Иллюминатор
3) 1
ОП КСАН И-Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
267364
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 26.Ч111,1968 (№ 1267315/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано. 011Ч.1970. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 7.VII.1970
Кл. 65а>, 34
МПК В 63Ь 19/00
УДК 629.12.011.83 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения В. П. Алексеев, А. А. Гундобин, 3. П. Костомаха и Г. Д. Нечипоренко
Заявитель
ИЛЛЮМИ НАТОР
Изобретение относится к судостроению, Известные иллюминаторы включают патрубок забортного отверстия и цилиндрический корпус, на котором шарнирно смонтированы рама со смотровым стеклом и штормовая крышка. Иллюминатор устанавливают:преимущественно в подводной части судна для осу-, ществления подводных наблюдений и съемок.
Предлагаемый иллюминатор отличается тем, что между корпусом и патрубком забортного отверстия смонтирована клинкетная заслонка, которая преграждает или обеспечивает допуск забортной воды к смотровому стеклу. Это обеспечивает безопасность эксплуатации судна в случае поломки стекла и возможности очистки внешней стороны стекла без постановки судна в док.
Кроме тото, на патрубке забортного отверстия смонтированы штуцеры для присоединения водяной и паровой судовых систем. Это позволяет очищать просматриваемую зону от ила, плавающих предметов и т. д.
На фиг. 1 показан предлагаемый иллюминатор, поперечный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке Л.
В предлагаемом иллюминаторе для подводных наблюдений и съемок патрубок 1 выполнен из материала корпуса судна. Толщина патрубка равна толщине наружной обшивки судна. Патрубок крепится к обшивке с помощью приварыша 2. На конце патрубка с помощью фланца 8 смонтирована клинкетная задвижка 4, которая соединена с корпусом 5 иллюминатора. Створчатая рама б, оптическое плоско-параллельное стекло 7 и штормовая крышка 8 крепятся непосредственно к корпусу иллюминатора. Створчатая рама шарнирно скреплена с корпусом и имеет четыре прилива для прижатия к нему при помощи задраек 9 и паз с резиновым уплотнением в месте соприкосновения с корпусом иллюминатора. Стекло 7 вмонтировано в раму при помощи прижимного кольца с винтами на резиновом уплотнении. Крышка 8 имеет три прилива для прижатия к раме иллюминатора при помощи задраек 10 и паз с уплотнением из резины по контуру в месте соприкосновения с рамой иллюминатора. Крышку 8, которая наряду с клинкетной задвижкой является дублирующим средством и служит для предотвращения и проникновения забортной воды внутрь корпуса судна, шарнирно крепят к корпусу иллюминатора. Кроме того, в конструкции иллюминатора предусмотрен контрольный кран ll, установленный в центре, штормовой крышки на приварыше и служащий для контроля за наличием воды между стеклом и штормовой крышкой в случае повреждения стекла при открытом клинкете, Кран 12 для спуска воды установлен в нижней части кор267364 пуса иллюминатора и служит для осушения полости между стеклом и клинкетной задви>ккой. Кран 18 для стравливания воздуха установлен в верхней части корпуса иллюминатора и служит для удаления воздушного пузыря из полости иллюминатора при заполнении ее забортной водой. Штуцер и кран 14 промывки патрубка водой при засорении его плавающими предметами, водорослями установлены в верхней части патрубка. Кран 14 соединен с системой забортной или пресной воды. Штуцер и кран 15 продувки патрубка паром для обогрева и очистки его при обмерзании или засорении плавающими льдинами смонтирован в верхней части патрубка и соединен с системой парового отопления.
Для того чтобы поставить иллюминатор в рабочее положение, проверяют закрыты ли краны 12 и 18, затем открывают контрольный кран 11 на штормовой, крышке,и, убедившись в отсутствии .воды между стеклом и штормовой крышкой, т. е..в целости стекла, открывают шторм о в ую кр ы ш ку 8.
Для очистки или протирки стекла с внешней стороны открывают кран 12 и осушаюг полость иллюминатора между стеклом и клинкетной задвижкой. Затем закрывают кран спуска воды, отдраивают и открывают раму б, очищают или протирают стекло. После этого закрывают и задраивают раму иллюминатора.
Открыв клинкетную задвижку на пол-оборота или один оборот, дают возможность заполниться водой полости иллюминатора. Кран 18 стравливания воздуха должен быть открыг.
При приолижении уровня воды к воздушной трубке, кран 18 закрывают. После этого полностью открывают клинкетную задвижку. При необходимости очистки патрубка иллюминатора от плавающих предметов, попавших в патрубок, открывают кран 14 промывки патрубка водой, а для удаления льда из патрубка открывают кран 18 продувки патрубка паром.
Предмет изобретения
1. Иллюминатор, устанавливаемый преимущественно в подводной части судна для осуществления подводных наблюдений и съемок, включающий патрубок забортного отверстия и цилиндрический корпус, на котором шарнирно смонтированы рама со смотровым стеклом и штормовая крышка, отличающийся тем, что, с целью обеспечения безопасности эксплуатации судна в случае поломки стекла и возможности очистки внешней стороны стекла без постановки судна в док, между корпусом иллюминатора и патрубком забортного отверстия смонтирована клинкетная заслонка, преграждающая или обеспечивающая допуск забортной воды к смотровому стеклу.
2. Иллюминатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью очистки просматриваемой зоны
30 от ила, льда, плавающих предметов и т. д., на патрубке забортного отверстия смонтированы штуцеры для присоединения водяной и паровой судовых систем.
267364
dud 4
Фиа 7
Составитель В. Левицкий
Редактор 3. Твердохлебова Техред 3. Н. Тараненко Корректор Л. C. Веденеева
Заказ 1745/9 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, N-35, Раушская наб., д. 475
Типография, пр. Сапунова, 2


