Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока
Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к двухсекционным индукторным генераторам постоянного тока. Техническая задача изобретения - повышение надежности в эксплуатации генератора путем повышения эффективности его охлаждения. Сущность изобретения состоит в следующем. Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока содержит корпус 1 с передней и задней крышками 2, 3, в которых установлены опорные подшипники 4, 5, смонтированные в корпусе 1, два пакета 6, 7 статора, разделенные друг от друга диамагнитным кольцом 8, вал 9 с двумя пакетами 10, 11 ротора, в которых размещены обмотки 12, 13 возбуждения постоянного тока, смонтированные на валу 9 контактные кольца 14 со щеточным узлом 15, встроенный в корпус посредством радиаторов блок 16 силовых выпрямителей, подключенных к обмоткам 17, 18 пакетов 6, 7 статора, а также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей, включающий смонтированный на конце вала 9 вентилятор 19. Согласно изобретению корпус снабжен смонтированным на задней крышке 3 цилиндрическим стаканом 20, образующим кольцевую камеру, в которой размещен смонтированный на валу 9 дополнительный сдвоенный вентилятор 22 указанного узла охлаждения, включающего цилиндрический пенал 23, образующий дополнительную кольцевую камеру, в которой размещены веерообразно в меридиональных плоскостях пластинчатые обоймы 27 радиаторов. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к двухсекционным индукторным генераторам постоянного тока, и может быть использовано в качестве автономного источника электроэнергии на автомобилях, катерах, в электроэнергетических ветроустановках, в энергоустановках, дающих два уровня напряжения одновременно или меняющих напряжение в широком диапазоне, например при электродуговой сварке постоянным током. Известен двухсекционный индукторный генератор постоянного тока, содержащий корпус с передней и задней крышками, в которых установлены опорные подшипники, смонтированные в корпусе два пакета статора, установленный с возможностью вращения внутри корпуса в указанных опорных подшипниках вал с двумя пакетами ротора, обмотку возбуждения постоянного тока, встроенный в корпус посредством радиаторов блок силовых выпрямителей, подключенных к якорным обмоткам соответствующих пакетов статора, а также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей, включающий смонтированный на валу вентилятор (см. Б.З.Нестеров. Электросварочные генераторы повышенной частоты. - Л.: Энергия, 1978 г., с.6).Известный двухсекционный индукторный генератор постоянного тока с обмоткой возбуждения, расположенной между пакетами статора, обладает таким недостатком, как тяжелый температурный режим при проведении сварочных работ из-за плохой вентиляции якорных обмоток.Известен также двухсекционный индукторный генератор постоянного тока, содержащий корпус с передней и задней крышками, в которых установлены опорные подшипники, смонтированные в корпусе два пакета статора, разделенные друг от друга диамагнитным кольцом, установленный с возможностью вращения внутри корпуса в указанных опорных подшипниках вал с двумя пакетами ротора, обмотки возбуждения постоянного тока, встроенный в корпус посредством радиаторов блок силовых выпрямителей, подключенных к якорным обмоткам соответствующих пакетов статора, а также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей, включающий смонтированный на валу вентилятор, а также выполненные в передней и задней крышках вентиляционные воздухозаборные отверстия (см. патент РФ № 2105405, кл. Н 02 К 19/20 по заявке № 95107826/09 от 15.05.1995).Недостатком известного двухсекционного индукторного генератора постоянного тока является значительные массогабаритные характеристики, обусловленные большой дистанцией разнесения друг от друга обмоток возбуждения постоянного тока, смонтированных неподвижно в стальных втулках на передней и задней крышках корпуса, а также малая надежность в эксплуатации, обусловленная значительной температурой нагрева указанных обмоток и блока силовых выпрямителей вследствие плохой вентиляции этих обмоток и блока силовых выпрямителей при больших сварочных токах, так как скорость теплообмена между нагретыми обмотками, блоком силовых выпрямителей и теплоносителем (воздухом) недостаточна при большом тепловыделении на этих обмотках и блоке силовых выпрямителей.Наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого изобретения является двухсекционный индукторный генератор постоянного тока, содержащий корпус с передней и задней крышками, в которых установлены опорные подшипники, смонтированные в корпусе два пакета статора, разделенные друг от друга диамагнитным кольцом, установленный с возможностью вращения внутри корпуса в указанных опорных подшипниках вал с двумя пакетами ротора, в которых размещены обмотки возбуждения постоянного тока, смонтированные на валу контактные кольца со щеточным узлом, подключенным электрическими цепями к упомянутым обмоткам возбуждения пакетов ротора через контактные кольца, встроенный в корпус посредством радиаторов блок силовых выпрямителей, подключенных к якорным обмоткам соответствующих пакетов статора, а также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей, включающий смонтированный на одном конце вала снаружи корпуса со стороны передней крышки вентилятор, а также выполненные в передней и задней крышках вентиляционные воздухозаборные отверстия (см. свид. РФ на полезную модель № 8534, кл. Н 02 К 17/00 по заявке № 97117766/20 от 28.10.1997).Недостатком известного двухсекционного индукторного генератора постоянного тока является малая надежность в эксплуатации при больших токовых нагрузках (например, при проведении электросварочных работ дуговой сваркой), обусловленная значительным перегревом как обмоток возбуждения и якорных обмоток, так и блока силовых выпрямителей вследствие недостаточной скорости теплообмена между этими обмотками, блоком силовым выпрямителей и воздушной охлаждающей средой (теплоносителем) при большом тепловыделении на этих обмотках и блоке силовых выпрямителей в процессе проведения электродуговой сварки со значительными сварочными токами.Целью настоящего изобретения является повышение надежности в эксплуатации двухсекционного индукторного генератора постоянного тока при значительных токовых нагрузках путем повышения эффективности его охлаждения.Поставленная цель достигается тем, что двухсекционный индукторный генератор постоянного тока, содержащий корпус с передней и задней крышками, в которых установлены опорные подшипники, смонтированные в корпусе два пакета статора, разделенные друг от друга диамагнитным кольцом, установленный с возможностью вращения внутри корпуса в указанных опорных подшипниках вал с двумя пакетами ротора, в которых размещены обмотки возбуждения постоянного тока, смонтированные на валу контактные кольца со щеточным узлом, подключенным электрическими цепями к упомянутым обмоткам возбуждения пакетов ротора через контактные кольца, встроенный в корпус посредством радиаторов блок силовых выпрямителей, подключенных к якорным обмоткам соответствующих пакетов статора, а также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей, включающий смонтированный на одном конце вала снаружи корпуса со стороны передней крышки вентилятор, а также выполненные в передней и задней крышках вентиляционные воздухозаборные отверстия, в нем упомянутый корпус снабжен смонтированным на задней крышке цилиндрическим стаканом, выполненным на своем днище с центральным отверстием и с воздухозаборными проемами и образующим совместно с задней крышкой кольцевую камеру, сообщенную с внутренней полостью корпуса через указанные вентиляционные воздухозаборные отверстия в задней крышке, а узел охлаждения упомянутых обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей включает дополнительный сдвоенный вентилятор, смонтированный на валу в указанной кольцевой камере, а также включает цилиндрический пенал, смонтированный на днище упомянутого цилиндрического стакана и выполненный с кольцевой перегородкой на своем торце, образующей совместно с днищем цилиндрического стакана центральное гнездо и дополнительную кольцевую камеру, сообщенную через указанные воздухозаборные проемы в днище стакана с упомянутой кольцевой камерой, при этом вал выполнен с хвостовиком, пропущенным через центральное отверстие в днище указанного цилиндрического стакана, контактные кольца размещены на упомянутом хвостовике вала внутри указанного центрального гнезда, а лопаточные решетки сдвоенного вентилятора расположены противоположно друг относительно друга и обращены к задней крышке и соответственно к днищу цилиндрического стакана, причем радиаторы блока силовых выпрямителей выполнены в виде пластинчатых обойм, размещенных веерообразно в упомянутой дополнительной кольцевой камере в меридиональных плоскостях, проходящих через ось вала, и образующих между собой тороидального профиля общий пакет, а цилиндрический пенал выполнен на своем торце с воздухозаборными вентиляционными вырезами и снабжен установленными внутри дополнительной кольцевой камеры между пластинчатыми обоймами радиаторов дроссельными вкладышами, образующими совместно с боковыми стенками пластинчатых обойм щелевидного профиля воздушные каналы, сообщенные с упомянутой дополнительной кольцевой камерой, указанными воздухозаборными вентиляционными вырезами на торце цилиндрического пенала и с кольцевой камерой для сдвоенного вентилятора через упомянутые воздухозаборные вентиляционные проемы в днище цилиндрического стакана, при этом боковая стенка цилиндрического стакана выполнена с воздухонапорными вентиляционными отверстиями, расположенными напротив периферийных боковых кромок сдвоенного вентилятора и сообщенными с кольцевой камерой для последнего, а диамагнитное кольцо выполнено на боковой стенке с воздухозаборными вентиляционными отверстиями, сообщенными с внутренней полостью указанного корпуса.Дополнительным отличием заявленного изобретения является то, что сдвоенный вентилятор выполнен в виде диска, на противоположных торцах которого смонтированы лопатки соответствующих лопаточных решеток, симметрично расположенных по обе стороны относительно плоскости, перпендикулярной оси вала и проходящей через оси упомянутых воздухонапорных вентиляционных отверстий в боковой стенке цилиндрического стакана, расположенных по дуге окружности.Кроме того, дроссельные вкладыши выполнены из изоляционного синтетического материала и имеют в поперечном сечении, перпендикулярном оси вала, секторную форму.Дополнительным отличием заявленного изобретения является то, что пластинчатые обоймы радиаторов выполнены на боковой стенке с ребрами, расположенными вдоль оси вала.Кроме того, пластинчатые обоймы радиаторов выполнены на своих концах со стороны торца цилиндрического пенала со скосами, образующими между собой острый угол, вершина которого обращена в сторону торца пенала.Сущность изобретения поясняется чертежом.На фиг.1 - изображен общий вид двухсекционного индукторного генератора постоянного тока в продольном разрезе; на фиг.2 - разрез А-А по фиг.1; на фиг.3 - разрез Б-Б по фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В по фиг.1; на фиг.5 - вид А по фиг.1; на фиг.6 - разрез Г-Г по фиг.5; на фиг.7 - разрез Г-Г по фиг.5 (вариант исполнения).Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока содержит корпус 1 с передней и задней крышками 2 и 3, в которых установлены опорные подшипники 4 и 5, смонтированные в корпусе 1 два пакета 6, 7 статора, разделенные друг от друга диамагнитным кольцом 8, выполненным, например, из алюминиевого сплава и служащим для исключения взаимного магнитного влияния пакетов 6, 7 статора, установленный с возможностью вращения внутри корпуса в указанных опорных подшипниках 4, 5 вал 9 с двумя клювообразными пакетами 10, 11 ротора, в которых размещены обмотки 12, 13 возбуждения постоянного тока. На валу 9 смонтированы контактные кольца 14 со щеточным узлом 15, подключенным электрическими цепями к упомянутым обмоткам 12, 13 возбуждения клювообразных пакетов 10, 11 ротора через контактные кольца 14. В корпус 1 встроен посредством радиаторов блок 16 силовых выпрямителей, подключенных к якорным обмоткам 17, 18 соответствующих пакетов 6 и 7 статора. Индукторный генератор содержит также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока 16 силовых выпрямителей, включающий смонтированный на одном конце вала 9 снаружи корпуса 1 со стороны передней крышки 2 вентилятор 19, а также выполненные в передней и задней крышках 2 и 3 вентиляционные воздухозаборные отверстия "а" и "б" соответственно. Упомянутый корпус 1 снабжен смонтированным на задней крышке 3 цилиндрическим стаканом 20, выполненным на своем днище 21 с центральным отверстием "в" и с воздухозаборными проемами "г" и образующим совместно с задней крышкой 3 кольцевую камеру "д", сообщенную с внутренней полостью "е" корпуса через указанные вентиляционные воздухозаборные отверстия "б" в задней крышке 3. Узел охлаждения упомянутых обмоток 12, 13, 17, 18 и радиаторов блока 16 силовых выпрямителей включает дополнительный сдвоенный вентилятор 22, смонтированный на валу 9 в указанной кольцевой камере "д", а также включает цилиндрический пенал 23, смонтированный на днище 21 упомянутого цилиндрического стакана 20 и выполненный с кольцевой перегородкой 24 на своем торце "ж", образующей совместно с днищем 21 цилиндрического стакана 20 центральное гнездо "з" и дополнительную кольцевую камеру "и", сообщенную через указанные воздухозаборные проемы "г" в днище стакана 20 с упомянутой кольцевой камерой "д". Вал 9 выполнен с хвостовиком 25, пропущенным через центральное отверстие "в" в днище 21 указанного цилиндрического стакана 20, контактные кольца 14 размещены на упомянутом хвостовике 25 вала 9 внутри указанного центрального гнезда "з", а лопаточные решетки 26 сдвоенного вентилятора 22 расположены противоположно друг относительно друга и обращены к задней крышке 3 и соответственно к днищу 21 цилиндрического стакана 20. Радиаторы блока 16 силовых выпрямителей выполнены в виде пластинчатых обойм 27, размещенных веерообразно в упомянутой дополнительной кольцевой камере "и" в меридиональных плоскостях, проходящих через ось 0-01 вала 9 и образующих между собой тороидального профиля общий пакет. Цилиндрический пенал 23 выполнен на своем торце "ж" с воздухозаборными вентиляционными вырезами "к" и снабжен установленными внутри дополнительной кольцевой камеры "и" между пластинчатыми обоймами 27 радиаторов дроссельными вкладышами 28, образующими совместно с боковыми стенками "л" пластинчатых обойм 27 щелевидного профиля воздушные каналы "м", сообщенные с упомянутой дополнительной кольцевой камерой "и" указанными воздухозаборными вентиляционными вырезами "к" на торце "ж" цилиндрического пенала 23 и с кольцевой камерой "д" для сдвоенного вентилятора 22 через упомянутые воздухозаборные вентиляционные проемы "г" в днище 21 цилиндрического стакана 20. Боковая стенка цилиндрического стакана 20 выполнена с воздухонапорными вентиляционными отверстиями "н", расположенными напротив периферийных боковых кромок "о" сдвоенного вентилятора 22 и сообщенными с кольцевой камерой "д" для последнего, а диамагнитное кольцо 8 выполнено на боковой стенке с воздухозаборными вентиляционными отверстиями "п", сообщенными с внутренней полостью "е" указанного корпуса 1. Сдвоенный вентилятор 22 выполнен в виде диска 29, на противоположных торцах которого смонтированы лопатки 30 соответствующих лопаточных решеток 26, симметрично расположенных по обе стороны относительно плоскости, перпендикулярной оси 0-01 вала 9 и проходящей через оси упомянутых воздухонапорных вентиляционных отверстий "н" в боковой стенке цилиндрического стакана 20, расположенных по дуге окружности. Дроссельные вкладыши 28 выполнены из изоляционного синтетического материала и имеют в поперечном сечении, перпендикулярном оси 0-01 вала 9, секторную форму. Пластинчатые обоймы 27 радиаторов выполнены в одном варианте на боковой стенке "л" (см. фиг.6) с ребрами 31, расположенными вдоль оси 0-01 вала 9. В другом варианте исполнения (см. фиг.7) пластинчатые обоймы 27 радиаторов выполнены на своих концах со стороны торца "ж" цилиндрического пенала 23 со скосами "р", образующими между собой острый угол
Формула изобретения
1. Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока, содержащий корпус с передней и задней крышками, в которых установлены опорные подшипники, смонтированные в корпусе два пакета статора, разделенные друг от друга диамагнитным кольцом, установленный с возможностью вращения внутри корпуса в указанных опорных подшипниках вал с двумя пакетами ротора, в которых размещены обмотки возбуждения постоянного тока, смонтированные на валу контактные кольца со щеточным узлом, подключенным электрическими цепями к упомянутым обмоткам возбуждения пакетов ротора через контактные кольца, встроенный в корпус посредством радиаторов блок силовых выпрямителей, подключенных к якорным обмоткам соответствующих пакетов статора, а также узел охлаждения указанных обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей, включающий смонтированный на одном конце вала снаружи корпуса со стороны передней крышки вентилятор, а также выполненные в передней и задней крышках вентиляционные воздухозаборные отверстия, отличающийся тем, что упомянутый корпус снабжен смонтированным на задней крышке цилиндрическим стаканом, выполненным на своем днище с центральным отверстием и с воздухозаборными проемами, и образующим совместно с задней крышкой кольцевую камеру, сообщенную с внутренней полостью корпуса через указанные вентиляционные воздухозаборные отверстия в задней крышке, а узел охлаждения упомянутых обмоток и радиаторов блока силовых выпрямителей включает дополнительный сдвоенный вентилятор, смонтированный на валу в указанной кольцевой камере, а также включает цилиндрический пенал, смонтированный на днище упомянутого цилиндрического стакана и выполненный с кольцевой перегородкой на своем торце, образующей совместно с днищем цилиндрического стакана центральное гнездо и дополнительную кольцевую камеру, сообщенную через указанные воздухозаборные проемы в днище стакана с упомянутой кольцевой камерой, при этом вал выполнен с хвостовиком, пропущенным через центральное отверстие в днище указанного цилиндрического стакана, контактные кольца размещены на упомянутом хвостовике вала внутри указанного центрального гнезда, а лопаточные решетки сдвоенного вентилятора расположены противоположно друг относительно друга и обращены к задней крышке и соответственно к днищу цилиндрического стакана, причем радиаторы блока силовых выпрямителей выполнены в виде пластинчатых обойм, размещенных веерообразно в упомянутой дополнительной кольцевой камере в меридиональных плоскостях, проходящих через ось вала и образующих между собой тороидального профиля общий пакет, а цилиндрический пенал выполнен на своем торце с воздухозаборными вентиляционными вырезами и снабжен установленными внутри дополнительной кольцевой камеры между пластинчатыми обоймами радиаторов дроссельными вкладышами, образующими совместно с боковыми стенками пластинчатых обойм щелевидного профиля воздушные каналы, сообщенные с упомянутой дополнительной кольцевой камерой, указанными воздухозаборными вентиляционными вырезами на торце цилиндрического пенала и с кольцевой камерой для сдвоенного вентилятора через упомянутые воздухозаборные вентиляционные проемы в днище цилиндрического стакана, при этом боковая стенка цилиндрического стакана выполнена с воздухонапорными вентиляционными отверстиями, расположенными напротив периферийных боковых кромок сдвоенного вентилятора и сообщенными с кольцевой камерой для последнего, а диамагнитное кольцо выполнено на боковой стенке с воздухозаборными вентиляционными отверстиями, сообщенными с внутренней полостью указанного корпуса.2. Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока по п.1, отличающийся тем, что сдвоенный вентилятор выполнен в виде диска, на противоположных торцах которого смонтированы лопатки соответствующих лопаточных решеток, симметрично расположенных по обе стороны относительно плоскости, перпендикулярной оси вала и проходящей через оси упомянутых воздухонапорных вентиляционных отверстий в боковой стенке цилиндрического стакана, расположенных по дуге окружности.3. Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока по п.1, отличающийся тем, что дроссельные вкладыши выполнены из изоляционного синтетического материала и имеют в поперечном сечении, перпендикулярном оси вала, секторную форму.4. Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока по п.1, отличающийся тем, что пластинчатые обоймы радиаторов выполнены на боковой стенке с ребрами, расположенными вдоль оси вала.5. Двухсекционный индукторный генератор постоянного тока по п.1, отличающийся тем, что пластинчатые обоймы радиаторов выполнены на своих концах со стороны торца цилиндрического пенала со скосами, образующими между собой острый угол, вершина которого обращена в сторону торца пенала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7