Устройство "трансроуд груп" для крепления рельса к шпале
Устройство “Трансроуд Груп” для крепления рельса к шпале относится к верхнему строению железнодорожного пути, в частности, к устройствам крепления рельса к железобетонным шпалам. Устройство содержит закрепленный в шпале анкерный узел с головкой, ограниченной в верхней выступающей наружу части поверхностью заданного профиля и снабженной боковыми каналами для фиксации концов упругой клеммы. Клемма контактирует через изолятор с подошвой рельса. Поверхность выступающей верхней части головки выполнена в виде двух смежных плоскостей с различными углами наклона относительно горизонтальной плоскости, причем ближайшая к подошве рельса плоскость выполнена нисходящей, а смежная с ней - восходящей. Угол наклона смежных плоскостей относительно горизонтальной плоскости составляет 1-10
. Упругая клемма выполнена в виде дуги с загнутыми к ее середине концами. Техническим результатом является увеличение площади контакта пружинной клеммы с подошвой рельса и уменьшение таким образом удельного давления на подошву рельса, также увеличение долговечности эксплуатации всего устройства и облегчение установки - съема крепления рельса к шпале. 1 табл., 8 ил.
.Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков и техническим результатом состоит в выполнении пружинной клеммы в виде дуги с загнутыми к ее середине концами и выполнении поверхности головки в виде двух смежных плоскостей, расположенных под углом друг к другу.Выполнение пружинной клеммы в виде дуги с загнутыми к ее середине концами (которые вставляются в боковые каналы) дает возможность, не увеличивая общую длину дуги увеличить площадь ее контакта с подошвой рельса. Подошва рельса, выполненная из металла (в соответствии с ГОСТом) обладая известной упругостью, будет прижата к прокладке на большем - по сравнению с прототипом - участке. А это, как показали эксперименты, приводит к снижению амплитуды колебательных движений подошвы рельса при прохождении железнодорожного транспорта.Уменьшение амплитуды колебательных движений подошвы рельса и всего рельса приводит к уменьшению накопления дефектов в материале рельса (образование дислокационных ячеек, трещин и т.д.), что в конечном счете обуславливает сохранение механической прочности рельса и повышение ресурса его эксплуатации.Выполнение головки анкерного узла в виде двух смежных плоскостей существенно улучшает условия монтажа (и демонтажа) предлагаемого устройства.Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид заявляемого устройства;на фиг.2 - вид сверху;на фиг.3 - вид устройства в монтажной позиции упругой клеммы;на фиг.4 - вид анкерного узла;на фиг.5 - вид сбоку устройства, изображенного на фиг.4;на фиг.6 - упругая клемма;на фиг.7 - вид спереди клеммы, изображенной на фиг.6;на фиг.8 - схематическое изображение поверхности анкерного узла с двумя смежными плоскостями.На фиг.1 позицией 1 обозначен рельс, позицией 2 подошва рельса, позицией 3 - упругая прокладка (стандартный элемент), позицией 4 - железобетонная шпала, позицией 5 - анкерный узел с головкой, позицией 6 - часть анкерного узла, которая выполнена в виде стержня 7, позицией 8 - выступ, расположенный позади стержня 7. Верхняя часть 9 (фиг.4, 5 анкерного узла 5) имеет с каждой боковой стороны по одному каналу 10, выполненному под прямым углом к рельсу и под углом
(5-8
) к поверхности шпалы 4. При этом каждый канал снабжен зацепом 11 (фиг.1, 4), расположенным на краю канала со стороны подошвы рельса. Верхняя поверхность 12 головки 9 сформирована двумя смежными плоскостями а и б (фиг.4, 8), наклоненными к горизонтальной плоскости под углами
и
.Упругая клемма 15 (фиг.1, 2, 6) имеет две опорные части 16 с зацепами 17 на концах и прижимную часть 18 (фиг.1, 2, 3 и 6). Прижимная часть 18 через изолятор 21 воздействует на подошву 2 рельса 1, прижимая ее к прокладке.Устройство собирается таким образом. На железобетонную шпалу 4 через упругую прокладку 3 (фиг.3) устанавливают между анкерных узлов 5 рельс 1, на подошву 2 кладут изолятор 21 клеммы 15, фиксируя его с помощью выступа относительно анкерного узла 5. Упругая клемма 15 монтируется в монтажной позиции таким образом, чтобы прижимная часть 18 клеммы 15 легла на восходящую плоскость поверхности головки анкерного узла 5, при этом концы 16 упругой клеммы 15 должны быть. заведены в каналы 10 (фиг.3), затем с помощью стандартного устройства (на фиг.1 не показано) упругая клемма подается в сторону рельса в свою рабочую позицию. При этом прижимная часть упругой клеммы перемещается по наклонной плоскости б на изолятор 21, а концы 16 клеммы 15 по каналам 10 перемещаются по наклонной поверхности в сторону рельса до тех пор, пока зацепы 17 концов клеммы не зафиксируются зацепами 11 (фиг.1) головки 9 анкерного узла 5. Под действием монтажного усилия, скользя по плоскостям, образующим верхнюю поверхность анкерного узла 5, участки 20 упругой клеммы 15 изгибаются и подвергаются частичному скручиванию, создавая усилия прижима подошвы 2 рельса 1 к шпале 4.Устройство для крепления рельса к шпале согласно изобретению функционирует таким образом, что при колебании рельса 1 движение подошвы 2 через изолятор 21 воспринимает упругая клемма 15.Испытания показали, что оптимальный угол Р наклона восходящей плоскости а зависит (при равных параметрах упругой клеммы материал, диаметр) от необходимого усилия прижима подошвы рельса к шпале (величина такого усилия для скоростных железных дорог составляет 1500...2000 кг).При увеличении угла
увеличивается усилие прижима клеммой подошвы рельса, что требует увеличения диаметра упругой клеммы, а при уменьшении угла
уменьшается усилие прижима клеммой подошвы рельса.Угол
влияет на удержание упругой клеммы от ее смещения с изолятора при колебаниях подошвы рельса. Увеличение угла
исключает смещение клеммы, но уменьшается усилие прижима подошвы рельса, а уменьшение угла
увеличивает усилие прижима подошвы рельса, но уменьшает сопротивление смещению клеммы.Наличие в устройстве углов
и
в отношении 1:1 значительно уменьшает необходимое усилие монтажа - демонтажа упругой клеммы при прочих равных условиях. Оптимальное значение углов
и
лежит в пределах 3...9
.Исследования физико-механических свойств материала рельса проводились в соответствии с ГОСТ 18207-82. Для исследований выбирались рельсы одинакового типа (Р65), изготовленные в одинаковых условиях и (ГОСТ 24182-80). Образцы вырезались электроискровым методом из рельс, которые выдержали 106 циклов при комнатной температуре.В таблице приведены результаты испытаний. 
Формула изобретения
1. Устройство для крепления рельса к шпале, содержащее закрепленный в шпале анкерный узел с головкой, ограниченной в верхней выступающей наружу части поверхностью заданного профиля и снабженной боковыми каналами для фиксации концов упругой клеммы, контактирующей через изолятор с подошвой рельса, отличающееся тем, что поверхность выступающей верхней части головки выполнена в виде двух смежных плоскостей с различными углами наклона относительно горизонтальной плоскости, причем ближайшая к подошве рельса плоскость выполнена нисходящей, а смежная с ней - восходящей.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что упругая клемма выполнена в виде дуги с загнутыми к ее середине концами.3. Устройство по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что угол наклона смежных плоскостей относительно горизонтальной плоскости составляет 1-10
.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.11.2009
Извещение опубликовано: 27.11.2009 БИ: 33/2009




















