В п т б и а. м. лебедевфондажрш
О П И С А Н И Е 284638
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Рессублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 29 17.1969 (№ 1327164/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликогано 14.Х.1970. Бюллетень ¹ 32
Дата опубликования описания 20.1.197I
Кл. 65с, 15
МПК В 63h 16/00
УДК 629.125.5(088.8) Комитет оо делам изобретений и открытий ори Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Б. И. Кругляков, М. К. Герцык, В. А. Салкин, Л. С. ац и А. М. Лебедев
Канонерский судоремонтный завод
Фбк), Заявитель
РЕВЕРСИВНЬ1Й УСКОРИТЕЛЬ РУЧНОГО ПРИВОДА
СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКИ
Изобретение относится к области судостроения, а именно к приводам для спасательных шлюпок и может применяться для преобразования качательного движения гребцов-качальщиков во вращательное движение гребного вала.
Известны реверсивные ускорители ручного привода спасательной шлюпки, состоящие из корпуса и смонтированных в нем ведущего и ведомого валов зубчагои передачи, кривошипно-шатунного механизма с рукоятками и механизма автоматического рсверсирования.
Однако известные ускорители требуют полной остановки гребцов:3 момент реверсирования с последующим изменением направления качателыюго движения.
Целью изобретения является повышение эффективности привода и его надежности.
Для этого в предложе щом ускорителе зубчатая передача выполнена двухступенчатой с цилиндрической зубча гой парой на второй ступени, а механизм ав томатического реверсирования — в виде роликового тормозного заклинивающего устройства, смонтированного на концах ведущего вала, автоматически стопор я щего его при p23i pñ0.
На фиг. 1 представлен ускоритель, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А-А; на фиг. 3 — разрез |о Б-Б; на фиг. 4 — общий вид привода.
Ускоритель представляет собой крнвошипный механизм с повышающей двухступенчатой зубчатой передачей, имеющей коническую пару в первой ступени (шестерня,1 и зубчатое
5 коническое колесо 2) и цилиндрическую пару во второй ступени (зуочатые колеса 8 и 4).
При качании рабочие рычаги (качалки) 5 через шарнирные тяги 6 и кривошипы 7, насаженные на концы ведущего вала 8, передают
10 вращение конической паре шестерен. С внутренней стороны коничес:<их колес выполнены вза нмодействующие кулачковой муфтой реверса 9, которая имеет свободное осевое перемещение вдоль вала.
15 Преодоление мертвых точек кривошипного механизма и равномерность вращения гребного винта 10 достигаюгся посредством инерционного маховика 11, насаженного на гребной вал 12. Рсвсрсирование осуществляется попе20 ременным соединением кулачковой муфты с тем или иным KQHII÷åcõèì колесом.
На вал конической шестерни 1 насажена зубчатое цилиндрическое колесо 8, взаимодей25 ствующсс с зубчатым колесом 4 гребного вала. На обоих концах вала кривошипно-шатунного механизма установлено автоматически заклинивающее роликовое устройство И, обеспечивающее движение рычагов качалок
30 только в заданном направлении.
284!) 38
7иг
Переключение ревер. а на передний или задний ход осуществляется рукояткой эксцентрикового привода, выведе.гной из корпуса ускорителя.
Рычаги-качалки 5, укрепленные на неподвижной опоре 14, через шарнирные тяги б н кривошипы 7 сообщают вращательное движение ведущему валу 8. Ведущие конические колеса, взаимодействуя с конической шестерней 1, передают вращение цилиндрической паре 3, 4 и далее — гребному винту 10, Реверс осуществляется поворотом рукоятки эксцентрикового привода 15, воздействующего вилкой на кулачкозую муфту 9, перемещающуюся в осевом направлении по валу и входящую в зацепление с кулачками конических колес 2.,Пр и в за им о действии кул ачко в ой муфты с одним из конических колес другое колесо свободно вращается в противоположную сторону.
Устройство 18, смонтированное на конницах ведущего вала, обеспечивает гарантированное движение шлюпки в заданном направлении, благодаря тому, что ролики устройства 3ВТ0матически стопорят ведущий вал, удерживая его от вращения в противоположном направлении.
Предмет изобретения
Реверсивный ускоритель ручного привода
10 спасательной шлюпки, состоящий из корпуса и смонтированных в нем ведущего и ведомого валов зубчатой пер:дачи, кривошипно-шатунного механизма с рукоятками и механизма автоматического реверсирования, отличаю15 бийся тем, что, с целью повышения эффективности привода и его на (сжности, зубчатая передача выполнена двухступенчатой с цилиндрической зубчатой парой»а второй ступени, а механизм автоматического реверсирования
20 выполнен в виде роликового тормозного заклинивающего устройства, смонтированного на концах ведущего вала, автоматически стопорящего его при реверсе.
284638
Б-Б
Фиг 3
-л М
Редактор Т. А. Рыбалова Техред А. А, Камышннкова Корректор Т. А, Джаманкулова
Заказ 3787/10 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская паб., д. 4)5
Типография, пр, Сапунова, 2



