8, отличающаяся тем, что в пяте и подпятнике выполнены центральные отверстия для вала.
284753 о»иг 3 иг Ф
Составитель Г. Козлов
Редактор К. Шанаурова Корректор T. А. Джаманкулова
Заказ 11/42 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Тип Харьк. фил. пред. «Патент»



