Подъемно-движительная установка судна на воздушной подушке
237606
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Соил Ссветскик
Сскналистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 15Х11.1967 (№ 1172779/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 08Л!.1973. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 20.1Ъ.1973
М. Кл, В 60ч ЗЛ)6
Комитет по делам ивобретеииЯ и открытиЯ при Совете Министров
СССР
УДК 629.124.9.039:629. .12:532.582.5(088.8) Авторы изобретения А. А. Животовский, В. P. Шенберг, Ю. А. Лобашев и В. Г. Савиновский
Заявитель
ПОДЪЕМНО-ДВИЖИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА СУДНА
НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Известны подъемно-движительные установки, содержащие вентилятор, воздушный винт и двигатель. Они имеют сложную и тяжеловесную конструкцию, выполнение которой требует значительных затрат.
Особенность предложенной подъемно-движительной установки состоит в том, что воздушный винт и вентилятор смонтированы на общем валу, соединенном с валом двигателя.
Диаметр вентилятора меньше, чем диаметр винта.
Вентилятор смещен относительно воздушного винта в нос судна и заключен в корпус, открытый со стороны носа судна и сообщающийся с патрубком подачи воздуха под днище судна. Корпус выполнен с отверстием, через которое пропущен общий вал воздушного винта и вентилятора. Такая установка проще в изготовлении, имеет малый вес и небольшую стоимость.
Корпус вентилятора в такой установке целесообразно выполнять цилиндрическим, это снижает сопротивление движению установки вместе с судном в набегающем потоке воздуха, ,с
Для повышения эффективности работы установки на общем валу винта и вентилятора может быть неподвижно закреплена между двигателем и корпусом обечайка, равная по диаметру корпусу и обхваченная снаружи лопастями воздушного винта. С кормы обечайка по торцу состыкована с обтекателем, внутри которого размещен двигатель.
На чертеже схематически изображена подьемно-движительная установка судна на воздушной подушке.
Подъемно-движительная установка судна 1 содержит обтекатель 2, внутри которого размещен двигатель 8. Обтекатель неподвижно
)0 прикреплен к корпусу судна. Вал 4 двигателя соединен с общим валом 5 воздушного винта б и вентилятора 7.
Воздушный винт выполнен с лопастями 8, а вентилятор 7 — с лопастями 9. Диаметр
15 вентилятора меньше диаметра винта. Вентилятор смещен относительно винта б в нос судна 1 и заключен в корпус 10. Корпус сообщается с патрубком 11 подачи воздуха под днище судна. Корпус 10 имеет отверстие а, 20 через которое пропущен вал б. Патрубок 11 крепится к корпусу судна.
Корпус выполнен цилиндрическим и равным по диаметру обечайке 12, которая неподвижно установлена с помощью втулки 18 на валу 5, 25 а снаружи обхвачена лопастями 8. Обечайка размещена между двигателем 3 и корпусом
10 вентилятора 7. По торцам обечайка состыкована с обтекателем 2 и корпусом 10.
В районе стыковки с обтекателем обечайка
30 имеет диаметр, приблизительно равный диаметру обтекателя.
2,37606
Лопасти 8 и 9 можно выполнить поворотными для изменения угла атаки с помощью дистанционного управления. Благодаря этому возможно перераспределение потребляемой мощности двигателя между винтом б и вентилятором 7 в зависимости от режима висения или движения судна над экраном.
Работа подъемно-движительной установки заключается в следующем.
Двигатель 3 вращает с одинаковой угловой скоростью через вал 4 укрепленные на валу б винт б и вентилятор 7, вследствие чего последний через патрубок 11 подает воздух, необходимый для формирования области повышенного давления, под днищем судна. За счет этого давления воздушной подушки судно поднимается над экраном, а с помощью упора винта б начинает передвигаться над экраном в заданном направлении.
Предмет изобретения
1. Подъемно-движительная установка судна на воздушной подушке, содержащая вентилятор, воздушный винт и двигатель, отличающаяся тем, что, с целью упрощения, облегчения и снижения стоимости изготовления установки, воздушный винт и вентилятор смонтированы на общем валу, соединенном с валом двигателя, причем вентилятор, меньший по диаметру, чем винт, смещен относительно последнего в нос судна и заключен в корпус, сообщающийся с патрубком подачи воздуха под днище судна и выполненный с отверстием, через которое пропущен общий вал воздушного
1о винта и вентилятора.
2. Установка по и. 1, отличающаяся тем, что, с целью снижения сопротивления движению установки вместе с судном в набегающем потоке воздуха, корпус вентилятора выполнен
15 цилиндрическим.
3. Установка по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы установки, на общем валу винта и вентилятора неподвижно закреплена между
20 двигателем и корпусом вентилятора обечайка, равная по диаметру корпусу и обхваченная снаружи лопастями воздушного винта, причем с кормы обечайка по торцу состыкована с обтекателем, внутри которого размещу двига25 тель.

