Автоматический клапан дистанционного управления для напорных трубопроводов
1 пи
О П И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
261 ОЬО
Союз Саветскнк
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 4?g, 13
Заявлено 20.V.1968 (№ 1242647/25-8) с присоединением заявки ¹
Комитет аа делагл изааретений и аткаытий ари Сааете Министров
СССР
МПК Г 16k
Приоритет
Опуоликовано 06.1,19?0. Бюллетень ¹ 4
Дата опубликования описания бЛ .Г970
УДК 621.646.983 (088.8) Лвтор изобретения
А, Б. Дворкин
Заявитель
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛАПАН ДИСТАНЦИОННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ НАПОРНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Известны клапаны дистанционного управления для напорных труоопроводов, выполненные с диафрагменным силовым приводом и золотниковым распределительным устройством, работающим от сильфонного атеханпзма, со штоком которого вз аимодействует хр аповой механизм.
Предлагаемый автоматический клапан отличается от известных тем, что, с целью повыш енот я н адеж иост и .работы клапана н а загрязненной раоочей жидкости, его распреде;тительный орган выполнен в виде распределительного клапана с .приводом от подпружиненного штока, связ анного с дополнительной диафрагмой, .воспринимающей импульсы давления в напорном трубопроводе, а храповой механизм взаимодействует с подпружиненным штоком, управляя его ходом.
На чертеже схематично изображен описываемый клапан.
Между корпусом 1 и колпаком 2 зажата эластичная диафрагма 8, соединенная тарелками 4 и гайками 5 со штоком б, на котором с помощью кольца 7:и штифта 8 укреплен двухдисковый клапан 9. Оба диска снабжены резиновыми уплотнительными кольцами 10, которыми он и опираются на клапанные седла 11 и 12, закрепленные в корпусе 1.
Вдоль штока б, который передвигается во втулках 18 и 14, может перемещать ся д вух2 дисковый клапан 9. Под колпаком 2 размещена возвратная пружина 15. B корпусе 1 со стороны входа имеется канал Б, соединенный втулкой 1б с каналом В, выполненным в кол5 паке 2.
В приливе колпака 2 закреплен корпус 17.
B последнем размещен распределительный клапан 18, шток которого уплотнен резиновым кольцом 19. Корпус 17 закрыт сверху крыш10 кой 20. Клапан 18 прижимается к седлу пружиной 21. На наружной поверхности корпуса
17 имеются две проточки, верхняя,из которых соединена с надклапаннь.м пространством распределителя, а нижняя — с подклапанным.
15 Верхняя проточка сообщается с каналом В, нихкняя — с каналом Г, имеющим выход в атмосферу.
Под распределительным клапаном 18 во втулке 22, прикрепленной винтами к колпаку
20 2, располохкен толкатель 28 с наконечником
24, отнаимаемый в нижнее положение пружиной 25. Толкатель 28 имеет паз Д. Наконечн ик 24 контактирует с чулочной диафрагмой
2б, периферийная кромка которой защемлена
2s в проточке колпака 2 торцом втулки 22. Полость колпака 2 через отверстие Е сообщается с полостью под диафрагмой 2б, а через канал
Ж вЂ” с каналом В.
На верхнем днище колпака 2 установлен
30 палец 27, на котором смонтирован храповой
261060 избирательный механизм, выполненный в виде упорного диска 28 с прикрепленным к нему винтами 29 храповым колесом 80. В диске 28 имеются вырезы Л, радиус которых превышает радиус верхней частя толкателя 28. Вертикальное перемещение даска 28 вдоль пальца
27 ограничено упором 31. Над этим упором установлен рычаг 82 с роликом 88 и осью 84, на которой надета ведущая храпсвая сооачка 85, прижимаемая к храповому колесу 80 пружиной 86. Над рычагом 82 на пальце 27 укреплен неподвижный выносной рычаг 87 с осью 88 стопорной собачки 89, прижимаемой к храповому колесу пружиной 40. Под действием пружины 41, одним концом закрепленной на рычаге 87, рычаг 82 роликом 88 приж имается к коническому концу толкателя 28. Весь храповой механизм закрыт быстросъемной крышкой 42, крепящейся барашковой гайкой 48.
Жидкость под давлеънлем поступает в корпус клапана слева. При закрытом полохкении клапана жидкость по каналу Б, втулке 16 и каналу Ж поступает в наддиафрагменную полость колпака 2, уравнсвешивая давление жидкости на мембрану снизу. Двухдисковый клапан 9 прижат к седлам 11 и 12, проход жидкости через клапан закрыт. По каналу В, верхней проточке и отверстиям в корпусе 17 жидкость подводится к распределительному клапану 18 и прижимает его к седлу, обеспечивая плотное закрытие. Через отверстие Е жидкость подводится к диафрагме 26 и своим давлен ием отжимает центральную ее часть вверх, перемещая толкатель 28, сжимающпй пружину 25.
При подъеме толкателя 28 его конический конец отжимает ролик 88, поворачивая рычаг 82, а собачка 85 поворачивает храповое колесо 80 и соединенный с и им упорный диск 28 на угол, соответствующнй одному зубу храпового колеса 80. Подъем толкателя 28 происходит до упора паза в поверхность диска 28. При пон ижении давления жидкости в напорном трубопроводе до некоторой величины толкатель 28 под действием пружины 25 перемещается в н ижнее положение. Ролик 83 освобождается н рычаг 82 под действием пружины 41 возвращается в начальное положение, а собачка 85 войдет в зацепление со следующим зубом хра5
45 пового колеса 80. Таким образом, при последовательных,изменениях давления жидкости в напорном трубопроводе будет .происходить поворот диска 28.
При совмещении выреза И с толкатслем 28 последний поднлмается до упора наконечника
24 во впутренвий выступ втулки 22 и верхним концом поднимет распределительный клапан
18. жидкость по каналу Г начнет выходить в атмосферу. 3а счет дросселнрования жидкости во втулке 16 давление над диафрагмой 8 станет меньше, чем давление под диафрагмой, и двухдисковый клапан 9 откроется.
При очередном .понижениями давления толкатель 28 под,действием пружины 25 опустится, и распределительный клапан 18 закроется.
Давления жидкости над диафрагмой 8 и под диафрагмой уравняются, и двухдисковый клапан 9 под действием пружины 15 закроется.
Таким образом, при последовательных изменениях давления в напорном трубопроводе будет происходить открытие и закрыт ие клапана.
Описываемый клапан может использоваться в авто м атических оросительных систем ах, н апрпмер в системах автоматического дождевания, где командами для подачи воды в отдельные участки системы и прекращения подачи является изменение давления в напорных трубопроводах.
Предмет изобретения
Лвтом атпческий клапан дистанционного управления для,напорных трубопроводов, содержащий корпус, в котором расположен д иафр агменный силовой привод, распределительный орган и храповой механизм управления ходом штока, отличающийся тем, что, с целью по.вышения надежности .работы клапана на загрязненной рабочей жидкости, его распределительный орган выполнен в виде распределительного клапана с приводом от подпруж иненного штока, связанного с дополнительной диафрагмой, воспринимающей, импульсы давления в напорном трубопроводе, а храповой механизм взаимодействует с подпружиненным штоком, управляя его ходом.
41 цб
34
36
Составитель А. Савостин
Редактор Г. Гончарова Техред А. А. Камышникова Корректор Н. А. Митрохина
Заказ 1022/11 Тираж 499 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


