Устройство для защиты манометрических приборов от резких изменений давления
О П И С А Н И Е 267I37
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Совэ Советскин
Социалистические
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 07Л1.1969 (№ 1304048/18-10) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 01.IV.1970, Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 21 VII.1970
Кл. 421с, 13
МПК б Oll 19/06
УДК 531.787.2: 621-752 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министрое
СССР
Авторы изобретения
f, ! ф» со:т, !
В. П, Горбунов и Ю. В. Тишечкин
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ МАНОМЕТРИЧЕСКИХ
ПРИБОРОВ ОТ РЕЗКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ДАВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области измерения давления, а именно к элементам магистралей, подводящих давление к измерительному прибору, и может быть использовано при необходимости защиты измерительной полости системы измерения давления от резких изменений давления, которые могут разрушить передаточно-множительные механизмы, деформировать чувствительные элементы, сбить с нуля стрелки указателей и т. д. При этом для системы измерения давления, в частности, манометрических приборов, может быть опасным как резкое увеличение давления, так и его сброс.
Известны устройства для защиты манометрических приборов от резких изменений давления, содержащие чувствительный элемент, связанный с клапанным устройством, которое установлено перед манометрическим прибором.
Известные клапаны-отсекатели и противовзрывные клапаны обладают недостаточной устойчивостью к вибрациям и линейным ускорениям, недостаточной чувствительностью и возможностью создания аварийной ситуации при измерении давления в случае залипания затворных элементов в крайних положениях.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что, с целью повышения устойчивости к вибрациям и ускорениям и повышения чувствительности, чувствительный элемент выполнен в виде двух мембран, разделяющих корпус на три полости. Полости соединены между собой отверстиями с регулируемым дросселированием. Причем центры мембран связаны тягами с рычагом, несущим на своих концах затворные элементы, разобщающие среднюю полость с подводящими и отводящими каналами.
В случае залипания затворных элементов по какой-либо причине в одном из крайних полоl0 жений, для визуального контроля за их состоянием и выключения устройства из работы каждый затворный элемент снабжен электрическим контактом, соединенным с индикатором и через реле времени — с электропневмоклапа,1s ном, установленным в обводной магистрали.
Электропневматическая схема предлагаемого устройства представлена на чертеже.
Устройство состоит из подводящего канала а, связанного с корпусом 1, разделенным на
20 три полости (одна средняя полость А и две подмембранные полости Б и В) чувствительными элементами в виде мембран 2 и 8. Отводящий канал б соединен с защищаемым манометрическим прибором 4. Подводящий канал а
25 выходит в среднюю полость А и может быть перекрыт затворным элементом 5, расположенным -на конце рычага б, связанного тягами 7 и
8 с центрами мембран 2 и 3. На другом конце рычага б также расположен затворный эле3п мент 9, который может перекрывать вход в
267137
45 отводящий канал б. Средняя полость соединена с подмембранными полостями Б и В отверстиями в и г с регулируемым дросселированием. Каждый затворный элемент 5 и 9, а также конец подводящего канала и конец отводящего канала б снабжены электрическими контактами 10 и 11, электрически связанными с индикатором 12 и через реле 18 времени — с электропневмоклапаном 14, на который может быть подано плюсовое напряжение с помощью тумблера 15 ручного управления электропневмоклапаном. Подводящий канал может быть соединен с-отводящим каналом и с помощью обводной магистрали 15.
Устройство работает следующим образом.
При резком изменении давления, подаваемого в подводящий канал, быстро нарастает давление в средней полости. В зависимости от степени дросселирования отверстий в и г, а также скорости изменения давления в средней полости возникает больший или меньший перепад давления между подмембранными полостями Б, В и средней полостью А. В случае возникновения перепадов, достаточных для хода мембран 2 и 8, последние, имея связь через тяги 7 и 8, поворачивают рычаг б и перекрывают затворным элементом 9 вход в отводящий канал. При выравнивании давлений в подмембранных полостях и средней полости А затворный элемент 9 открывает отводящий канал б.
При резком умсньшении давления в подводящем канале а уменьшается давление в средней полости А, а на мембранах 2 и 8 появляется перепад давления, вызывающий их ход, который при достаточном перепаде давлений приводит к перекрыванию затворным элементом 5 подводящего канала. При выравнивании давлений B подмембранных полостях Б, В и средней полости Л затворный 5 элемент открывает подводящий канал.
Поскольку мембраны в рабочих режимах совершают встречный ход и связаны друг с другом тягами 7 и 8 через рычаг б, то при воздействии линейных перегрузок или вибраций инерционные силы одной мембраны будут компенсировать инерционные силы другой мембраны, т,е. система является устойчивой к линейным и вибрационным перегрузкам.
Наличие рычага б позволяет увеличить величину хода затворных элементов 5 и 9 по сравнению с ходом мембран 2 и 8.
О положении затворных элементов оператор может судить по индикатору 12, электрический сигнал на который поступает с контактов 10 или 11 затворных элементов.
В случае длительного перекрывания подводящего или отводящего каналов затворными элементами каналы а и б соединяются между собой через обводную магистраль 1б путем открывания электропневмоклапана 14 от сигнала реле 18 времени, настроенного на заданную задержку в зависимости от ожидаемой длительности и величины возможных импульсов давления. В случае необходимости эту команду может подать оператор, включив тумблер 15 ручного управления электропневмоклапаном.
Предмет изобретения
1. Устройство для защиты манометрических приборов от резких изменений давления, содержащее чувствительный элемент, связанный с клапанным устройством, которое установлено перед манометрическим прибором, отличиющееся тем, что, с целью повышения устойчивости к вибрациям и ускорениям и повышения его чувствительности, чувствительный элемент выполнен в виде двух мембран, разделяющих корпус на три полости, которые соединены между собой отверстиями с регулируемым дросселированием, причем центры мембран связаны тягами с рычагом, несущим на своих концах затворные элементы, разобщающие среднюю полость корпуса с подводящими и отводящими каналами.
2. Устройство по п. 1.,îòëè÷àþùååñÿ тем, что, с целью выключения его из работы в случае выхода из строя, каждый затворный элемент снабжен электрическим контактом, соединенным с индикатором и через реле времени — с электропневмоклапаном, установленным в об. водной магистрали.
267137
Составитель Г, Н. Невская
Техред Л. В. Куклина Корректор Л. С, Веденеева
Редактор Л. Мутовкина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1890/4 Тираж 480 Подписное
ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


