Противопожарный клапан для воздуховодов
Владельцы патента RU 2329078:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕРРУМ" (RU)
Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем. Противопожарный клапан для воздуховодов содержит установленную в корпусе на приводных осях поворотную заслонку. Легкоплавкий замок размещен на гибкой тяге ручного привода, связывающей кронштейн, закрепленный на заслонке, и ручку взведения заслонки. Фиксирующий механизм, выполненный в виде втулки с пружиной, расположен на корпусе клапана и взаимодействует с фиксатором, закрепленным на тяге. Фиксатор выполнен в форме стержня с конусом в нижней части, обращенным острым концом к фиксирующему механизму. Предложенное техническое решение позволяют повысить надежность срабатывания и удобство эксплуатации клапана. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем.
Известен ряд противопожарных устройств, например устройство по патенту РФ №2174026, А62С 4/02, БИПМ №27-2001.
Противопожарный клапан для воздуховодов содержит установленные в корпусе на осях поворотные створки, соединенные с легкоплавким замком. Легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса. Кроме того, фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана.
Недостатком известной конструкции является то, что надежность клапана снижается из-за наличия промежуточных процессов между расплавлением замка и закрытием створок.
Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является конструкция клапана противопожарного КЛОП-1 (Производитель ЗАО «ВИНГС-М». Ксерокопия паспорта прилагается).
В состав клапана с корпусом круглого сечения входит поворотная заслонка с приводом. У клапана с пружинным приводом тепловой замок, состоящий из двух пластин, связанных низкотемпературным припоем, одной стороной надевается на зацеп, находящийся на заслонке, другой стороной крепится к корпусу клапана на винт с гайкой.
Такая конструкция создает неудобства в эксплуатации, т.к. для установки теплового замка и проверки его срабатывания нужно проводить операции в стесненных условиях. При взведении этого клапана необходимо открыть заслонку и, удерживая ее одной рукой, преодолевая значительный момент сопротивления пружины, второй рукой, просунув ее через специальный люк и подвергая опасности удара подпружиненной заслонки, вслепую, зацепить плавкую вставку и закрепить ее гайками для фиксации заслонки.
Задача предлагаемого изобретения - повышение надежности срабатывания и удобства эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что в противопожарном клапане для воздуховодов, содержащем установленную в корпусе на приводных осях поворотную заслонку, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок и стопор, согласно изобретению легкоплавкий замок размещен на гибкой тяге ручного привода, связывающей кронштейн, закрепленный на заслонке, и ручку взведения заслонки, а втулка с пружиной фиксирующего механизма расположена на корпусе клапана и имеет возможность взаимодействовать с фиксатором, закрепленным на тяге.
Фиксатор выполнен в форме стержня с конусом в нижней части, обращенным острым концом к фиксирующему механизму.
Повышение эксплуатационных характеристик, т.е. удобство взведение клапана и безопасность этого процесса, обеспечивается:
- введением в конструкцию гибкой тяги, связывающей заслонку и ручку взведения, что позволяет исключить необходимость манипуляции руками внутри клапана при его взведении в рабочее положение;
- расположением легкоплавкого замка на гибкой тяге, что повышает надежность срабатывания клапана, т.к. нет промежуточных процессов между расплавлением легко-плавкого замка в виде плавкой вставки и закрытием заслонки, как у ближайшего аналога;
- выполнением фиксирующего механизма в виде расположенного на гибкой тяге конуса, заходящего во втулку с пружиной, что позволяет обеспечить автоматизацию фиксации заслонки в открытом положении.
Предлагаемая конструкция отличается от ближайшего аналога - клапана противопожарного КЛОП-1:
- простотой фиксации заслонки в рабочем положении;
- отсутствием съемного люка для размещения легкоплавкого замка;
- простотой установки плавкой вставки.
Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид клапана, на фиг.2 - стопорный механизм (при закрытом клапане), на фиг.3 - фиксирующий механизм (при открытом клапане).
Клапан (фиг.1) состоит из корпуса 1 круглого сечения, в котором на осях 3 перпендикулярно воздуховоду установлена подпружиненная поворотная заслонка 2.
На кронштейне 4, установленном на заслонке 2, закреплена гибкая тяга 5 с плавкой вставкой 6.
Нижний конец тяги 5 проходит через втулку 8 и закреплен на ручке взведения 9. Фиксатор 7 заслонки 2 выполнен в виде стержня с конусом в нижней части, обращенным острым концом к фиксирующему механизму, и расположен на гибкой тяге 5 внутри клапана.
Стопорный механизм (фиг.2), удерживающий заслонку 2 в закрытом положении, выполнен в виде подпружиненного пружиной 10 зацепа 11, проходящего через стержень с кольцом 12.
Фиксирующий механизм (фиг.3) закреплен на стенке клапана и выполнен в виде втулки 8, в прорези которой установлена пружина 13.
Клапан функционирует следующим образом.
Он устанавливается в проем противопожарной преграды, через который проходит воздуховод, и служит для предотвращения распространения пожара через данный проем по воздуховоду.
В обычном положении клапан открыт - заслонки находятся в горизонтальном положении, и пропускает поток воздуха по воздуховоду.
Для открытия клапана необходимо вывести зацеп 11 стопорного механизма (фиг.2) из зацепления с заслонкой 2, потянув за кольцо 12, и открыть заслонку, вытянув ручку 9 до упора. При этом фиксация заслонки 2 в фиксирующем механизме (фиг.3) происходит автоматически:
- фиксатор 7 перемещается во втулку 8, при этом конусный конец фиксатора раздвигает пружину 13 и проходит через нее до упора с втулкой 8;
- пружина 13 сжимается и удерживает фиксатор 7 от осевого перемещения, что обеспечивает фиксацию заслонки 2 в открытом положении.
При возникновении пожара плавкая вставка 6 расплавляется (разрывается связь заслонки 2 с фиксатором), вследствие чего подпружиненная заслонка 2 закрывается и стопорится от самопроизвольного открывания зацепом 11.
1. Противопожарный клапан для воздуховодов, содержащий установленную в корпусе на приводных осях поворотную заслонку, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок, стопор, отличающийся тем, что легкоплавкий замок размещен на гибкой тяге ручного привода, связывающей кронштейн, закрепленный на заслонке, и ручку взведения заслонки, а фиксирующий механизм, выполненный в виде втулки с пружиной, расположен на корпусе клапана и имеет возможность взаимодействовать с фиксатором, закрепленным на тяге.
2. Клапан по п.1, отличающийся тем, что фиксатор выполнен в форме стержня с конусом в нижней части, обращенным острым концом к фиксирующему механизму.