Пожарный дирижабль
Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для тушения масштабных пожаров. Пожарный дирижабль содержит дискообразный аэростатический корпус, силовые установки с изменяемым вектором тяги, кабину для экипажа с системой управления, шасси и причально-швартовочное приспособление. Корпус состоит из верхней и нижней эластичных выпуклых оболочек, кромки которых закреплены на замкнутой по периметру раме из контактирующих торцами секций, связанной жесткими радиальными балками с образующим центральный отсек жестким трубчатым элементом, размещенным вдоль вертикальной оси аэростатического корпуса, полость которого разделена наклонной газонепроницаемой мембраной на отсек газа легче воздуха с баллонами, заполненными последним, и расположенный под ним отсек термического балластирования. Верхняя и нижняя выпуклые оболочки выполнены с верхним силовым кольцом, закрепленным на торце трубчатого элемента, и нижним силовым кольцом с образующим грузовой отсек стаканом. Внешняя и внутренняя кромки газонепроницаемой мембраны закреплены соответственно на замкнутой раме и на нижнем силовом кольце, соединенном посредством продольно жестких элементов с замкнутой рамой и жестким трубчатым элементом. В грузовом отсеке установлен бак для воды, в верхней части соединенный гибким шлангом с трубой, установленной коаксиально жесткому трубчатому элементу, заканчивающейся воронкой, закрепленной на верхнем силовом кольце. Бак для воды выполнен с выходной трубой, являющейся частью расположенного в грузовом отсеке устройства, формирующего пакеты с водой для сброса через люк на горящую территорию. Изобретение направлено на повышение эффективности тушения пожара. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к противопожарной технике и может быть использовано для тушения пожаров, а также ограничения возможности распространения огня, причем особенно эффективно в условиях масштабных бедствий, а именно при тушении лесных, степных пожаров и пожаров в труднодоступных горных районах.
Известны способы тушения пожаров с использованием летательных аппаратов [Пожарное дело, №1, 2. 2003 г.]: самолетов и вертолетов, в частности АН - 32П. С полной заправкой огнетушащим составом двух баков общей емкостью 8 тонн на скорости 240-260 км/ч, распыляя состав на высоте 40-50 м, самолет позволяет создать защитную полосу длиной до 160 м и шириной до 35 м. Два подобных самолета использовались при тушении высокогорного лесного пожара неподалеку от Ялты в 1993 году. Было совершено около 100 вылетов самолетов.
Известен способ тушения пожара с использованием более современных самолетов БЭ - 12П - 200 [1].
В режиме глиссирования самолет заправляет свои шеститонные емкости водой за 14-16 секунд, в том числе и на волне высотой до 0,8 метров.
Такой самолет успешно эксплуатировался при тушении пожаров в Краснодарском и Хабаровских краях, Ивановской и Ростовской областях, на Ставрополье. Силовая установка и конструкция турбовинтовых двигателей АИ-20Д позволяет эксплуатировать самолет в жарких климатических условиях - при температуре воздуха до +45°С.
Противопожарный самолет БЕ-200П, построенный в 1997 году (одна из четырех модификаций БЕ-200), способен взять на борт до 12 тонн воды. Забор воды осуществляется так же, как и у БЕ-12П-200 в режиме глиссирования всего за 12 секунд. Самолет очень экономичен - за одну заправку топлива он способен обрушить на очаг пожара 320 тон воды.
Однако недостатком указанных способов и устройств является весьма значительная сложность пилотажа.
Другим недостатком является то, что не всегда вблизи очагов пожара имеются водоемы, позволяющие осуществлять забор воды в режиме глиссирования.
И наконец, основным недостатком указанных способов и устройств является высокая стоимость как самой техники, так и ее эксплуатации. В результате она может быть использована только централизованно в масштабах страны или крупных республик федерации.
Известен способ тушения пожара с использованием управляемого летательного аппарата - дирижабля [Патент RU №2098318, МПК В 64 В 1/08, 1/58, 1997, с.13]. Погрузка транспортируемого груза, в том числе воды, может быть произведена без осуществления приземления летательного аппарата на водной поверхности.
Известен управляемый аэростатический летательный аппарат-дирижабль [Патент Франции №2286754, МПК В 64 В 1/00, 1976], содержащий жесткий каркас, шасси, заполненные газом легче воздуха мягкие баллоны, силовую установку, средства управления, приспособление для подъема и/или подвески груза, причально-швартовые устройства и гондолу управления. Данный летательный аппарат представляет собой управляемый аэростатический аппарат полужесткой системы с внешним по отношению к заполненным газом легче воздуха оболочкам-баллонам расположением жесткого каркаса-шасси. Каркас-шасси выполнен в виде пирамидальной конструкции, в своей нижней части оканчивающейся стойками-опорами. Конструкция каркаса-шасси позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные операции с компактными грузами большого веса. Наличие заполненных газом легче воздуха мягких баллонов, наряду с наличием силовой установки, средств управления и балластной системы, позволяет, кроме того, осуществлять транспортировку груза.
Известен также управляемый аэростатический летательный аппарат [Итоги науки и техники, серия “Воздушный транспорт”, том 18, М.: ВИНИТИ, 1989, Г.Д.Аралов и др., “Использование современных аэростатических летательных аппаратов”, с.85 и 86], который представляет собой дирижабль жесткой системы с корпусом дискообразной формы, включающий систему термического балластирования. Силовую основу корпуса летательного аппарата составляет жесткий каркас, включающий в себя жесткий силовой центральный отсек, выполненный в виде правильной шестигранной фермы, жесткую силовую кольцевую периферийную ферму и жестко скрепляющие упомянутые центральный отсек и периферийную ферму, шесть ферм перегородок. Внешний контур летательного аппарата образован жесткими пространственными элементами правильной шестиугольной формы. Наружная оболочка выполнена из газонепроницаемого тканого материала. Газ легче воздуха размещен в баллонах. Имеется полость, заполненная нагретым газом. Силовая установка включает в себя турбовинтовые двигатели с изменяемым вектором тяги. В нижней части центрального отсека расположен грузовой отсек. Посадочные устройства выполнены в виде закрепленных на жестких фермах-перегородках шасси.
Наиболее близким к предлагаемым устройствам является управляемый летательный аппарат - дирижабль, содержащий дискообразный аэростатический корпус из верхней и нижней эластичных выпуклых оболочек, кромки которых закреплены на замкнутой по периметру раме из контактирующих торцами секций, связанной жесткими радиальными балками с образующим центральный отсек жестким трубчатым элементом, размещенным вдоль вертикальной оси аэростатического корпуса, полость которого разделена перегородкой на отсек газа легче воздуха с баллонами, заполненными последним, и расположенный под ним отсек термического балластирования, силовые установки с изменяющимся вектором тяги, гондолу для экипажа с системой управления шасси, устройства для подъема грузов и их фиксации и причально-швартовое приспособление, при этом он снабжен смонтированными на замкнутой раме горизонтальными носовым и кормовым с аэродинамическими средствами управления стабилизаторами и по меньшей мере тремя расположенными под углом в 15-30° к вертикальной оси аэростатического корпуса убирающимися стойками-опорами с механизмами выпуска и возврата в исходное положение и замками-фиксаторами их заданного положения, верхняя и нижняя выпуклые оболочки выполнены с верхним, закрепленным на торце трубчатого элемента, и нижним с образующим грузовой отсек стаканом силовыми кольцами, перегородка выполнена в виде наклонной газонепроницаемой мембраны, внешняя и внутренняя кромки которой закреплены на замкнутой раме и нижнем силовом кольце, соединенном посредством продольно жестких элементов регулируемой длины с замкнутой рамой, при этом двигатели силовых установок установлены на горизонтальных стабилизаторах, а стакан нижнего силового кольца дополнительно соединен посредством продольно жестких элементов регулируемой длины с жестким трубчатым элементом, высота которого не превышает половину высоты аэростатического корпуса, равную 0,25-0,5 его диаметра, причем максимальная длина каждой стойки-опоры превышает половину высоты аэростатического корпуса [Патент RU №2098318, МПК В 64 В 1/08, 1/58, 1997].
Дирижабли являются мобильными и надежными при достаточно большой автономности, обладают высокой грузоподъемностью и весовой отдачей, универсальностью применения и достаточно низкой общей стоимостью, включающей как стоимость изготовления, так и эксплуатационные затраты.
Задачей изобретения является дальнейшее повышение эффективности способа тушения пожара с использованием управляемых летательных аппаратов-дирижаблей.
Задачей изобретения является также усовершенствование конструкции управляемых летательных аппаратов-дирижаблей, предназначенных для осуществления более эффективного способа тушения пожара.
Поставленная задача решается способом тушения пожара с использованием управляемого летательного аппарата, представляющего собой дирижабль, снабженный системой термического балластирования, который отличается от известного тем, что для тушения пожара используют, по крайней мере, два дирижабля, один из которых, пожарный, стабилизируют над горящей территорией, другой, транспортировочный, используют, преимущественно, для доставки воды к пожарному дирижаблю, заправку пожарного дирижабля водой производят непосредственно в воздухе, при этом сброс воды с пожарного дирижабля осуществляют в виде дождя и/или пакетов с водой.
Поставленная задача решается также, если при тушении крупных пожаров количество транспортировочных дирижаблей выбирают обеспечивающим сброс воды с пожарного дирижабля в непрерывном режиме в течение времени тушения пожара.
Поставленная задача в части устройства решается, когда управляемый летательный аппарат для осуществления способа тушения пожара - транспортировочный дирижабль, содержит дискообразный аэростатический корпус из верхней и нижней эластичных выпуклых оболочек, кромки которых закреплены на замкнутой по периметру раме из контактирующих торцами секций, связанной жесткими радиальными балками с образующим центральный отсек жестким трубчатым элементом, размещенным вдоль вертикальной оси аэростатического корпуса, полость которого разделена перегородкой в виде наклонной газонепроницаемой мембраны на отсек газа легче воздуха с баллонами, заполненными последним, и расположенный под ним отсек термического балластирования, кроме того, верхняя и нижняя выпуклые оболочки выполнены с верхним, закрепленным на торце трубчатого элемента, и нижним с образующим грузовой отсек стаканом силовыми кольцами, при этом внешняя и внутренняя кромки газонепроницаемой мембраны закреплены на замкнутой раме и нижнем силовом кольце, соединенном посредством продольно жестких элементов с замкнутой рамой и жестким трубчатым элементом, а также силовые установки с изменяющимся вектором тяги, кабину для экипажа с системой управления, шасси и причально-швартовое приспособление, и отличается от известного тем, что в грузовом отсеке расположен бак для воды, в донной части имеющий центральное отверстие, снабженное автоматически открывающейся заслонкой с патрубком.
Управляемый летательный аппарат отличается от известного также тем, что бак с водой в донной части имеет несколько отверстий, снабженных клапанами, установленными с возможностью их открывания при погружении бака в воду.
Поставленная задача в части устройства решается, когда управляемый летательный аппарат для осуществления способа тушения пожара - пожарный дирижабль (первый вариант исполнения), содержит дискообразный аэростатический корпус из верхней и нижней эластичных выпуклых оболочек, кромки которых закреплены на замкнутой по периметру раме из контактирующих торцами секций, связанной жесткими радиальными балками с образующим центральный отсек жестким трубчатым элементом, размещенным вдоль вертикальной оси аэростатического корпуса, полость которого разделена перегородкой в виде наклонной газонепроницаемой мембраны на отсек газа легче воздуха с баллонами, заполненными последним, и расположенный под ним отсек термического балластирования, кроме того, верхняя и нижняя выпуклые оболочки выполнены с верхним, закрепленным на торце трубчатого элемента, и нижним с образующим грузовой отсек стаканом силовыми кольцами, при этом внешняя и внутренняя кромки газонепроницаемой мембраны закреплены соответственно на замкнутой раме и нижнем силовом кольце, соединенном посредством продольно жестких элементов с замкнутой рамой и жестким трубчатым элементом, а также силовые установки с изменяющимся вектором тяги, кабину для экипажа с системой управления, шасси и причально-швартовое приспособление, и отличается от известного тем, что в грузовом отсеке установлен бак для воды, в верхней части соединенный гибким шлангом с трубой, установленной коаксиально жесткому трубчатому элементу, заканчивающейся воронкой, закрепленной на верхнем силовом кольце, кроме того, бак для воды разделен на секции, соединенные трубами с дождевальной рамой, подвешенной под грузовым отсеком.
Поставленная задача в части устройства решается, когда управляемый летательный аппарат для осуществления способа тушения пожара - пожарный дирижабль (второй вариант исполнения), содержит дискообразный аэростатический корпус из верхней и нижней эластичных выпуклых оболочек, кромки которых закреплены на замкнутой по периметру раме из контактирующих торцами секций, связанной жесткими радиальными балками с образующим центральный отсек жестким трубчатым элементом, размещенным вдоль вертикальной оси аэростатического корпуса, полость которого разделена перегородкой в виде наклонной газонепроницаемой мембраны на отсек газа легче воздуха с баллонами, заполненными последним, и расположенный под ним отсек термического балластирования, кроме того, верхняя и нижняя выпуклые оболочки выполнены с верхним, закрепленным на торце трубчатого элемента, и нижним с образующим грузовой отсек стаканом силовыми кольцами, при этом внешняя и внутренняя кромки газонепроницаемой мембраны закреплены соответственно на замкнутой раме и нижнем силовом кольце, соединенном посредством продольно жестких элементов с замкнутой рамой и жестким трубчатым элементом, а также силовые установки с изменяющимся вектором тяги, кабину для экипажа с системой управления, шасси и причально-швартовое приспособление, и отличается от известного тем, что в грузовом отсеке установлен бак для воды, в верхней части соединенный гибким шлангом с трубой, установленной коаксиально жесткому трубчатому элементу, заканчивающейся воронкой, закрепленной на верхнем силовом кольце, кроме того, бак для воды снабжен выходной трубой, являющейся частью устройства для формирования пакетов с водой, расположенного в грузовом отсеке.
Управляемый летательный аппарат - пожарный дирижабль (второй вариант исполнения) отличается от известного также тем, что в нижней части грузового отсека закреплена приемная камера для готовых пакетов с водой, снабженная открывающимся люком.
Управляемый летательный аппарат - пожарный дирижабль (второй вариант исполнения) отличается от известного также тем, что выходная труба снабжена клапаном - дозатором, связанным со средствами управления.
Управляемый летательный аппарат - пожарный дирижабль (второй вариант исполнения) отличается от известного также тем, что устройство для формирования пакетов с водой включает рулонодержатель с полиэтиленовой лентой, механизм формирования рукава, механизм образования продольного шва, механизм образования поперечных швов и отрезания готового пакета.
Поставленная задача решается всей совокупностью признаков заявляемого способа. Использование управляемых дирижаблей, снабженных системой термического балластирования, обеспечивает их мобильность и точную установку друг относительно друга в воздухе. транспортировочный дирижабль предназначен для транспортировки воды к пожарным дирижаблям. Их количество выбирают, обеспечивающим сброс воды с пожарного дирижабля в непрерывном режиме в течение времени тушения пожара, с учетом расстояния до источника воды. В некоторых случаях транспортировочный дирижабль может быть использован как пожарный. При этом сброс воды осуществляют через патрубок.
Пожарный дирижабль, предназначенный непосредственно для тушения пожара, имеет два альтернативных варианта исполнения, равноценных с точки зрения достижения поставленной цели. Эффект непрерывного дождя не требует дополнительного пояснения. При сбросе воды в виде пакетов с водой эффективность достигается за счет того, что при разрыве пакета объект горения обволакивается водой со скоростью, превышающей скорость возгона горючих составляющих материала.
Пожарные дирижабли (первого и второго вариантов исполнения) могут использоваться вместе, тогда достигается наибольшая эффективность тушения пожара.
Перечень иллюстраций, поясняющих изобретение:
- на фиг.1 схематично представлен общий вид транспортировочного дирижабля для осуществления способа тушения пожара;
- на фиг.2 в масштабе в разрезе показан грузовой отсек транспортировочного дирижабля: а) с закрытыми заслонками; б) в момент забора воды из водоема;
- на фиг.3 схематично представлен общий вид пожарного дирижабля для осуществления способа тушения пожара (первый вариант исполнения);
- на фиг.4 схематично представлен общий вид пожарного дирижабля (второй вариант исполнения);
- на фиг.5 в масштабе показан грузовой отсек дирижабля, представленного на фиг.4, с устройством для изготовления пакетов с водой;
- на фиг.6 показана рабочая позиция транспортировочного и пожарного дирижаблей друг относительно друга при дозаправке в воздухе водой пожарного дирижабля.
Силовую основу аэростатического корпуса летательного аппарата - транспортировочного дирижабля (фиг.1) составляет замкнутая рама 1, расположенный в верхней части корпуса коаксиально замкнутой раме 1 жесткий трубчатый элемент 2, не менее трех радиальных балок 3 и не менее четырех стоек-опор 4. Предпочтительным вариантом выполнения замкнутой рамы 1 является изготовление ее в виде тора из композитных материалов и связанного с ним обтекателя 5. Жесткий трубчатый элемент 2 выполнен в форме полого цилиндра или многогранной призмы и имеет каркас (не показан). На верхнем торце жесткого трубчатого элемента 2 закреплено верхнее силовое кольцо 6. Замкнутая рама 1 и жесткий трубчатый элемент 2 жестко скреплены друг с другом радиальными балками 3. Стойки-опоры 4 закреплены на замкнутой раме 1 и радиальных балках 3. Стойки-опоры 4 снабжены механизмами для их выпуска и убирания и замками фиксации (не показаны) в выпущенном, убранном и промежуточном положениях. В нижней части аэростатического аппарата коаксиально жесткому элементу 2 размещен жесткий стакан 7, образующий грузовой отсек, боковые поверхности которого выполнены газонепроницаемыми. Стакан 7 закреплен на замкнутой раме 1 при помощи внутренней подвески, выполненной из продольно жестких элементов - тросов, регулируемой длины 8. Тросы попарно одними концами закреплены на замкнутой раме 1, а другими концами закреплены на жестком стакане 7 нижнего силового кольца 9 по касательной к его поверхности в диаметрально противоположенных точках. Кроме того, жесткий стакан 7 при помощи продольно жестких элементов - тросов регулируемой длины 10 дополнительно закреплен на жестком трубчатом элементе 2 и радиальных балках 3. В качестве приспособлений для регулирования длины и натяжения тросов использованы лебедки и бустеры (не показаны).
Аэростатический корпус выполнен из двух - верхней 11 и нижней 12 выпуклых оболочек. Верхняя выпуклая оболочка закреплена своей кромкой на замкнутой раме 1, а в своей верхней части скреплена с верхним силовым кольцом 6 жесткого трубчатого элемента 2. Нижняя 12 выпуклая оболочка своей большой кромкой закреплена на замкнутой раме 1, а меньшей кромкой закреплена на нижнем силовом кольце 9. В полости аэростатического корпуса установлена наклонная газонепроницаемая мягкая мембрана 13. Своей большей кромкой наклонная мембрана 13 закреплена на замкнутой раме 1, а меньшей кромкой - на нижнем силовом кольце 9. Внутренний объем, расположенный над мембраной 13, представляет собой отсек 14 газа легче воздуха, а внутренний объем, расположенный под мембраной 13, является отсеком 15 термического баластирования. Он снабжен приспособлениями (не показаны) для впуска в него и выпуска горячих газов и забортного воздуха. Приспособление для подачи и выпуска горячего газа и забортного воздуха отсека 15 выполнено в виде коллектора и системы газопроводов и управляемых клапанов (не показаны).
Источником горячих газов являются преимущественно двигатели силовой установки. В отсеке 14 газа легче воздуха размещены заполненные гелием или иным газом мягкие баллоны 16. Указанные баллоны 16 выполнены коническими со сферическими куполами и своими коническими частями закреплены на жестком стакане 7, а коническими куполами зафиксированы на верхней 11 выпуклой оболочке. На жестких силовых горизонтальных стабилизаторах 17 закреплены маршевые 18 двигатели, силовые установки вертикальной тяги и средства управления (не показаны).
Маршевые 18 двигатели размещены в гондолах 19 и закреплены на пилонах 20. Маршевые 18 двигатели выполнены поворотными с возможностью изменения направления вектора создаваемой ими тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях на угол не менее 30° относительно продольной оси аэростатического корпуса летательного аппарата. Силовые установки вертикальной тяги выполнены реверсивными, способными создавать как положительную, так и отрицательную подъемную силу. Аэродинамические средства управления, выполненные в виде вертикальных стоек 21 с закрепленными на них рулями: вертикальными 22, горизонтального оперения 23 и высоты (руль высоты не показан), - установлены в кормовой части аэростатического корпуса летательного аппарата. Вертикальные рули 22 выполнены цельноповоротными в полете и флюгерующими на стоянке.
Поз.24 показана кабина для экипажа, выполненная с круговыми окнами для улучшения обозрения (окна не показаны).
В грузовом отсеке, образованном жестким стаканом 7, закреплен на лебедках 25 бак для воды 26, снабженный автоматически открывающимися при погружении бака в водоем донными клапанами 27.
В донной части бака имеется центральное отверстие, снабженное автоматической, связанной со средствами управления центральной заслонкой 28 с патрубком 29 (фиг.2).
При ином варианте конкретного выполнения транспортировочного дирижабля он может быть дополнительно снабжен насосом для забора воды на мелководье.
У пожарного дирижабля (первый вариант исполнения), показанного на фиг.3, в отличие от транспортировочного, коаксиально относительно жесткого трубчатого элемента 2 размещена труба 30 с воронкой 31, по периметру жестко связанной с верхним силовым кольцом 6. Труба 30 соединена с гибким шлангом 32. Гибкий шланг 32 соединен с баком для воды 33, разделенным на секции 34. Бак с водой 33 жестко закреплен в грузовом отсеке. Пожарный дирижабль снабжен дождевальной рамой 35, подвешенной к грузовому отсеку с помощью растяжек 36. Дождевальная рама соединена трубами 37 с секциями 34, бака 33.
У пожарного дирижабля (второй вариант исполнения), показанного на фиг.4, в отличие от пожарного дирижабля, показанного на фиг.3, бак для воды 38 (фиг.5), снабжен выходной трубой 39, которая является частью устройства для формирования пакетов с водой - “водяных бомб” (весом 150 кг и более). Поз.40 (фиг.5) показан рулонодержатель с полиэтиленовой лентой; 41 - механизм формирования рукава; 42 - механизм образования продольного шва; 43 - механизм образования поперечных швов. Механизм 43 выполняет также функцию отрезания готового пакета с водой 44. Пакет с водой 44 поступает в камеру 45, закрепленную под грузовым отсеком. Камера 45 снабжена состоящим из двух половинок откидным люком 46. Кроме того, в нижней части труба 39 имеет клапан - дозатор 47, связанный со средствами управления.
Работа дирижаблей и способ тушения пожара осуществляются следующим образом: заполняются газовые баллоны гелием или иным газом легче воздуха в количестве, достаточном для создания аэростатической подъемной силы, уравновешивающей собственный вес дирижабля. Аэростатическая подъемная сила, компенсирующая вес бака с водой, создается за счет горячего газа, подаваемого в отсек термического балластирования, расположенный под мембраной.
Для перемещения дирижаблей используется тяга, создаваемая маршевыми двигателями 18 и средствами управления.
Дирижабли стабилизируются активными средствами управления, в частности силовыми установками вертикальной тяги. Высота, на которой стабилизируются дирижабли, выбирается равной 0,2-0,5 величины характерного линейного размера дирижабля. Соответственно транспортировочный дирижабль стабилизируется над источником воды, а пожарный - над горящей территорией. Далее, в отношении транспортировочного дирижабля. Бак для воды 26 с помощью лебедок 25 опускается в воду, при этом срабатывают клапаны 27 и бак заполняется водой. После чего бак поднимается и закрепляется в грузовом отсеке. При необходимости на мелководье осуществляется посадка транспортировочного дирижабля, при этом стойки-опоры 4 приводятся в выпущенное положение, фиксируются, производится натяжение растяжек стоек-опор 4. Уменьшается аэростатическая подъемная сила дирижабля за счет снижения температуры в отсеке 15 путем подачи в него забортного воздуха. Дирижабль устанавливается на стойках-опорах 4 на поверхности дна водоема. После заполнения бака с водой 26 включаются двигатели силовой установки и осуществляется взлет транспортировочного дирижабля при помощи силовых установок вертикальной тяги и за счет увеличения аэростатической подъемной силы на величину, компенсирующую вес бака с водой путем подачи горячего газа в отсек 15. Дирижабль перемещается к месту пожара при помощи маршевых двигателей 18 с использованием средств управления. Осуществляется выгрузка воды в полетном положении. Для этого транспортировочный дирижабль подводят к пожарному дирижаблю, стабилизируют активными средствами управления, в том числе силовыми установками вертикальной тяги, и уравновешивают на высоте, равной 0,2 величины характерного линейного размера дирижабля. Дирижабль стабилизируют таким образом, что выходное отверстие патрубка 29 находится над воронкой 31 пожарного дирижабля (фиг.6). Автоматическая заслонка срабатывает и вода сливается в бак пожарного дирижабля через воронку 31, трубу 30 и гибкий шланг 32. Вода по трубам поступает на дождевальную раму 35 (первый вариант исполнения пожарного дирижабля) - создается эффект непрерывного дождя над горящей территорией. Аэростатическую подъемную силу обоих дирижаблей и их позицию друг относительно друга корректируют путем подачи в отсек 15 забортного воздуха, а также при помощи активных средств управления, в первую очередь, при помощи силовых установок вертикальной тяги. При использовании пожарного дирижабля (второй вариант исполнения) воду по трубе 39 дозировано подают в устройство для изготовления пакетов с водой 44, в котором с помощью механизма 42 из полиэтиленовой пленки посредством сварки формируется рукав с продольным швом. Рукав поступает в механизм 43, в котором также сваркой формируются поперечные швы. Одновременно с формированием поперечных швов происходит отрезка готового пакета с водой и формируется нижний шов следующего пакета. Сформированный пакет под действием силы тяжести попадает в камеру 45 и через люк 46 сбрасывается на горящую территорию.
Пожарные дирижабли первого и второго вариантов исполнения могут использоваться по отдельности и вместе.
В заключение приводятся некоторые ориентировочные технические данные дирижаблей:
- транспортировочный: грузоподъемность 45-50 тонн; скорость 60-80 км/ч;
- пожарный: грузоподъемность 400 тонн; скорость 50-60 км/ч;
- размер дождевальной рамы 80×30 м2;
- вес пакетов с водой 150-250 кг.
Количество транспортировочных дирижаблей выбирают обеспечивающим сброс воды с пожарных дирижаблей в непрерывном режиме в течение времени тушения пожара, с учетом расстояния до источника воды.
Транспортировочный дирижабль в некоторых случаях может использоваться как пожарный, при этом сброс воды осуществляют через патрубок 29.
Кроме того, в составе группы летательных аппаратов, предназначенных для тушения пожара, имеется вертолет-разведчик.
1. Пожарный дирижабль, содержащий дискообразный аэростатический корпус, силовые установки с изменяемым вектором тяги, кабину для экипажа с системой управления, шасси и причально-швартовочное приспособление, корпус состоит из верхней и нижней эластичных выпуклых оболочек, кромки которых закреплены на замкнутой по периметру раме из контактирующих торцами секций, связанной жесткими радиальными балками с образующим центральный отсек жестким трубчатым элементом, размещенным вдоль вертикальной оси аэростатического корпуса, полость которого разделена наклонной газонепроницаемой мембраной на отсек газа легче воздуха с баллонами, заполненными последним, и расположенный под ним отсек термического балластирования, верхняя и нижняя выпуклые оболочки выполнены с верхним силовым кольцом, закрепленным на торце трубчатого элемента, и нижним силовым кольцом с образующим грузовой отсек стаканом, внешняя и внутренняя кромки газонепроницаемой мембраны закреплены соответственно на замкнутой раме и на нижнем силовом кольце, соединенном посредством продольно жестких элементов с замкнутой рамой и жестким трубчатым элементом, отличающийся тем, что в грузовом отсеке установлен бак для воды, в верхней части соединенный гибким шлангом с трубой, установленной коаксиально жесткому трубчатому элементу, заканчивающейся воронкой, закрепленной на верхнем силовом кольце, бак для воды выполнен с выходной трубой, являющейся частью расположенного в грузовом отсеке устройства, формирующего пакеты с водой для сброса через люк на горящую территорию.
2. Пожарный дирижабль по п.1, отличающийся тем, что выходная труба имеет управляемый клапан - дозатор.
3. Пожарный дирижабль по п.1, отличающийся тем, что в нижней части грузового отсека закреплена камера для готовых пакетов с водой, снабженная открывающимся люком.
4. Пожарный дирижабль по п.1, отличающийся тем, что устройство для формирования пакетов с водой включает держатель рулона с полиэтиленовой лентой, механизм формирования рукава, механизм образования продольного шва, механизм образования поперечных швов и отрезания готового пакета.