Патент ссср 256019
ОП ИСАНИЕ
ИЗ ОБРЕ ТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2560I9
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Кл. 21с, 59 10
Заявлено ОЗХ.1967 (¹ 1154763/24-7) с присоединением заявки Л 1159767/24-7
Приоритет
Опубликовано 04.XI.1969. Бюллетень ¹ 34
Дата опубликования описания 20.111.1970
МГ1К Н 02р
УД К 621.313.292.076.7 (088.8) Ковтитет по делахз изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
ТРАНЗИСТОРНЫМ ИНВЕРТОРОМ
Известно устройство для управления мостовыми транзисторными инверторами бесколлекторных электродвигателей постоянного тока, выполненное в виде многофазного индуктивного резонансного датчика положения ротора, компенсационными цепями.
Предлагаемая схема устройства позволяег устранить влияние основных потоков и потоков рассеяния смежных фаз, а также уменьшить потери в датчике.
его особенность заключается в том, чго между рабочими стержнями, на которых расположены обмотки, введены дополнительные стержни. Кроме того, в устройстве применены магнитные усилители, рабочие обмотки которых включены последовательно с компенсационными обмотками, а обмотки управления введены в цепи баз транзисторов инвертора, управляемых в противофазе.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема описываемого устройства; на фиг. 2— схема подключения двух обмоток к управляемым ими транзисторам.
Обмотки 1 — 8 статора бесконтактното двигателя подключены на выход трехфазного мостового инвертора на транзисторах 4 — 9.
Для управления транзисторами, применен многофазный индуктивный датчик 10 положения ротора,,состоящий из статора 11 и ротора 12. На статоре 11 между рабочими стержними, на которых расположены обмотки 18—
18, установлены дополнительные стержни без обмоток, которые экранируют стержни различных фаз и устраняют взаимное влияние
5 основных потоков и потоков рассеяния.
Источником питания для обмоток 18 и 14, подключенных к управляемым ими транзисторам 4 и 5, является источник переменного тока повышенной частоты 19. К нему подключены
10 основные резонансные цепи датчика, образованные обмотками 18, (4 и конденсаторами 20 и 21, и компенсационные цепи, содержащие дроссели 22, 28 и конденсаторы 24, 25. Выходное напряжение указанных цепей датчика че15 рез трансформаторы 2б, 27 и выпрямители
28, 29 подается на вход транзисторов 4, 5.
Обмотки трансформаторов 2б, 27, к которым подключены основные резонансные цепи, шунтированы конденсаторами 80, 81.
20 Устройство работает следующим образом.
Предположим, что в основных резонансных цепях датчика 10 возник последовательный резонанс .при максимальном значении индуктивности, т. е. в интервалах, когда магнитный по25 ток стержней с расположенными на них об мотками замыкается через выступы ротора и один из соседних свободных стержней без обмоток. При отсутствии резонанса компенсационные цепи обеспечивают существенное снп3р жение сигнала на выходе.
256019
В соответствии с этим поток стержня с обмоткой 14 замкнут через выступ ротора 12, поэтому в цепи элеменгов 19, 14, 21 наблюдается резонанс, выходное напряжение датчика через трансформатор 27 .поступает на вход транзистора 5 и включает его. Поток стержня. с обмоткой 18 замыкается через воздушный зазор, поэтому сигнал на входе транзистора 4 минимален, и этот транзистор заперт (цепи смещения, необходимые для активного запирания транзисторов 4 — 9, на фиг. 1 не показаны).
При повороте ротора 12 на угол его выступ выходит из-под стержня с обмоткой 14 и входит,под стержень с обмоткой 18. Поэтому включается транзистор 4 и запирается транзистор 5.
В устройстве, представленном на фиг. 1, прп резонансе в основной цепи датчика компенсационная цепь потребляет значительную мощность, что ведет к увеличению потерь в датчике. Для уменьшения указанных потерь можно отключать, компенсационные цепи на интервалах резонанса различными бесконтактными переключателями, например магнитными усилителями 82, 88, рабочие обмотки 84, 35 которых включены в компенсационные цепи датчика, а обмотки управления 8б, 87 введены в цепи без транзисторов, управляемых в противофазе (см. фиг. 2).
В результате, при наличии резонанса в цепи управления транзистора 4, его базовый ток течет через обмотку 87 и насыщает маг нитный усилитель 88. Компенсационная цепь с дросселем 28 обеспечивает минимизацию выходного сигнала и отключает транзистор 5. В ре5 зультате базовый ток транзистора 5 и ток обмотки управления магнитного усилителя 82 равен нулю, магнитный усилитель обладает максимальным сопротивлением, и компенсационная цепь с дросселем 22 потребляет незна10 чительный ток. Потери в датчике незначительны.
Предмет изобретения
1. Устройство для управления мостовым
15 транзисторным инвертором бесколлекторного электродвигателя постоянного тока, выполненное в виде многофазного индуктивного резонансного датчика положения ротора с применением компенсационных цепей, отличающее20 ся тем, что, с целью устранения взаимного влияния основных потоков и потоков рассеяния смежных фаз, между рабочими стержнями датчика введены дополнительные стержни без обмоток.
25 2. Устройство по п, 1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения потерь в датчике, применены магнитные усилители, рабочие обмотки которых включены последовательно в компенсационные цепи, а обмотки управле30 ния включены в цепи баз транзисторов инвертора, управляемых в противофазе.
Приоритет по п. 2 — от 22 мая 1967 г.
256019
9 сг 1
Составитель О. Коссов
Редактор Т. И. Гребенннк Техред Л. Я. Левина Корректор В. И. Жолудева
Заказ 532jl Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2


