Противопожарный клапан для воздуховодов

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем. Противопожарный клапан для воздуховодов содержит установленные в корпусе на осях поворотные заслонки, имеющие общий привод. Стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой вытяжными заклепками, причем загибы стенок заведены в шины для обеспечения упрощения сборки. Верхняя и нижняя стенки корпуса выполнены с цельнотянутыми прямоугольными выступами. На боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок. Каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами. Съемный привод включает совмещенный с легкоплавким замком фиксирующий механизм, содержащий стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной в корпусе привода. На оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, объединенные легкоплавким элементом. Предложенное техническое решение позволяет повысить надежность и эксплуатационные возможности клапана. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем.

Известен ряд противопожарных устройств, например противопожарный клапан для воздуховодов по а.с. СССР №1443882, А 62 С 3/04, БИ №46-88, содержащий установленные в корпусе на осях поворотные створки, соединенные с легкоплавким замком. Однако такая конструкция недостаточно надежно перекрывает воздуховод, т.к. створки неплотно смыкаются.

Наиболее близкой к предлагаемой конструкции является устройство по патенту РФ №2174026, А 62 С 4/02, БИПМ №27-2001.

Противопожарный клапан для воздуховодов содержит установленные в корпусе на осях поворотные створки, соединенные с легкоплавким замком. Вспучивающийся огнезащитный материал нанесен на внутреннюю поверхность корпуса и на внешние поверхности створок коробчатой формы, выполненных из пластин зигзагообразного сечения и заполненных теплоизоляционным материалом. Центры осей поворотных створок расположены на линии, отстоящей от плоскостей створок, клапан снабжен фиксирующим механизмом, установленным на рукоятке открытия створок, а легкоплавкий замок размещен в съемном люке на боковой части корпуса. Кроме того, фиксирующий механизм содержит подпружиненный фиксатор, контактирующий с ограничителем, расположенным на корпусе клапана.

Недостатком известной конструкции является то, что требуется длительный технологический цикл нанесения вспучивающегося покрытия, окрашивание. Заслонка сварной конструкции имеет тепловые мосты, передающие тепло с обогреваемой стороны на необогреваемую. Жесткая конструкция заслонки обусловливает значительный ее прогиб под действием температурных расширений составляющих ее листов.

Задача предлагаемого изобретения - повышение надежности и эксплуатационных характеристик клапана при упрощении технологии его производства.

Поставленная цель достигается тем, что в противопожарном клапане для воздуховодов, содержащем установленные в корпусе на приводных осях не менее чем одну поворотные заслонки, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок, согласно изобретению стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой с помощью вытяжных заклепок, причем загибы заведены в шины, верхняя и нижняя стенки корпуса клапана выполнены с прямоугольными выступами, на боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок, кроме того, каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами, съемный привод помещен в отдельный корпус и снабжен фиксирующим механизмом, совмещенным с легкоплавким замком.

При использовании в качестве привода пружины кручения фиксирующий механизм согласно изобретению включает стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной на корпусе привода, причем на оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, удерживаемой легкоплавким элементом.

При выполнении клапана с несколькими заслонками они имеют общий привод.

На термоуплотнительную ленту может быть нанесено лакокрасочное покрытие.

Эксплуатационные возможности, надежность и упрощение сборки клапана повышены вследствие:

- выполнения загибов по периметру стенок клапана и их введения в шины, что облегчает сборку, повышает жесткость корпуса при уменьшении толщины металла;

- выполнения профиля верхней и нижней стенок корпуса с выступами, используемыми в качестве упоров для заслонок, что позволяет сократить количество деталей (раньше упоры приваривались);

- использования вертикальных планок, установленных на боковых стенках, обеспечивает точное расположение отверстий, в которые вставляются оси заслонок;

- применения вытяжных заклепок, которыми скрепляются стенки корпуса, что исключает операцию сварки, которая отрицательно влияет на коррозионную стойкость клапана;

- выполнения пазов в раме каждой заслонки, что снижает теплопередачу;

- укрепления на ребрах заслонки оцинкованных листов с загибами, что повышает жесткость и обеспечивает плотное прилегание термоуплотнительной ленты к ребрам, а использование заклепок снижает вероятность прогибов в результате теплового расширения металла при сварке;

- использования термоуплотнительной ленты по периметру заслонок, что позволяет повысить огнестойкость клапана, т.к. термоуплотнительная лента при нагреве равномерно заполняет все щели между заслонками и корпусом, а также неплотности в стыках заслонок;

- выполнения привода съемным в отдельном корпусе, что позволяет устанавливать его на любой клапан, а также использовать в качестве привода любой исполнительный механизм;

- выполнения фиксатора в виде стопора с цилиндрами, заходящими в пазы диска и установки на осях стопора втулок с легкоплавким элементом между ними, что повышает надежность.

Предлагаемая конструкция отличается от ближайшего аналога - патента №2174026 тем, что

- исключено покрытие корпуса и заслонок вспучивающим огнезащитным материалом;

- выполнением заслонок с термоуплотнительной лентой по периметру и металлическими листами, прикрепленными заклепками к раме;

- отсутствием съемного люка для размещения легкоплавкого замка;

- исключением сварки при изготовлении корпуса клапана и заслонок;

- применением заклепок, шин и при сборке корпуса.

Изобретение иллюстрируется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид клапана, на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2; на фиг.5 - вид Д на фиг.3; на фиг.6 - разрез Г-Г на фиг.2; на фиг.7 - вид Е на фиг.6.

Клапан (фиг.1) состоит из: корпуса 1 прямоугольной формы, в котором на осях 3 параллельно друг другу установлены поворотные заслонки 2.

В зависимости от типоразмера в корпусе может быть установлена одна заслонка 2.

Заслонки 2 соединены между собой системой тяг и рычагов 5. Заслонки 2 крепятся к осям 3 с помощью шпилек.

Приводной вал 4 закреплен на нижней заслонке 2 и сообщен с приводом 6.

Стенки (фиг.1, 4) верхняя 7, нижняя 8, боковые 9, 10 соединяются в корпус 1 стальными вытяжными заклепками 11 и уголками 12. На стенке 10 в ее нижней части расположен привод 6.

Боковые стенки 9, 10 (фиг.2, 4) представляют собой оцинкованный лист 13 с загибами 14, расположенными с двух сторон по длинной стороне листа 13, и загибами 15, отогнутыми в противоположную сторону по короткой стороне листа 13.

В стенках 9, 10 имеются отверстия.

Металлические оцинкованные планки 16 приклепаны к листам 13 стальными заклепками 17. В планках 16 выполнены отверстия 18, соосные с отверстиями в стенках 9, 10.

С целью увеличения жесткости и исключения операции сварки две пары шин 19 надеты на загибы 14.

Планки 16 позволяют закрепить на тонких листах 13 оси 3 и позиционировать их относительно друг друга.

Верхняя 7 и нижняя 8 стенки (фиг.3) состоят из листов 20 с загибами 21, расположенными с двух сторон. На листах 20 выгнуты прямоугольные выступы 22, причем выступы 22 на верхней 7 и нижней 8 стенках неодинаковы по размерам и ориентированы навстречу друг другу. Две пары шин 23 надеты на загибы 21. Выступы 22 служат упорами для заслонок 2.

Каждая заслонка 2 (фиг.3, 5) состоит из: двух продольных П-образных ребер 24 с пазами 26; двух боковых П-образных ребер 25 с пазами 26 и резьбовыми шпильками 27; оцинкованных листов 28, на которых имеются загибы 29. Загибы 29 прижимают термоуплотнительную ленту 30, нанесенную по периметру рамы, образованной из ребер 24 и 25, и увеличивают жесткость заслонки.

Пазы 26 уменьшают теплопередачу.

Оцинкованные листы 28 крепятся к ребрам стальными вытяжными заклепками 11. Полость, образованная ребрами 24 и 25 и листами 28, заполнена теплоизоляционным материалом.

Т.к. заслонка 2 выполнена без применения сварки, то вероятность прогибов снижается ввиду уменьшения зависимости прогиба от разницы температурного расширения двух листов 28 металла. В то же время ребра 24 и 25 обеспечивают достаточную жесткость заслонки 2.

Заслонки 2, соединенные системой тяг и рычагов 5, снабжены съемным приводом 6, имеющим фиксирующий механизм, совмещенный с легкоплавким замком.

Привод 6 (фиг.6, 7) с фиксирующим механизмом, удерживающим и фиксирующим заслонки 2 в открытом либо закрытом положении, крепится к стенке 10.

Привод заключен в отдельный корпус 31, установленный на рейках 32, закрепленных на стенке 10. Приводной вал 4 сообщен через муфту 33 с валом-рукояткой 34. Муфта 33 надевается на приводной вал 4 и предназначена для передачи момента кручения на нижнюю заслонку 2.

Вал-рукоятка 34 имеет возможность поворота во втулке 35, установленной в корпусе 31.

На валу 34 установлен диск 36 с двумя пазами 37 и 38. Пружина кручения 39 одним концом зацеплена за диск 36, а другим упирается во втулку 40.

Фиксирующий механизм содержит стопор 41, выполненный в виде соосных большого 42 и малого 43 цилиндров, цилиндры отличаются длиной. Эти цилиндры 42 и 43 имеют возможность фиксировать диск 36, находясь в его пазах 37 и 38.

На оси стопора 41 установлена пружина 44, втулки 45, 46 с пружиной 47 между ними.

Тепловой элемент 48 удерживает с помощью втулок 45, 46 пружину 47 в сжатом состоянии.

Стопор 41 находится во втулке 40, закрепленной в корпусе привода 31.

Т.о. в предложенном съемном приводе фиксирующий механизм совмещен в одном узле с легкоплавким замком.

Съемный привод 6 может изготавливаться отдельно и устанавливать на любой клапан.

В качестве привода поворота заслонок может быть использована как пружина кручения, так и электро- или пневмопривод и т.д.

Клапан функционирует следующим образом.

Он устанавливается в проем противопожарной преграды, через который проходит воздуховод, и служит для предотвращения распространения пожара через данный проем по воздуховоду.

В обычном положении клапан открыт - заслонки находятся в горизонтальном положении, и пропускает поток воздуха по воздуховоду.

Диск 36 пазом 38 зацеплен малым цилиндром 43 стопора 41, заслонки 2 удерживаются в открытом положении.

При возникновении пожара тепловой элемент 48 расплавляется, пружина 47, упираясь во втулки 45 и 46, вытягивает малый цилиндр 43 стопора из паза 38 диска 36. Диск 36 освобождается и через систему тяг и рычагов 5 под действием пружины кручения 39 заслонки 2 закрываются.

При этом большой цилиндр 42 стопора 41 ложится на диск 36 и при повороте последнего заходит в паз 37 диска 36 и предотвращает открытие заслонок 2.

При дальнейшем повышении температуры термоуплотнительная лента 30 увеличивается в объеме и перекрывает все зазоры, существующие в проеме клапана.

Заслонки 2 не могут самопроизвольно открываться, а только при воздействии через вал-рукоятку 34 при нажатии на стопор 41.

Для аварийного закрытия заслонок 2 стопор 41 выводится из зацепления с пазом 38 сектора 36 посредством нажатия на стопор 41 вручную или с использованием любого исполнительного механизма (электромагнита, пневмо-, гидроцилиндра и т.п.).

1. Противопожарный клапан для воздуховодов, содержащий установленные в корпусе на приводных осях не менее чем одну поворотную заслонку, фиксирующий механизм, легкоплавкий замок, отличающийся тем, что стенки корпуса, снабженные загибами, соединены между собой с помощью вытяжных заклепок, причем загибы заведены в шины, верхняя и нижняя стенки корпуса выполнены с прямоугольными выступами, на боковых стенках корпуса установлены планки с отверстиями для закрепления осей заслонок, кроме того, каждая заслонка выполнена в виде заполненной теплоизоляционным материалом коробчатой рамы с пазами, на которую нанесена термоуплотнительная лента, а сверху заклепками закреплены металлические листы с отгибами, съемный привод помещен в отдельный корпус и снабжен фиксирующим механизмом, совмещенным с легкоплавким замком.

2. Клапан по п.1, отличающийся тем, что заслонки имеют общий привод.

3. Клапан по п.1 или 2, отличающийся тем, что привод снабжен фиксирующим механизмом, включающим стопор с двумя цилиндрами, имеющими возможность заходить в пазы диска, сообщенного с пружиной кручения, закрепленной на корпусе привода, причем на оси стопора установлены втулки с расположенной между ними пружиной, удерживаемой легкоплавким элементом.

4. Клапан по п.1 или 2, отличающийся тем, что на термоуплотнительную ленту нанесено лакокрасочное покрытие.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области противопожарной техники. .

Изобретение относится к области противопожарной техники, в частности к устройствам для задержки пламени и предотвращения распространения огня при резервуарном нефтепродуктохранении (огнепреградители).

Изобретение относится к области противопожарной техники, в частности к устройствам для задержки пламени и предотвращения распространения огня при резервуарном нефтепродуктохранении (огнепреградители).

Изобретение относится к газовой промышленности, а именно к запорным устройствам, предназначенным для быстрого перекрытия газопроводов при загорании газа. .

Изобретение относится к взрывозащите транспортных систем, в частности к способам гашения пламени в трубопроводах. .

Изобретение относится к газовой технике. .

Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано преимущественно в газовых магистралях и резервуарах с горючим газом для предотвращения распространения пламени.

Изобретение относится к горнодобывающей промышленности, в частности к угольной, и может быть использовано на угольных шахтах с применением комбинированного способа проветривания очистных забоев при эксплуатации газоотсасывающих установок

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, предотвращающим распространение пламени по воздуховодам вентиляционных систем

Изобретение относится к области противопожарной техники, в частности к огнепреградителям, преимущественно для систем с горючими и взрывоопасными рабочими средами

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к автоматическим системам защиты газовоздушных скважин от взрывов

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности, для защиты вертикальных резервуаров от разрушения при сверхдопустимом повышении давления в резервуаре

Изобретение относится к области обеспечения пожаровзрывобезопасности и может использоваться в газовой, нефтяной, химической и других отраслях промышленности. И более конкретно, для обеспечения безопасности технологических процессов, протекающих с участием горючих газов. В частности, изобретение может найти применение при работе блоков огневой регенерации гликоля или метанола, в которых образуется горючая воздушно-метановая смесь. Способ предусматривает введение по всей длине внутри трубы технологических перегородок, расположенных через определенные расстояния, которые не превышают длину преддетонационного участка. Осуществляют периодическое сдерживание фронта пламени в центральной зоне трубы, деформируя первоначальный вытянутый фронт пламени, направляют прямолинейно фронт пламени по всему объему через каждую перегородку, распространяя его в приграничные зоны ближе к стенке трубы путем закручивания струй горячего газа под тангенциальным направлением к плоскости, образующей сечения трубы, замедляют фронт движущегося внутри трубы пламени между перегородками, поддерживают непрерывный процесс дефлаграционного горения за каждой перегородкой и по всей длине трубы. Для осуществления способа предложено устройство, выполненное в виде противодетонационной вставки и установленное в трубе, во внутренней полости которой возможно образование детонационных ударных волн. Противодетонационная вставка содержит стержень и расположенные на нем диски с отогнутыми под углом относительно к перпендикуляру оси трубы лепестками-завихрителями. Обеспечивают дефлаграционный непрерывный режим горения во всем объеме и по всей длине трубы и устраняют возможность образования детонационных ударных волн. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к химической промышленности и охране окружающей среды и может быть использовано при очистке взрывоопасных газовых смесей горючих газов и пыли, паров горючих жидкостей, в частности газов с высоким содержанием оксида углерода и водорода. Комплекс с фильтром для сухой очистки взрывоопасных газовых смесей содержит рукавный фильтр 1, соединенный с входным газоходом 2, на котором установлен входной отсечной клапан 3 и патрубок 18 с отсечным клапаном 19 для соединения с атмосферой. На выходном газоходе 4 установлен дымосос 5, выходной отсечной клапан 6, патрубок 20 с отсечным клапаном 21 для соединения с атмосферой и отборником проб газа 22. Перед фильтром 1 по ходу движения газа расположена взрыволокализующая камера 7, соединенная с входным газоходом 2 и с фильтром 1 через нормально открытые самозакрывающиеся при взрыве клапаны 8 и 10 соответственно. Взрыволокализующая камера 7 снабжена запальником 11, противовзрывным предохранительным клапаном 12, патрубком 13 с задвижкой 14 для соединения с атмосферой и датчиком-реле 15 давления взрыва, который через систему управления газоочисткой электрически соединен с электроприводами входного отсечного клапана 3, выходного отсечного клапана 6 и дымососа 5. Корпус фильтра 1 выполнен герметичным. Взрыволокализующая камера 7 и фильтр 1 снабжены герметичными выгрузчиками пыли. Расположение взрыволокализующей камеры 7 препятствует распространению взрывной волны и разрушению элементов фильтра при очистке взрывоопасных газовых смесей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области противопожарной техники, в частности к устройствам для задержки пламени и предотвращения распространения огня при резервуарном нефтехранении. Огнепреградитель содержит корпус и огнепреграждающие элементы, выполненные каждый из двух металлических гофрированных лент, свернутых в рулон с образованием наклонных каналов, предотвращающих прямой пролет раскаленных микрочастиц в охраняемый объем. Боковые стенки гофр могут быть выполнены с дополнительной гофрировкой, а сами гофры содержать в своем составе чередующиеся наклонные и прямые участки. Ограничительные соотношения на поперечное сечение каналов, геометрию и взаимную ориентацию гофр позволяет привести параметры огнепреграждающего элемента в соответствие с правилами пожаробезопасной эксплуатации огнепреградителя при заданной паровоздушной смеси и повысить эффективность защиты резервуара. 4 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх