Подшипник скольжения
ОП И ИЕ
ИЗ ОБРЕ ТЕ Н И Я
238955
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
К;1. 47b, 4
Заявлено 11.XI1.1967 (№ 1202269/25-27) . 11ПК Г 16с
УДК 621.822.5(088.8) Приоритет
Опубликовано 10.Ill.1969. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 4Л III.1969
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Лвторы изобретения
Е. Г. Пивонов и В. И. Шмурак
Заявитель
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ
tg3- f, с присоединением заявки ¹
Известны подшипники скольжения, состоящие из металлической втулки с пазами и размещенной по внутреннему периметру втулки составной пластмассовой облицовки.
Предложенный подшипник скольжения от- 5 личается тем, что пазы выполнены в виде ласточкина хвоста с углом наклона, обеспечивающим течение пластмассы при ее деформации в процессе работы подшипника к стенке втулки в пределах зазоров, предусмотренных 10 в пазах между втулкой и облицовкой.
Благодаря этому повышается долговечность подшипника, На фиг. I изображен подшипник скольжения; на фиг. 2 — паз металлической втулки с 15 размещенной в нем пластмассовой облицовкой; на фиг. 3 — элемент пластмассовой облицовки в продольном и поперечном разрезахх.
Описываемый подшипник скольжения со- 20 стоит из металлической втулки с продольными пазами в виде ласточкина хвоста, имеющими угол наклона а, равный 90 — p, и отдельно изготовленных пластмассовых облицовок, устанавливаемых с натягом на выступы 25 втулки.
Величина натяга определяется допуском по внутреннему. размеру В, величина допуска— изменениями размеров профиля в зависимости от перепада температуры и влажности во 30 время эксплуатации подшипника по сравнени10 с монтажных1и. Для плотного контакта смежных облицовок по плоскостям их сопряжения облицовки изготовляются с положительным допуском по размеру Г.
Основным назначением угла наклона и компенсирующего зазора является обеспечение направленной температурно-влажностной деформации объема пластмассы, заключенной в объеме поднутрения. При температурновлажностных изменениях пластмассовой облицовки в период эксплуатации подшипника в материале облицовки возникают внутренние поперечные сжимающие напряжения 6„. На плоскости поднутренпя эти напряжения разлагаются на две составляющие о1,1 б-. Суммируясь, внутренние напряжения создают равнодействующую, направленную внутрь паза (K компенсирующему зазору), поэтому деформация направлена внутрь материала, а поперечная деформация невозможна.
При этом материал деформируется в сторону паза в том случае, если наблюдается течение пластмассы по плоскости поднутрения, что возможно прп где P — угол наклона плоскости поднутрення к вертикали (угоl трения); / — коэфц1нцнент трения металл-пластмасса.
238955
Величина компенсирующего зазора а определяется объемом пластмассы, заключенной в пазе, и температурным перепадом от температуры сборки до установившейся в период эксплуатации.
Предмет изобретения
Подшипник скольжения, состоящий из металлической втулки с пазами и размещенной по ее внутреннему периметру составной пластмассовой облицовки, отличаюи пйся тем, что, с целью повышения долговечности, пазы выполнены в виде ласточкина хвоста с углом
5 наклона, обеспечивающим течение пластмассы при ее деформации в процессе работы подшипника к стенке втулки в пределах зазоров, предусмотренных в пазах между втулкой и облицовкой.
b-5
Составитель Г. Мартышкина редактор Т. 3. Орловская Техред Л. Я. Левина Корректор Л. Г. Корогод
Заказ 1626/1 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2


