Система и способ импульсного тушения пожаров на морских судах, морских платформах и объектах морского берегового базирования
Изобретение относится к противопожарной технике, к оборудованию для тушения быстроразвивающихся пожаров углеводородов на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности. Техническим результатом, достигаемым при использовании изобретения является повышение производительности и эффективности тушения быстроразвивающихся пожаров углеводородов за счет повышения дальнобойности комбинированной струи пены низкой и средней кратности до 100 и более метров. Способ заключается в подаче в зону пожара импульсной комбинированной водовоздушной струи пены низкой кратности и пены средней кратности. Для достижения технического результата система для тушения пожаров на морских судах, морских платформах и объектах морского берегового базирования содержит размещенные в контейнере и соединенные трубопроводами насосную станцию со средством подачи воды, емкость для пенообразователя и установку тушения пожара, выполненные с возможностью создания и подачи под напором импульсной комбинированной водовоздушной струи пены с кратностью, в частности, от 7 до 20 и пены средней кратности с кратностью, в частности, от 20 до 100. 2 н. и 19 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.
Область техники
Группа изобретений относится к противопожарной технике, к системам и способам тушения быстроразвивающихся пожаров углеводородов на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности.
Уровень техники
В последнее время в ряде ведущих нефтедобывающих стран мира, в том числе в России, возросла активность по освоению месторождений континентального шельфа.
Известно, что Россия обладает самым протяженным шельфом на планете, 85% которого приходится на арктический сектор. Около 100 млрд. тонн условного топлива, из которых более 30% нефть, являются суммарными ресурсами углеводородов континентального шельфа России.
Известно также, что около 70% основных ресурсов углеводородов в России сосредоточено в недрах арктических морей (Баренцева, Печорского, Карского).
Для освоения месторождений только континентального шельфа в период до 2020 года и только «Газпрому» потребуется более 10 буровых и технологических платформ, более 50 судов и плавтехсредств различного типа, а также до 23 танкеров для перевозки углеводородов.
Освоение шельфа, разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений относится к сфере производственной деятельности повышенной опасности.
Отличительными особенностями аварий и катастроф на морских площадочных объектах является чрезвычайная скоротечность развития аварийных процессов, связанных с выбросом углеводородов и их горением в условиях плотного размещения технологического оборудования.
В мировой истории освоения континентального шельфа известен целый ряд аварий с катастрофическими последствиями, которые возникли вследствие ошибок при проектировании и принятии на вооружение недостаточно эффективных концепций и оборудования противоаварийной, противовзрывной и противопожарной опасности.
Так, из-за несвоевременного принятия мер по ликвидации аварии и несвоевременного тушения пожара на платформе Рон-Таппмейер 02.10.80 (Красное море) во время бурения произошел неконтролируемый нефтяной выброс с последующим взрывом и пожаром. Погибло 19 человек. Экологический ущерб составил несколько млн. долларов США.
27.03.83 в Северном море, когда из-за разрушения опор нефтяной платформы «Александр Киелланд» произошла серия взрывов с последующим пожаром, погибло 123 человека. Платформа была полностью уничтожена.
В Северном море 06.07.1988 г.на палубе платформы Piper Alfa произошло несколько взрывов, в результате которых возник пожар. При пожаре погибло 164 человека. Платформа была полностью уничтожена.
В Атлантическом океане 15.03.2001 в результате мощных взрывов на нефтедобывающей платформе компании «Петробрасс» возник пожар, при котором погибло 10 человек. Платформа затонула полностью. В океан попало более 125 тыс. тонн нефти.
В ноябре 2009 г.в Индийском океане на платформе компании Oil and Natural Gas Corp.Ltd произошел пожар, в результате которого полностью уничтожена главная платформа северного нефтяного поля, эксплуатация которого давала до 17% всей нефтедобычи Индии. Отсюда выкачивалось около 100 тыс. бареллей нефти в день. Данная платформа представляла собой основной производственный актив корпорации, общая стоимость активов которой оценивается в 32 млрд. долларов США. Из 385 человек, находившихся на платформе, спасено только 336 чел., остальные числятся пропавшими без вести.
С февраля по сентябрь 2010 продолжалась только ликвидация утечки нефти после разрушения в результате взрыва и пожара морской платформы в Мексиканском заливе около границ США, в результате чего в воды залива попало большое количество нефти и нанесен непоправимый ущерб экологии этого района.
За последние 30 лет на морских платформах произошло более 60 инцидентов, в результате которых погибло более 600 человек и многие получили тяжелые ожоги и травмы. При этом почти каждый инцидент, связанный со взрывом или пожаром, заканчивался тем, что платформа уничтожалась или становилась непригодной для восстановления.
Именно по этой причине основной концепцией систем подавления пожаров и взрывов на морских платформах является необходимость обеспечения мгновенной ответной реакции на загорание любого масштаба.
Наиболее важным фактором локализации тушения пожаров на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности является предотвращение пламенного горения в любой форме. Физическая сущность этого условия заключается в том, что под понятием «тушение пожара» подразумевается создание таких физических условий, которые исключили бы возможность продолжения процессов горения в любой форме и любого материала.
Таким образом, с началом освоения шельфа северных и южных морей, а также с освоением Арктики и Антарктики появилась актуальная необходимость в создании эффективных средств тушения пожаров углеводородов на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности в виде устройств и оборудования компактного исполнения, размещенных на палубах и в контейнерах различных объемов, с комплектными насосными станциями пожаротушения.
Известны морские комплектные насосные станции фирм Nijhuis Fire Fighting Protection (Нидерланды), SPP-Pumps Ltd. (Англия), MTT (США), Flughafenfeuerwehr Baden-Airpark (Германия), позволяющие генерировать или только струи воды, или струи низкократной пены требуемой дальнобойности, но неудовлетворительной эффективности при тушении пожаров углеводородов из-за низкой эффективностью тушения водой пожаров углеводородов по причине их более низкой плотности по сравнению с водой. Поэтому интенсивно разрабатываются системы и способы водопенного пожаротушения.
Пены низкой кратности обладают хорошей охлаждающей способностью и высокой скоростью растекания по поверхности горючего, повышенной дальностью подачи. Однако они недостаточно эффективны из-за низкой изолирующей способности, кроме пен низкой кратности на основе дорогих и экологически вредных фторсодержащих пенообразователей.
Пены средней кратности обладают повышенными теплоизолирующими свойствами, однако их использование при крупномасштабных пожарах ограничено из-за малой дальнобойности, низкой скорости растекания на поверхности горючего, высоким коэффициентом разрушения от воздействия лучистых тепловых и конвективных потоков пламени, а также от нагретых металлических и других конструкций горящего объекта.
Известны лафетные и ручные стволы, формирующие струи пены низкой кратности с дальностью подачи 20-60 м. Однако они не позволяют обеспечить большую площадь покрытия и требуют использования дорогих пленкообразующих фторированных пенообразователей, что не позволяет получать требуемый огнетушащий эффект, приводит к затягиванию времени тушения и высокой стоимости расходуемых при тушении пожара пенообразователей.
Известно применение пены средней кратности, обладающей повышенной (по сравнению с пенами низкой кратности) огнетушащей эффективностью при тушении нефти и нефтепродуктов, и генераторы пены в переносном и стационарном варианте. Однако большинство известных ранее генераторов пены средней кратности обеспечивали получение пенных струй от 3 до 8 м, что затрудняло процесс их использования из-за высокого риска работающего в зоне пожара личного состава пожарных подразделений. Подобные способы и устройства формирования струи пены средней кратности описаны в а.с. СССР N 1789239, кл. A62C 31/12, опубл. 23.01.93, и а.с. СССР N 1614813, кл. A62C 5/02, опубл. 23.12.90.
Наиболее близкими по технической сущности и достигаемому при использовании результату для группы изобретений (прототипом) являются разработанные ранее заявителем способ и устройства формирования комбинированной струи пены средней и низкой кратности с дальнобойностью струи пены средней кратности до 20-50 м [Патент РФ 2170123, A62C 5/02, Опубл. 10.07.2001 (прототип)].
Задача и технический результат
Основная техническая проблема (не разрешенная до настоящего времени изобретательская задача), сдерживающая увеличение производительности и эффективности современных способов и оборудования тушения пожара быстроразвивающихся пожаров углеводородов на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности, заключается в том, что известные генераторы пены низкой кратности обеспечивают дальность подачи струи от 20 до 60 м, но они не позволяют использовать доступные дешевые водорастворимые пенообразующие вещества и не обеспечивают требуемую эффективность и площадь покрытия струей пены, а известные способы и генераторы пены средней кратности обладают требуемой эффективностью пожаротушения и позволяют использовать водорастворимые пенообразующие вещества, но они способны подавать пену низкой кратности лишь до 50 м, что явно недостаточно для тушения крупных морских пожаров углеводородов.
Требуемым техническим результатом, достигаемым при использовании изобретений, является повышение производительности и повышение эффективности тушения быстроразвивающихся пожаров углеводородов на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности за счет ускоренного создания импульсной комбинированной струи пены средней и низкой кратности и повышения дальнобойности импульсной комбинированной струи пены низкой и средней кратности до 100 и более метров.
Раскрытие изобретения
Поставленная цель и требуемый технический результат при использовании изобретения достигаются тем, что система тушения пожаров на морских судах, морских платформах и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности согласно изобретению содержит соединенные трубопроводами насосную станцию со средством подвода воды, емкость для пенообразователя и установку тушения пожара, выполненные с возможностью создания и подачи под напором 1,1-1,9, преимущественно 1,4-1,6 МПа, импульсной комбинированной водовоздушной струи пены низкой кратности с кратностью от 7 до 20 и пены средней кратности с кратностью от 20 до 100.
При этом система тушения пожаров выполнена с возможностью создания и подачи под напором импульсной комбинированной водовоздушной струи посредством центробежного насоса производительностью не менее 300 л/с (1100 м3/ч).
При этом система тушения пожаров выполнена в стационарном исполнении с возможностью монтажа на палубах морских судов, морских платформ и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности или выполнена в мобильном исполнении с возможность размещения в контейнере, устанавливаемом и используемом на палубах морских судов, морских платформ и на транспортных средствах объектов морского берегового базирования.
При этом средство подачи воды на насосную станцию выполнено в виде размещенной в контейнере или у контейнера емкости для воды, или в виде присоединенного к насосной станции трубопровода подачи воды из-за борта морского судна или морской платформы, или в виде присоединенного к насосной станции трубопровода подачи воды из системы водоснабжения морского судна, морской платформы или объекта морского берегового базирования.
Поставленная цель и требуемый технический результат при использовании изобретений достигаются также тем, что согласно способу тушения пожаров на морских судах, морских платформах и объектах морского берегового базирования, включающему подачу огнетушащего средства в зону пожара, в качестве огнетушащего средства используют импульсную комбинированную водовоздушную струю пены низкой кратности с кратностью от 7 до 20 и пены средней кратности с кратностью от 20 до 100, подаваемую под напором 1,1-1,9 МПа, преимущественно 1,4-1,6, МПа, создаваемым центробежным насосом.
При этом используют импульсную комбинированную струю пены низкой и средней кратности горизонтальной ориентации или под углом к горизонтали, причем в зону пожара одновременно подают две или более импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности из одной, двух или более систем импульсного тушения пожара с обеспечением возможности образования двух или более импульсных комбинированных струй пены низкой и средней кратности с обеспечением возможности соприкосновения или взаимного перекрытия струй с образованием единой импульсной комбинированной струи пены повышенного напора и повышенной площади покрытия зоны пожара.
При этом импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности подают в зону пожара посредством стационарной системы тушения пожара, монтируемой на палубах морских судов, морских платформ и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности, или импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности подают в зону пожара посредством системы тушения пожара, размещенной в контейнере, установленном и используемом на палубах морских судов, морских платформ и на транспортных средствах объектов берегового базирования.
При этом используют импульсную комбинированную струю пены низкой и пены средней кратности, полученную импульсной генерацией пены средней кратности на сеточных генераторах и генерацией пены низкой кратности посредством стволов и насадок, обеспечивающих вспенивание водопенного раствора путем соударения струй с возможностью передачи кинетической энергии струй пены низкой кратности струям пены средней кратности в импульсной комбинированной струе пены низкой и пены средней кратности.
Подачу огнетушащего средства в зону пожара осуществляют посредством описанной выше системы тушения пожаров.
Краткое описание чертежей
На фиг.1 показан общий вид варианта конструктивного исполнения системы тушения пожаров по изобретению в мобильном исполнении в контейнере.
Осуществление изобретения
Пены кратностью от 7 до 20, то есть низкократные пены, обладают хорошей охлаждающей способностью, а пены кратностью более 20 до 100 (пены средней кратности) - хорошей изолирующей способностью.
Для получения пен низкой кратности в системе по изобретению используются стволы и насадки, обеспечивающие вспенивание водопенного раствора путем соударения струй. При этом пузырьки пены образуются за счет эжектирования воздуха непосредственно вовнутрь струи.
Для получения импульсных пен средней кратности используют сеточные генераторы (эжекционные пеногенераторы). Здесь пена образуется на сетке путем подачи (налипания) раствора непосредственно на ней. Эжектирование воздуха также происходит из вне, за счет энергии импульсных струй, подаваемых на сетку. При этом для улучшения формирования струи пены за пределами сетки воздушный поток формируют, как правило, в цилиндрическом корпусе генератора.
При этом согласно изобретению обеспечивается одновременное использование пен низкой и средней кратности путем импульсной генерации пен средней кратности на сеточных генераторах и передача кинетической энергии струй пены низкой кратности струе пены средней кратности, что обеспечивает повышенную дальнобойность импульсной комбинированной струи пены. За счет этого обеспечивается увеличение дальности подачи пены средней кратности более чем в 10 раз по сравнению с известными мировыми аналогами. При этом увеличивается также скорость растекания пены по поверхностям горючих жидкостей, уменьшается степень разрушения пены от воздействия опасных факторов пожара, что обеспечивает повышение эффективности пожаротушения.
Конструктивно система тушения пожаров по изобретению может выполняться в 2-х основных вариантах:
в стационарном варианте - с использованием на палубах морских судов и нефтегазовых платформ или в составе пожарных аварийно-спасательных судов, а также на объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности;
в мобильном варианте - в стандартных контейнерах класса ISO, которые также могут быть установлены и использоваться на палубах платформ или судов, а также на транспортных средствах (автомобили или железнодорожные платформы) для объектов берегового базирования.
Система тушения пожаров по изобретению может комплектоваться производимыми заявителем установками комбинированного тушения пожаров «Пурга» (далее по тексту - УКТП «Пурга»), предназначенными для обеспечения пожарной защиты пожаровзрывоопасных объектов при проведении на них строительно-ремонтных и ремонтно-восстановительных работ, а также может быть применена в качестве стационарной системы водопенного пожаротушения на объектах различного назначения.
Отличительной особенностью системы тушения пожаров по изобретению является применение в ее составе новых разработанных заявителем технических средств, а именно производимых заявителем установок комплексного пожаротушения УКТП «Пурга», с помощью которых осуществляется получение и транспортировка импульсных комбинированных струй огнетушащих пен низкой и средней кратности на повышенное расстояние (более чем в 5-6 раз по сравнению с аналогами-пеногенераторами) с высокой скоростью проникновения пены в замкнутые объемы, а также растеканием по поверхности горючей жидкости.
Основные технические характеристики производимых заявителем установок УКТП «Пурга», входящих в комплект оборудования системы тушения пожаров по изобретению и используемых для генерации струй пены средней кратности в импульсных комбинированных струях огнетушащих пен низкой и средней кратности, приведены в Таблице 1.
Таблица 1. | ||||
№п/п | Наименование параметра | Значение | ||
"Пурга-5" | "Пурга-7" | "Пурга 10.2030" | ||
1 | Расход волы при давлении 0,8 МПа, л/с | 5,2 | 7 | 30 |
2 | Расход водного раствора пеноообразователя, л/с | 5,2 | 7 | 25…30 |
3 | Расход пенообразователя, л/с | 0,3…0,4 | 0,4 | 0,9…1,8 |
4 | Дальность струи (по крайним каплям) при давлении 0,8 МПа, м: | |||
- водяной | 18 | 25 | 50 | |
- пенной | 24 | 30 | 47 | |
5 | Кратность пены на излете струи | 50 | 70 | 20 |
6 | Масса, кг | 6,55 | 9 | 70 |
7 | Размеры в рабочем положении, мм: | |||
- длина | 610 | 950 | 1960 | |
- ширина | 365 | 350 | 625 | |
- высота | 310 | 400 | 1280 |
Преимущественный вариант исполнения системы тушения пожаров по изобретению обеспечивает выполнение следующих функций:
- подачу импульсной комбинированной струи пены низкой и средней кратности, подаваемой под преимущественным напором 1,1-1,9 МПа, создаваемым механическим центробежным насосом;
- забор воды непосредственно из-за борта судна или из промежуточной емкости воды;
- подачу импульсной комбинированной струи огнетушащей пены с помощью системы пеносмешения и УКТП «Пурга» к месту пожара;
В состав преимущественного варианта конструктивного исполнения системы тушения пожаров по изобретению могут входить:
- контейнер для размещения оборудования типа 1СС ГОСТ 18477-79;
- электронасосный агрегат с насосами типа К100-65-250 (2 шт - основной и резервный);
- бак для воды объемом 5000 л;
- бак для пенообразователя 1000 л;
- переносная установка УКТП «Пурга-5»;
- переносная установка УКТП «Пурга-7»;
- мобильная установка УКТП «Пурга-30»;
- водопенные трубопроводные коммуникации с устройствами для подключения установок «Пурга» и устройствами заполнения емкостей, а также подключения к объектовым водопенным системам;
- шкаф управления системой;
- ручной насос для перекачки пенообразователя;
- комплект пожарных рукавов;
- комплект электрообогревателей.
Общий вид варианта конструктивного исполнения системы тушения пожаров по изобретению показан на фиг.1
Оборудование может быть размещено внутри стандартного контейнера 1 типа 1CC (фиг.1).
Изнутри контейнер может быть теплоизолирован слоем минеральной ваты толщиной 50 мм и может быть обшит фанерой 2.
Объем контейнера может быть разделен утепленной перегородкой с дверью на два отсека - насосное отделение и рабочий тамбур.
В насосном отделении размещается основное оборудование: емкости для воды 4 и пенообразователя 5, насосная станция 3, водопенные трубопроводные коммуникации 6.
Здесь же могут храниться ручные установки пожаротушения «Пурга», пожарные рукава и прочее оборудование, не имеющее постоянного места установки. В рабочем тамбуре размещают шкаф управления 7.
Перегородка может быть оборудована подъемной шторкой для доступа к кранам и задвижкам водопенных трубопроводных коммуникаций.
Данная технология по изобретению практически проверена при тушении крупных пожаров авиационной техники, где было показано, что с помощью указанного метода можно обеспечить тушение пожаров на площадях 1000 м2 и более за время 1-2 мин.
Использование импульсного метода подачи огнетушащих веществ в зону горения обусловлено необходимостью обеспечения мгновенного пожаротушения на особо взрывопожароопасных объектах, связанных со скоротечностью развития пожара и с переходом пожара с начальной стадии развития в считанные минуты в катастрофические пожары с трудно предсказуемыми последствиями.
Для обеспечения быстродействия системы тушения пожаров на морских судах и морских платформах для добычи углеводородов и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности наиболее эффективным способом является импульсный (предельно быстротечный) способ подачи огнетушащего вещества.
Импульсная подача огнетушащих веществ в системе по изобретению базируется на кинетической энергии воды, подавляемой центробежными пожарными насосами.
В качестве источников импульсной подачи огнетушащих веществ могут быть также использованы: поступательное или вращательное движение твердого тела (трансформатор удара, маховик); энергия взрыва; поступательное движение жидкости (гидравлический таран); энергия сжатого газа (пневмогидроаккумуляторы); энергия сгорания горючей газовой смеси (насос Гемфри); энергия сгорания твердого топлива (пороховые аккумуляторы давления, пороховые газогенераторы); энергия электрического разряда (разряд конденсаторной батареи в жидкой среде, магнитофугальные системы).
Основные преимущества системы и способа импульсного пожаротушения по изобретению:
- постоянная готовность к действию,
- простота конструкции и эксплуатации,
- высокая надежность (за счет более простой конструкции оборудования).
За счет более высоких кинетических энергетических характеристик импульсной комбинированной водовоздушной струи пены низкой кратности и пены средней кратности при использовании системы и способа импульсного тушения пожаров по изобретению обеспечивается:
- быстрое тушение пожаров на больших площадях;
- тушение пожара с большой энергетикой (морские суда, морские платформы, береговые склады, хранилища и т.п.);
- тушение пожаров с большого расстояния (до 150-200 м), что особенно значимо в случае невозможности приближения к очагу возгорания по транспортным, высокотемпературным, взрывоопасным и другим ограничениям.
Подробное описание конструкции и особенностей функционирования системы доказывают промышленную применимость изобретения.
Отдельные детали и узлы оборудования заявляемой системы по изобретению могут быть изготовлены из обычно используемых в противопожарной технике материалов, на обычном оборудовании по обычным технологиям.
1. Система тушения пожаров на морских судах, морских платформах и объектах морского берегового базирования, отличающаяся тем, что содержит соединенные трубопроводами насосную станцию со средством подвода воды, емкость для пенообразователя и установку тушения пожара, выполненные с возможностью создания и подачи под напором импульсной комбинированной водовоздушной струи пены низкой кратности и пены средней кратности.
2. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит соединенные трубопроводами насосную станцию со средством подвода воды, емкость для пенообразователя и установку тушения пожара, выполненные с возможностью создания и подачи под напором импульсной комбинированной водовоздушной струи пены низкой кратности с кратностью от 7 до 20 и пены средней кратности с кратностью от 20 до 100.
3. Система по п.1, отличающаяся тем, что содержит соединенные трубопроводами насосную станцию со средством подвода воды, емкость для пенообразователя и установку тушения пожара, выполненные с возможностью создания и подачи под напором 1,1-1,9, преимущественно 1,4-1,6 МПа, импульсной комбинированной водовоздушной струи пены низкой кратности и пены средней кратности.
4. Система по п.1, отличающаяся тем, что выполнена с возможностью создания и подачи под напором импульсной комбинированной водовоздушной струи посредством центробежного насоса.
5. Система по п.1, отличающаяся тем, что выполнена с возможностью создания и подачи под напором импульсной комбинированной водовоздушной струи с производительностью не менее 300 л/с (1100 м3/ч).
6. Система по п.1, отличающаяся тем, что выполнена в стационарном исполнении с возможностью монтажа на палубах морских судов, морских платформ и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности.
7. Система по п.1, отличающаяся тем, что выполнена в мобильном исполнении с возможностью размещения в контейнере, устанавливаемом и используемом на палубах морских судов, морских платформ и на транспортных средствах объектов морского берегового базирования.
8. Система по п.1, отличающаяся тем, что средство подачи воды на насосную станцию выполнено в виде размещенной в контейнере или у контейнера емкости для воды.
9. Система по п.1, отличающаяся тем, что средство подачи воды на насосную станцию выполнено в виде присоединенного к насосной станции трубопровода подачи воды из-за борта морского судна или морской платформы.
10. Система по п.1, отличающаяся тем, что средство подачи воды на насосную станцию выполнено в виде присоединенного к насосной станции трубопровода подачи воды из системы водоснабжения морского судна, морской платформы или объекта морского берегового базирования.
11. Способ тушения пожаров на морских судах, морских платформах и объектах морского берегового базирования, включающий подачу огнетушащего средства в зону пожара, отличающийся тем, что в качестве огнетушащего средства используют импульсную комбинированную водовоздушную струю пены низкой кратности и пены средней кратности.
12. Способ по п.11, отличающийся тем, что в качестве огнетушащего средства используют импульсную комбинированную водовоздушную струю пены низкой кратности с кратностью от 7 до 20 и пены средней кратности с кратностью от 20 до 100.
13. Способ по п.11, отличающийся тем, что используют подаваемую импульсами под напором 1,1-1,9, преимущественно 1,4-1,6 МПа, импульсную комбинированную струю пены низкой и средней кратности.
14. Способ по п.11, отличающийся тем, что используют импульсную комбинированную струю пены низкой и средней кратности, подаваемую под напором 1,1-1,9 МПа, преимущественно 1,4-1,6 МПа, создаваемым центробежным насосом.
15. Способ по п.11, отличающийся тем, что используют импульсную комбинированную струю пены низкой и средней кратности горизонтальной ориентации или ориентации под углом к горизонтали.
16. Способ по п.11, отличающийся тем, что в зону пожара одновременно подают две или более импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности из одной, двух или более систем импульсного тушения пожара с обеспечением возможности образования двух или более импульсных комбинированных струй пены низкой и средней кратности.
17. Способ по п.11, отличающийся тем, что импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности подают в зону пожара с обеспечением возможности соприкосновения или взаимного перекрытия струй с образованием единой импульсной комбинированной струи пены повышенного напора и повышенной площади покрытия зоны пожара.
18. Способ по п.11, отличающийся тем, что импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности подают в зону пожара посредством стационарной системы тушения пожара, монтируемой на палубах морских судов, морских платформ и объектах морского берегового базирования с высокой степенью пожаровзрывоопасности.
19. Способ по п.11, отличающийся тем, что импульсные комбинированные струи пены низкой и средней кратности подают в зону пожара посредством системы тушения пожара, размещенной в контейнере, установленном и используемом на палубах морских судов, морских платформ и на транспортных средствах объектов берегового базирования.
20. Способ по п.11, отличающийся тем, что используют импульсную комбинированную струю пены низкой и пены средней кратности, полученную импульсной генерацией пены средней кратности на сеточных генераторах и генерацией пены низкой кратности посредством стволов и насадок, обеспечивающих вспенивание водопенного раствора путем соударения струй с возможностью передачи кинетической энергии струй пены низкой кратности струям пены средней кратности в импульсной комбинированной струе пены низкой и пены средней кратности.
21. Способ по п.11, отличающийся тем, что подачу огнетушащего средства в зону пожара осуществляют посредством системы тушения пожаров по любому из пп.1-10.