Способ получения котельного топлива
Владельцы патента RU 2678449:
Открытое акционерное общество "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", (ОАО "Славнефть-ЯНОС") (RU)
Способ получения котельного топлива, включающий вакуумную ректификацию прямогонного мазута, с получением утяжеленного гудрона и металлизированной фракции вакуумной ректификации, фракции вакуумного газойля с последующим висбрекингом утяжеленного гудрона с получением комбинированного продукта висбрекинга, при этом для получения котельного топлива смешивают гудрон утяжеленный, металлизированную фракцию вакуумной ректификации мазутов, смесь асфальта и экстракта производства масел, разбавитель - прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С, комбинированный продукт висбрекинга, характеризующийся тем, что в процессе вакуумной ректификации смесевого сырья дополнительно выделяют фракцию с температурой кипения 360-390°С и используют ее в качестве дополнительного компонента разбавителя котельного топлива, в котельное топливо дополнительно вводят фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С, при следующем соотношении компонентов смешения в котельном топливе, мас. %: гудрон утяжеленный 0,7-12,0; металлизированная фракция вакуумной ректификации мазута 0,5-8,0; фракция каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С 0,1-3,0, смесь асфальта и экстракта производства масел 0,1-6,0; разбавитель: фракция ректификации прямогонного мазута с температурой кипения 360-390°С 0,1-6,0 и прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С 0,1-1,8; комбинированный продукт висбрекинга - остальное до 100,0. Технический результат - снижение количества прямогонного дизельного топлива фракции 160-360°С в приготовлении котельного топлива и повышение температуры вспышки топлива. 1 табл., 3 пр.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к способам получения котельного топлива из нефтяных остатков, и может быть использовано для увеличения глубины переработки нефти.
Товарные котельные топлива получают из тяжелых нефтяных остатков путем прямого разбавления светлыми фракциями до требуемой вязкости или через процесс висбрекинга.
Известен способ висбрекинга нефтяных остатков [патент РФ №2217474], включающий нагрев нефтяного остатка до температуры висбрекинга с получением газа, бензиновых фракций и остатка висбрекинга с дальнейшим фракционированием остатка висбрекинга на три фракции - легкого, тяжелого газойлей и тяжелого остатка с последующим смешением легкого газойля с тяжелым остатком, для получения котельного топлива, а также смешения тяжелого газойля с частью оставшегося легкого газойля для использования в качестве сырья для производства моторных топлив и заданной вязкости котельного топлива.
Недостатком данного способа является необходимость использования значительного количества (до 50 мас. %) разбавителя (фракция 160-350°С) для получения котельного топлива, соответствующего ГОСТ 10585-99.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения котельного топлива [патент РФ №2407775], который включает вакуумную ректификацию смесевого сырья, содержащего прямогонный мазут и смесь побочных продуктов производства масел - асфальта и экстракта производства масел, с получением утяжеленного гудрона, металлизированной фракции вакуумной ректификации и фракции вакуумного газойля, с последующим висбрекингом утяжеленного гудрона с получением комбинированного продукта висбрекинга, при этом для получения котельного топлива при смешении компонентов дополнительно вводят разбавитель-прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С при следующем соотношении компонентов смешения, мас. %:
гудрон утяжеленный | 6-12 |
металлизированная фракция вакуумной | |
ректификации мазутов | 3-8 |
смесь асфальта и экстракта производства масел | 2-6 |
разбавитель - прямогонное дизельное топливо | |
фракции 160-360°С | 2-5 |
комбинированный продукт висбрекинга | остальное до 100. |
Недостаток этого способа заключается в том, что остается высоким вовлечение дорогого прямогонного дизельного топлива фракции 160-360°С - сырья для получения высокооктановых бензинов и дизельных топлив в приготовление котельного топлива и невысокая температура вспышки топлива.
Целью изобретения является снижение применения дорогого прямогонного дизельного топлива в приготовлении котельного топлива и повышение температуры вспышки топлива.
Поставленная цель достигается использованием способа получения котельного топлива, включающего вакуумную ректификацию прямогонного мазута с получением утяжеленного гудрона и металлизированной фракции вакуумной ректификации, фракции вакуумного газойля, с последующим висбрекингом утяжеленного гудрона с получением комбинированного продукта висбрекинга, при этом для получения котельного топлива смешивают гудрон утяжеленный, металлизированную фракцию вакуумной ректификации прямогонного мазута, смесь асфальта и экстракта производства масел, разбавитель-прямогонное дизельное топливо фракция 160-360°С, комбинированный продукт висбрекинга, при этом в процессе вакуумной ректификации прямогонного мазута дополнительно выделяют фракцию с температурой кипения 360-390°С и используют ее в качестве дополнительного компонента разбавителя котельного топлива, в котельное топливо дополнительно вводят фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С, при следующем соотношении компонентов смешения в котельном топливе в мас. %:
Способ осуществляют следующим образом.
Пример 1
Предварительно производят вакуумную ректификацию прямогонного мазута с получением разбавителя - фракции ректификации прямогонного мазута с температурой кипения 360-390°С, для которой оборудован дополнительный боковой отвод, металлизированной фракции вакуумной ректификации прямогонного мазута из ранее существующего бокового отвода, утяжеленного гудрона из нижней части колонны, фракций вакуумного газойля из ранее существующих боковых отводов, которые в дальнейшем используют в качестве сырья для других установок. Далее проводят процесс висбрекинга части утяжеленного гудрона с получением комбинированного продукта висбрекинга. Также для получения котельного топлива с установки каталитического крекинга отбирают фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С, а с установки производства масел смесь асфальта и экстракта. При получении котельного топлива смешивают мас. %: гудрон утяжеленный - 0,7; металлизированную фракцию вакуумной ректификации прямогонного мазута - 8,0; фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С - 0,1; смесь асфальта и экстракта производства масел - 6,0; разбавитель - прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С - 0,1 и фракцию ректификации прямогонного мазута с температурой кипения 360-390°С - 6,0, комбинированный продукт висбрекинга - остальное до 100,0.
Пример 2
Компоненты сырья получены аналогично примеру 1.
При получении котельного топлива смешивают мас. %: гудрон утяжеленный - 6,0; металлизированную фракцию вакуумной ректификации прямогонного мазута - 4,2; фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С - 1,9; смесь асфальта и экстракта производства масел - 2,8; разбавитель - прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С - 1,2 и фракцию ректификации прямогонного мазута с температурой кипения 360-390°С - 0,1, комбинированный продукт висбрекинга - остальное до 100,0.
Пример 3
Компоненты сырья получены аналогично примеру 1.
При получении котельного топлива смешивают мас. %: гудрон утяжеленный - 12,0; металлизированную фракцию вакуумной ректификации мазута - 0,5; фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С - 3,0, смесь асфальта и экстракта производства масел - 0,1; разбавитель - прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С - 1,8 и фракцию ректификации прямогонного мазута с температурой кипения 360-390°С - 4,0, комбинированный продукт висбрекинга - остальное до 100,0.
Характеристика котельного топлива представлена в Таблице 1.
Применение предлагаемого способа получения котельного топлива позволяет снизить количество используемого дорогостоящего прямогонного дизельного топлива фракции 160-360°С. Полученное котельное топливо имеет более высокую температуру вспышки, то есть является более качественным.
Выведение дополнительной фракции 360-390°С в процессе вакуумной ректификации и использование ее как компонента разбавителя для применения способа в промышленном масштабе и введение в котельное топливо фракции каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С было осуществлено после многократных лабораторных исследований и проведения опытно-промышленных испытаний.
Предлагаемый способ прост для осуществления и может быть легко реализован на стандартном оборудовании нефтеперерабатывающих предприятий.
Способ получения котельного топлива, включающий вакуумную ректификацию прямогонного мазута, с получением утяжеленного гудрона и металлизированной фракции вакуумной ректификации, фракции вакуумного газойля с последующим висбрекингом утяжеленного гудрона с получением комбинированного продукта висбрекинга, при этом для получения котельного топлива смешивают гудрон утяжеленный, металлизированную фракцию вакуумной ректификации мазутов, смесь асфальта и экстракта производства масел, разбавитель - прямогонное дизельное топливо фракции 160-360°С, комбинированный продукт висбрекинга, отличающийся тем, что в процессе вакуумной ректификации смесевого сырья дополнительно выделяют фракцию с температурой кипения 360-390°С и используют ее в качестве дополнительного компонента разбавителя котельного топлива, в котельное топливо дополнительно вводят фракцию каталитического газойля с температурой кипения 190-550°С при следующем соотношении компонентов смешения в котельном топливе, мас. %: