Устройство для моделирования систем регулирования газотурбинных двигателей

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2648I2

Соав Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Кл. 42m<, 7/62

Заявлено 16,Х11.1968 (№ 1291456/18-24) с присоединением заявки ¹

МПК 6 06g

УДК 681.333(088.8) Приоритет

Опубликовано ОЗЛ11.1970. Бюллетень № 9

Дата опубликования описания 16.VI.1970

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

В. И. Штоль

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ

РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИ ГАТЕЛЕЙ

Изобретение относится к области аналоговой вычислительной техники.

Известно устройство для моделирования систем регулирования газотурбинных двигателей, содержащее электропривод постоянного тока с датчиком тока якоря генератора и тахогенератором, усилитель мощности, интегратор, нелинейный блок, блок формирования регулирующего воздействия по «отклонению», суммирующий блок, блок компенсации инерционности обмотки возбуждения генератора.

Известные устройства имеют значительную динамическую погрешность.

Предложенное устройство отличается тем, что, с целью уменьшения динамической погрешности устройства, в нем выход интегратора соединен со входом нелинейного блока и входом блока формирования регулирующего воздействия по «отклонению», второй вход которого подключен к тахогенератору, а выходы нелинейного блока, блока формирования регулирующего воздействия по «отклонению», а также цепь входного сигнала интегратора и выход датчика тока якоря генератора подключены ко входам суммирующего блока.

Структурная схема установки представлена на чертеже.

Установка состоит из счетно-решающего устройства 1, включающего в себя электродную модель газотурбинного двигателя, интегратор 2 и систему управления электроприводом, куда входят: блок 8 формирования регулирующего воздействия по «отклонению», нелинейный блок 4, суммирующий блок 5 и блок компенсации б инерционности обмотки возбуждения генератора усилителя мощности

7 электропривода постоянного тока 8, содержащего генератор 9, двигатель 10, датчик то10 ка 11 якорной цепи, тахогенератор 12.

Сигнал управления U„, пропорциональный числу оборотов ротора моделируемого газотурбинного двигателя, с выхода интегриру ощего блока (интегратора) 2 поступает на

15 вход блока 8 формирования регулирующего воздействия по «отклонению». На второй вход этого же блока с выхода тахогенератора 12 поступает сигнал отрицательной обр атной связи U„, пропорциональный числу оборотов

20 юэ вала электропривода. Сигнал ЛЬ с выхода блока 3, равный в общем случае:

AU= К,(U„— U„)+-К, I(U„— U.,) й-10

25 (и Uns) з

dt

1 где Кь К, Кз — коэффициенты усиления, представляет собой регулирующее воздействие обычной системы с замкнутой цепью уп30 равления.

264812

Разомкнутая цепь управления, предназначенная для быстрого и полного воспроизведения управляющего сигнала <1„представляет собой цепь сигнала U;, полученного на входе интегрирующего блока 2 электронной модели и пропорционального угловому у.скорению ротора моделируемого газотурбинного двигателя.

Вторая цепь управления по разомкнутому циклу включает в себя нелинейный блок 4, вырабатывающий сигнал U<,» для компенсации момента сопротивления нагрузки при изменении числа оборотов привода, Если момент сопротивления нагрузки является функцией не только числа оборотов, но и других параметров, необходимо корректировать выход нелинейного блока по этим параметрам, т, е. применить нелинейный блок от нескольких переменных.

Сигналы ЛУ, U„, U<» поступают каждый на свой вход суммирующего блока 5. На вход этого же блока с выхода датчика тока 11 якорной цепи поступает также сигнал глубокой отрицательной обратной связи по току якоря У „генератора 9. Выходной сигнал

Uz c)> Io e< o o oK o eTc Ha вход блока компенсации б инерционности обмотки возбуждения генератора, а с его выхода— на вход усилителя мощности 7, питающего обмотку возбуждения генератора 9. Благодаря глубокой отрицательной ооратной связи по току якоря генератора ток в якорной цепи электропривода мало зависит от скорости вращения электропривода и его величина поддерживается равной значению:

1 a — К6 1-1 + К5 и + Кбv<ë»> где К6, Ки, К6 — коэффициенты усиления внутреннего замкнутого контура регулирования тока по соответствующим входам.

Блок компенсации б инерционности обмотки возбуждения генератора служит для улучшения динамики контура регулирования тока якорной цепи. Выходной сигнал этого блока U „ð связан со входным Uz соотношением:

dU,.

К Ь+ «) где Т,„— постоянная времени обмотки возбуждения генератора;

К вЂ” коэффициент усиления.

В результате внутренний контур регулирования тока можно сделать практически безынерционным.

Регулирование скорости вращения электропривода осуществляется путем изменения величины тока 1 в его якорной цепи.

Рассмотрим динамику системы регулирования скорости вращения с разомкнутыми цепями управления (в этом случае необходимо, чтобы AU= — О).

Уравнение движения вала двигателя электр опривода:

1 —" " =(0,97К,Ф)1, — М,(пэ), (1) 5 где 1 — суммарный момент инерции привода и нагрузки, приведенный к оси вращения; и, — число оборотов привода; (0,97К, Ф)— коэффициент, характеризующий магнитный поток двигателя; М, (пэ) — момент сопротивления на валу двигателя, зависящий от числа оборотов.

Учитывая, что

1а — К6 1„ + К6 1 (и) после подстановки (2) и (1) имеем:

1 " =(0,97К,Ф)К,U„+

20 + (0,97К,Ф) К6У (и) — Л, (пэ).

Пусть (0,97К,Ф) К,U„— Л, (пэ) = О. (4) Чтобы выполнить условие (4) требуется соответствующим образом подобрать нелинейную функцию U(n). Для этого необходимо предварительно разомкнуть систему по входам <1„и ЛУ„, снять зависимость установившегося значения числа оборотов привода

U„, от величины сигнала по входу U<.».

В нелинейный блок 4 закладывается характеристика, обратная снятой. В этом случае сигнал U(n) на выходе блока 4 представляет собой управляющее воздействие, компенсирующее момент сопротивления нагрузки о числу оборотов в установившемся режиме.

С учетом (4) уравнение (3) можно представить в виде:

40 и, (0 > 1K @) Kgj 1 (5)

dt ° и .г—

30 где ʄ— передаточный коэффициент интегрирующего блока электронной модели газотурбинного двигателя, Таким образом, из выражений (5) и (6) очевидно, что система с разомкнутыми цепями управления обеспечивает пропорциональность углового ускорения и числа оборотов вала привода угловому ускорению и числу оборотов ротора моделируемого газотурбинного двигателя.

В действительности соотношения (5) и (6) выполняются с некоторым приближением, так как не учитывается реакция якоря двигателя на переходных режимах и условие (4) выполняется приближенно.

Для устранения возникшей в результате этого погрешности по числу оборотов и слу<>5 жит система с замкнутой цепью управления, 1 (0,97К,Ф) К, » U „(0,97К Ф) 1

45 пэ: и

) = — и> )

/в о и

30 30

264812

П р е д м е т,и з о б р е т е н и я! ! !

Составитель Е. Е, Тимохина

Редактор Б. С. Нанкина Техред 3. H. Тараненко Корректор С. А. Кузовенкова

3 а к аз 1504/4 Тираж 500 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва )К-35, Раушская наб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2 которая вырабатывает дополнительное регулирующее воздействие Л U, ликвидируя тем самым ошибку по числу оборотов системы с разомкнутыми цепями управления. Динамическая погрешность замкнутой системы является уже погрешностью от погрешности системы с разомкнутыми цепями управления.

Поэтому общая погрешность всей установки может быть сделана весьма малой, Устройство для моделирования систем регулирования газотурбинных двигателей, содержащее электропривод постоянного тока с датчиком тока якоря генератора и тахогенератором, усилитель мощности, интегратор, нелинейный блок, блок формирования регулирующего воздействия по «отклонению», суммирующий блок, блок компенсации инерционности

5 обмотки возбуждения генератора, отличати ееся тем, что, с целью уменьшения динамической погрешности устройства, в нем выход интегратора соединен со входом нелинейного блока и входом блока формирования регулиlO рующего воздействия по «отклонению», второй вход которого подключен к тахогенератору, а выходы нелинейного блока, блока формирования регулирующего воздействия по «отклонению», а также цепь входного сигнала интегра15 тора и выход датчика тока якоря генератора подключены ко входам суммирующего блока.

Устройство для моделирования систем регулирования газотурбинных двигателей Устройство для моделирования систем регулирования газотурбинных двигателей Устройство для моделирования систем регулирования газотурбинных двигателей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может использоваться в средствах связи, аудио-, видео- и информационно-измерительной техники для моделирования периодических изменений напряжения произвольной формы

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для моделирования электрических устройств

Изобретение относится к системам управления, в частности к моделированию электромеханических приводов, и предназначено для полунатурного моделирования электромеханического привода при проведении отработок и сдаче штатных аппаратно-программных средств системы управления

Изобретение относится к области моделирования работы систем связи и может быть использовано для моделирования процессов эксплуатации сетей связи

Изобретение относится к технике моделирования систем передачи дискретной информации

Изобретение относится к области вычислительной техники и может использоваться в электроэнергетике для автоматического выбора токоведущих элементов систем электроснабжения по нагреву
Наверх