Способ электрошлаковой сварки кольцевых швов
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 09Л!.1968 (№ 1217118/25-27) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 18.V11.1969, Бюллетень ¹ 24
Дата опубликования описания ЗО.XII.19á9
Кл. 211т, 30/19
2111, 32/10
МПК В 23k
В 23k
УДК 621.791.793 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
ВЯ(.1) 1)1Д n.".тЕ1Ц1;0 а ц
Авторы изобретения
А. М. Макара, И. В. Новиков, Ю. Я. Ковалев, А. С. Искра и М. П. Шкурко
Институт электросварки им. Е. О. Патона
Заявитель
СПОСОБ ЭЛЕКТРОШЛАКОВОЙ СВАРКИ КОЛЬЦЕВЫХ ШВОВ
Современная технология изготовления корпусов аппаратов для химической, энергетической и других отраслей промышленности, работающих при высокой температуре и давлении в агрессивных средах, предусматривает широкое применение метода электрошлаковой сварки для соединения кольцевыми швами кованных или штампованных обечаек и заготовок.
По известному способу сварки кольцевых швов используют специальные технологические приемы при сварке замыкающего участка шва.
Специфические условия формирования сварного соединения на этом участке (наличие больших растягивающих напряжений, вследствие жесткости закрепления свариваемых кромок, в сочетании с высокими температурами нагрева участков основного металла, граничащих со швом) приводят к образованию на свариваемом металле в околошовной зоне участков замыкания и предзамыкания кольцевых швов специфических трудноустранимых дефектов — надрывов. В этих же участках возможно образование холодных трещин.
Многолетней практикой изготовления толстостенных корпусов методом электрошлаковой сварки установлено, что надрывы не образуются в местах сопряжения начала и конца кольцевого шва.
Для предупреждения образования указанных дефектов предлагается способ сварки кольцевых швов с изменением проплавления свариваемых кромок.
5 Отличительная особенность предлагаемого способа сварки заключается в следующем.
В собранных с необходимым зазором обечайках начальньш участок кольцевого шва сваривают на режиме, обеспечивающем полу10 чение шва увеличенной ширины (например, благодаря повышенному напряжению сварки, увеличенному току и т. д.). В процессе сварки навального участка по всей длине шва вырезают резаком или другим приспособлением
15 щель, ширина которой достаточна для выполнения замыкания кольцевого шва. Заварив участок необходимой длины, изменяют режим сварки (напряжение, ток или напряжение и ток) для получения погонной части шва тре20 буемой ширины и последующую сварку производят при неизменном режиме.
Протяженность начального участка с вырезанной щелью должна быть не меньше суммарной длины участков предзамыкания и за25 мыкания. При необходимости протяженность участка доводят до полной длины кольцевого шва и по вырезанной в этом участке щели производят сварку на номинальном режиме.
Таким образом, на участках предзамыкания
30 и замыкания, обладающих максимальной
248868
Предмет изобретения
Составитель М. Волк
Техред А. А. Камышникова Корректор О. И. Усова
Редактор С. Сюткина
Заказ 3424/10 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография пр. Сапунова, 2 жесткостью закрепления свариваемых кромок, а при необходимости по всей длине шва устраняется сопряжение металла замыкающего шва и основного металла.
Такое расположение шва исключает образование дефектов в околошовной зоне при электрошлаковой сварке кольцевых швов.
Способ электрошлаковой сварки кольцевых швов, по которому на начальном участке шва сварку ведут на режиме, электрическая мощность которого отл|ична от оптимальной, с использованием резки, отличающийся тем, что, с целью улучшения качества сварного шва путем предупреждения образования дефектов в околошовной зоне, начальный участок сваривают на режиме с повышенной электрической мощностью, получая увеличенную, по сравнению с оптимальной, ширину шва, при
l0 этом по всей его длине вырезают щель, завар иваемую в процессе перекрытия при последующей сварке на оптимальной мощности.

