Устройство для получения постоянной скорости вращения выходного вала
243029
О Л "И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Вова Овеетаких
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 06 111.1967 (№ 1139510/24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05Х.1969. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания ЗО.IX.1969
Кл. 21с1т, 40
Ионитет пс делан изобретений и открытиЯ при Совете Министров
СССР
МПК Н 02р
УДК 621.316.722.1-83 (088.8) Ав гор изобретения
М. М. Красношапка
Заявитель Киевское высшее инженерно-авиационное Военное училище ВВС
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ СКОРОСТИ
ВРАЩЕНИЯ ВЬ!ХОДНОГО ВАЛА
Известно устройство для получения постоянной скорости вращения входного вала с использованием асинхронной муфты скольжения, ток возбуждения которой регулируется так, чтобы скорость вращения выходного вала сохранялась неизменной.
Предложенное устройство позволяет расширить диапазон изменения скорости вращения входного вала.
Это обеспечивается тем, что в устройстве применена обращенная синхронная машина с выпрямителем, якорная обмотка которой соединена с обмоткой указанной муфты через контактор, На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в разрезе; на фиг. 2 — принципиальная схема устройства.
Описываемое устройство состоит из асинхронной муфты АМ с трехфазной обмоткой на ведущем роторе и с короткозамкнутой — на ведомом роторе, трехфазной синхронной (возбудительной) машины обращенного типа СМ, выпрямителя ВК и двух электромагнитных переключателей ЭП, установленных на свободном конце вала. Внутренний вал приводного устройства соединяется с валом первичного двигателя Д, а полый вал шестернями соединяется с валом синхронного генератора.
Электромагнитные переключатели выполнены в виде двух контакторов К1 и К, управляемых от тахогенератора ТГ на входном валу и промежуточных реле Pi и Р2. Синхронный генератор СГ (приводимая машина) соединен с выходным валом устройства.
Одна из обмоток ОВ синхронной машины
CM питается от источника постоянного тока через регулировочное сопротивление автоматического регулятора РЧ, а обмотка ОВ2 через выпрямитель В питается от трансформато10 ров тока Т в цепи приводимого синхронного генератора СГ.
Трехфазная обмотка синхронной (возбудительной) машины СМ при работе приводного устройства на первой ступени соединяется че15 рез переключатели с трехфазной обмоткой ведущего ротора муфты АМ непосредственно с таким чередованием фаз, чтобы направление вращения его поля совпадало с направлением вращения входного вала.
20 В этом случае приводное устройство имеет повышающее передаточное отношение ща 1+ см i(1 S) (О, АМ /
25 где о1 и о — скорости вращения входного и выходного валов, Рсм иРАм — числа пар полюсов машин СМ н АМ, à S = 1
- ("::".) 243029 скольжение ведомого ротора муфты АМ относительно магнитного поля ведущего ротора.
При увеличении скорости вращения входноЬ)я
ГО ВаЛа От +1min дО (Вl 2 — СрабатЫВаЕт min контактор К1, переключающий обмотку муфты АМ на выпрямитель, соединенный с обмоткой машины СМ.
Наименьшее скольжение S;„, при котором асинхронная муфта может передавать расчетную величину момента на вал приводимой машины СГ, составляют около 0,03.
При дальнейшем повышении скорости вращения входного вала от (01 2 до (в1 з скольжение Ь ведомого ротора опять достигает максимального допустимого значения, поэто2 му при (о1 з срабатывают
РАМ / контакторы Кз и К1, переключающие обмотки муфты АМ с выпрямителя на непосредственное питание от машины СМ при обратной последовательности чередования фаз.
Вследствие этого скорость вращения поля ведущего ротора муфты АМ в пространстве понижается, и скольжение ведомого ротора снова уменьшается до Ь 1„=0,03, что обеспечивает возможность дальнейшего повышения скорости вращения входного вала до а,„„„без превышения допусти.;(ого максимального значения скольжения S.
В случае понижения скоросги вращения входного вала от ж(,„до Olmin ñðàáàòûâàние контакторов К1 и К и переключение обмотки АМ происходит в обратном порядке.
Передаточные отношения приводного устройства на 2-й и 3-й ступенях соответственно
5 равны рсм
i — (1 S); 1 — 1 (1 — S)
АМ
Плавное регулирование передаточного отно10 щения на всех ступеня,< обеспечивается автоматическим регулятором РЧ, соответствующим изменением суммарной м.д.с. возбуждения вспомогательной машины СМ.
Предлагаемое приводное устройство не
15 имеет никаких скользящих контактов.
Устройство можно применять на самоходных наземных транспортных средствах, речных и небольших морских судах при изменении скорости вращения первичных двигателей
20 и диапазонов до 2: 1; а таки(е на самолетах с потолком до !3 — 14 тысяч метров.
Предмет изобретения
25 Устройство для получения постоянной скорости вращения выходного вала, содерткащее электромагнитную муфту и регулятор возбуждения, отличающееся тем, что, с целью расширения допустимого диапазона изменения ско30 рости вращения входного вала, применены обращенная синхронная машина и выпрямитель, якорная обмотка которой при помощи контактора соединена с обмоткой указанной муфты.
243029
<ри2 2
Составитель Б. Минц
Редактор 3. Маломуд
Техред Т. П. Курилко
Корректоры: Л. Голованова и Л. Корогод
Типогра рия, пр. Сапунова, 2
Ззказ 2286)4 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4


