Судно на воздушной подушке
I
f,-ñ р
О П И С А И.-И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 08.Vill.1963 (№ 851554/27-11) Кл. 65ат, 11 с присоединением заявки М
Приоритет
МПК В 63b
УДК 629.124.9.035 (088,8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 21.ill 1969. Бюллетень чо 12
Дата опубликования описания 4Л П1.1969
Авторы изобретения
В. И. Ханжонков, А. А. Животовский, В. P. Шенберг, А. С. Окунев, В. Г. Самунин, А. А. Брызгалов, С. П. Волков и В. В. Московкин
Завод «Красное Сормово» им. А. А. Жданова и Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского
Заявители
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Известные суда на воздушной подушке выполнены в виде несущей платформы с расположенным в ней сопловым устройством и сигарообразной надстройки, в которой размещены ходовая рубка, пассажирский салон и машинное отделение, включающее двигатель и работающие на него вентилятор, подающий воздух в сопловое устройство, и воздушные винты, создающие тягу для движения судна.
Равномерная подача воздуха к соплам в известных судах на воздушной подушке достигается путем центрального расположения вентилятора. При таком расположении через пассажирский салон проходят шахты и отсеки с установленными в них вентиляторами и двигателями, шум работы которых ухудшает условия пребывания пассажиров и обслуживающего персонала.
Сущность изобретения заключается в том, что вентилятор, размещенный в ксрмовой части судна, снабжен радиальным диффузором с переменной высотой по периметру выходного отверстия, причем высота выходного отверстия в сторону кормовой части соплового устройства меньше высоты его в сторону носовой части на величину, обеспечивающую равномерную раздачу воздуха к соплам при смещенном в сторону кормы подводе воздуха.
На фиг. 1 схематически изображено судно на воздушной подушке, вид сверху; на фиг.
2 — то же, вид сбоку.
Судно состоит из платформы 1 и находящейся на ней сигарообразной надстройки 2.
Внутри платформы размещено сопловое устройство, состоящее из одноконтурного сопла
8, охватывающего по периметру днище платформы, и двух продольных плоских сопел 4, 1р создающих необходимую устойчивость судна.
В носовой части надстройки т размещен пассажирский салон 5 с ходовой рубкой б, в кормовой — машинное отделение 7. Между салоном и машинным отделением находятся
15 служебные помещения 8: гардероб, буфет, санитарньш узел и другие. В машинном отделении установлены двигатель 9 и осевой вентилятор 10 с необходимым оборудованием. По бортам кормовой части надстройки установ20 лено два воздушных винта 11 в кольцах 12 для создания тяги, обеспечивающей движение судна. Мощность от двигателя к вентилятору и винтам передается через редуктор 18 и валы 14.
25 Проточная часть судна состоит из выходного коллектора 15, проточной части вентилятора 16 и установленного за нпм кольцевого диффузора 17, переходящего в радиальный диффузор 18, размещенный внутри плоского
30 ресивера 19 несущей платформы, В выходных
240483
Предмет изобретения
Фиг. 3
ЛУ 4 ZZ
Фиг 3
Рсдактор Н. П. Белявская Текред Л. A. 1(амышиикова 1(орректор A. П. Васильева
Заказ 1802,4 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ 1(омитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Тппогри1шя, нр. Сапунова, 2 отверстиях колец воздушных винтов установлены воздушные рули 20 для управления курсом судна.
В предлагаемой компоновке судна подвод воздуха вентиляторами к сопловому устройству осуществлен несимметрично относительно центра платформы, т. е. выходное отверстие диффузора вентиляторной установки смещено в кормовую часть судна. Равномерность притекания воздуха к выходным отверстиям сопел 8 и 4 достигается установкой радиального диффузора 18 с выходным отверстием 21 переменной высоты по его периметру. Переменная высота выходного отверстия достигается путем наклонного расположения верхней стенки радиального диффузора 18 относительно днища 22 ресивера 19 несущей платформы, так что высота h> выходного отверстия в сторону кормовой части несущей платформы меньше высоты h его в сторону носовой части. Это позволяет подать от вентилятора в носовую часть несущей платформы большее количество воздуха соответственно большей площади сопел, находящихся в носовой части.
На судне применены вентилятор и воздушные винты с поворотными лопастями. Это дает возможность перераспределять мощность для работы вентиляторов и винтов в зависимости от режима движения судна.
Предлагаемое судно предназначено для транспортных перевозок по магистральным и малым рекам с мелководьем, оно может преодолевать песчанные косы и выходить на от5 логий оерег.
10 1. Судно на воздушной подушке, выполненное в виде несущей платформы с расположенным в ней сопловым устройством и сигарообразной надстройки, в которой размещены ходовая рубка, пассажирский салон и машин15 ное отделение, включающее двигатель, вентилятор и воздушные винты, отличающееся тем, что, с целью уменьшения шума в пассажирском салоне путем расположения машинного отделения в кормовой части судна, вентиля20 тор снабжен радиальным диффузором, выполненным с переменной высотой по периметру выходного отверстия.
2. Судно по п. 1, отличтощееся тем, что высота выходного отверстия диффузора в сторо25 ну кормовой части соплового устройства меньше высоты его в сторону носовой части на величину, обеспечивающую равномерную раздачу воздуха к соплам при смещенном в сторону кормы подводе воздуха.

