Датчик постоянного тока компенсационного типа
(-, t..
О П И С А Н И- Е-
ИЗОБРЕТЕНИЯ
238664
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 09.XI.1965 (№ 1037139/18-10) Кл. 21е, 36/01 с присоединением заявки ¹
МПК 6 01г
УДК 621.317.7.083.5 (088.8) Приоритет
Опубликовано 10.111.1969. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 17Х11.1969
Комитет по делам изобретений и открытиЯ при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
В. И. Шаров
Заявитель
ДАТЧИК ПОСТОЯННОГО ТОКА
КОМПЕНСАЦИОННОГО ТИПА
Известны датчики постоянного тоКа компенсационного типа, содержащие магнитопровод с двумя дросселями насыщения, охватывающими шинопровод, по которому, протекает из= вперяемый ток, блок питания и усилитель в цепи компенсации.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что дроссели насыщения установлены по обе стороны от токопровода и охвачены магнитными шунтами с зазорами, обеспечивающими линейную характеристику шунтов.
Такое выполнение устройства позволяет уменьшить ампервитки обмотки компенсации.
Предлагаемый датчик изображен на чертеже.
Ф
На фиг. 1 дана его электрическая схема; на фиг. 2 — конструктивное выполнение датчика.
Датчик содержит усилитель на полупроводниковом триоде 1, сопротивления 2 и 8, выпрямители 4 и 5, конденсатор б, магнитопровод с двумя дросселями насыщения 7 и 8, каждый из которых имеет по рабочей обмотке
9, по обмотке компенсации 10, по обмотке смещения 11 и по короткозамкнутой обмотке
12 (см. фиг; 2). При этом обмотки .компенсации, омещения и короткозамкнутая в отличие от рабочих обмоток охватывают все стержня дросселя насыщения, как это показано на фиг. 2.
Датчик работает следуюц1им образом.
Ток, протекающий по шине, подмагнпчивает оба дросселя насыщения 7 и 8, на которых расположены рабочие обмотки 9, питающие5 ся от электрически изолированных источников переменного тока одного и того же напряжения 18 и 14. Кроме того, дроссели подмагничиваются обмотками компенсации 10 и обмотками смещения 11. Причем эти обмотки вклю10 чены так, что намагничивающая сила, создаваемая обмотками компенсации 10, действует в обоих дросселях насыщения на встречу намагничивающей силе, создаваемой током шины
15, а намагничпвающая сила обмоток смеще15 ния 11 по отношению к намагничивающей силе шины 15 в одном дросселе действует встречно, в другом — согласованно. Все элементы схемы выполнены симметричными.
Г1ри токе шины, равном нулю, оба дроссе20 ля насыщения в равной степени подмагничены обмотками смещения, токи в рабочих обмотках равны, сигнал на входе усилителя отсутствует и ток в обмотках компенсации равен нулю. При увеличении тока шины подмагнп25 чпвание одного дросселя увеличится, а другого — уменьшится. Следовательно, ток в одной из рабочих обмоток возрастет, а в другой — понизится. В результате этого на входе усилителя появится сигнал, что вызовет
30 увеличение тока в обмотках компенсации до
238664
Фиг тех пор, пока магнитный поток от тока шины не будет вытеснен из дросселей насыщения в боковые зазоры 1б (см. фиг. 2). Последнее будет иметь место, когда обмотки компенсации создадут намагничивающую силу, равную падению нама гничивающей силы от тока шины в боковых зазорах 1б. При отсутствии насыщения магнитопровода падения намагничивающей силы в боковых зазорах 16 линейно связано с током шины 15. Поэтому и ток в обмотках компенсации линейно зависит от тока шины, Короткозамкнутая обмотка 12 препятствует возникновению перенапряжений в обмотках компенсации 10 и смещения 11 при резких изменениях тока шины 15 и наведению в этих обмотках переменного напряжен ия от р а бочих обмоток 9.
Конденсатор б на входе усилителя 1 включен для шунтирования переменной составляющей сигнала.
Главной особенностью конструкции датчика является то, что дроссели насыщения 7 и 8 (см. фиг. 2) не охватывают шину, ток которой измеряется, а расположены IIo обе стороны на некотором расстоянии от нее. При этом магнитный поток, создаваемый током шины, замыкается как через сердечники дросселеи, так и через магнитные шунты 17 и 18 с зазорами, 5 обеспечивающими линейную характеристику шунтов. Указанные шунты охватывают дроссели насыщения 7 и 8. Изменяя расстояние между правой и левой частями магнитопровода и величину боковых зазоров, можно изме10 нять соотношение между током шины и током в обмотках компенсации 10.
Предмет изобретения
15 Датчик постоянного тока компенсационного типа, содержащий магнитопровод с двумя дросселями насыщения, блок питания и усилитель в цепи компенсации, отличающийся тем, что, с целью уменьшения ампервитков
20 обмотки компенсации, дроссели насыщения установлены по обе стороны от токопровода и охвачены магнитными шунтами с зазорами, обеспечивающими линейную характеристику шунтов.
238664
f0 i7„72
Составитель Т. И. Веремейкина
) e.àêòîð Е. Мельникова Тскред Т. П. Курилко Коррекгор О. И. Попова
Заказ 1616, 4 Тира к 430 Подписное
ЦИИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2


