Двусторонняя торцовая асинхронная электрическая машина
Изобретение относится к области электротехники, а именно к торцовым асинхронным машинам с однодисковым ротором. Технический результат изобретения, заключающийся в повышении надежности и упрощении конструкции двусторонней торцовой асинхронной электрической машины, достигается путем того, что в двусторонней торцевой асинхронной электрической машине каждый магнитопровод статора оснащен жестко присоединенными к нему конструктивно независимыми опорами, радиально установленными на торце магнитопровода со стороны несущего щита, каждая из которых имеет форму пластины, снабженной двумя продольными выступами, ориентированными вдоль оси вала ротора, и двумя поперечными, радиально ориентированными выступами, причем поперечные выступы находятся внутри центральной кольцевой полости корпуса машины и опираются на торцы установочных винтов, ввернутых в несущий щит с наружной стороны, а продольные выступы входят в сквозные прорези несущего щита и имеют встречно ориентированные внутренние пазы. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к электротехнике, а именно к торцовым асинхронным электрическим машинам с однодисковым ротором.Оно может найти широкое применение в различных отраслях машиностроения при создании электроприводных узлов машин и установок с оптимальными эксплуатационно-техническими параметрами, в частности, при разработке конструкций энергосберегающих приводных систем для транспортирующих, обрабатывающих или технологических машин.Известна торцовая асинхронная машина [1], содержащая кольцевой магнитопровод статора с обмоткой возбуждения и кольцевой магнитопровод ротора с короткозамкнутой обмоткой, установленный консольно на выходном валу, подшипники и опорный щит, в котором закреплен элемент в виде стакана с кольцевым выступом. При этом один подшипник расположен внутри стакана и его внутреннее кольцо охватывает вал ротора, а второй подшипник расположен снаружи стакана на его кольцевом выступе и его наружное кольцо охвачено фланцем выходного вала. Причем магнитопровод статора установлен на крышке, жестко присоединенной к опорному щиту и снабженной регулировочной прокладкой.Такая машина отличается малыми осевыми габаритами, удобна для использования в качестве встроенного электродвигателя при создании устройств различного назначения. Она имеет пустотелый выходной вал с центральным шлицевым отверстием, что позволяет устанавливать машину между опорными узлами агрегата, вал которого сопряжен с валом электрической машины.Однако известная электрическая машина имеет и недостатки, связанные с тем, что при больших мощностях между магнитопроводами статора и ротора возникают значительные силы притяжения, которые создают большую осевую нагрузку на опорные подшипники вала ротора, а следовательно, сокращают срок их службы. Кроме того, при больших диаметральных размерах магнитопроводов статора и ротора сохранять оптимальное значение осевого воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов становится проблематичным, так как в конструкции машины для установки требуемого зазора предусмотрена только регулировочная прокладка между базовым опорным щитом и крышкой статора, на которой установлен магнитопровод. Отсутствие других регулировочных устройств не позволяет устранять возможные перекосы во взаимном расположении магнитопроводов и обеспечивать постоянство воздушного зазора.Таким образом, известная электрическая машина может успешно применяться лишь при относительно небольших мощностях и радиальных габаритах.Аналогичными недостатками, связанными с осевыми силами притяжения, обладают и другие электрические машины с одним кольцевым магнитопроводом статора, в том числе и [2]. Однако в этой машине для установки требуемого воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов статора и ротора предусмотрено регулировочное устройство, содержащее установочные винты, снабженные контргайками, ввернутые в диск ротора и опирающиеся на подвижное кольцо упорного подшипника, а также упругое звено в виде пакета тарельчатых пружин, установленное в расточке опорного стакана между подшипниками вала ротора так, что одним торцом оно опирается на уступ стакана, а другим - на наружное кольцо радиально-упорного подшипника.Это регулировочное устройство может функционировать только при остановленной машине. Процесс регулировки воздушного зазора состоит в перемещении всего узла ротора относительно жестко установленного на опорном щите магнитопровода статора.Известная электрическая машина [2] так же, как и [1], может использоваться при относительно небольших мощностях и малых радиальных габаритах.По технической сущности наиболее близким к заявленному изобретению является торцовый асинхронный электродвигатель, конструктивно совмещенный с осевым вентилятором [3]. Эта двусторонняя электрическая машина содержит сборный корпус машины, состоящий из двух несущих щитов, жестко связанных между собой и образующих центральную кольцевую полость, внутри которой на каждом несущем щите закреплено по одному магнитопроводу статора с обмотками возбуждения, ротор с центральным диском, несущим магнитопровод ротора с короткозамкнутой обмоткой, размещенный между магнитопроводами статора и отделенный от них воздушными зазорами, пустотелый вал ротора, подшипниковые узлы, снабженные регулировочными устройствами для изменения величины воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов статора и ротора.В этой машине используются регулировочные устройства эксцентрикового типа, которые позволяют за счет малого осевого смещения вала ротора изменять величину каждого из воздушных зазоров одновременно, сохраняя неизменной величину суммарного зазора, устанавливаемую при сборке с помощью прокладки между сопряженными поверхностями несущих щитов.К достоинствам этой конструкции электрической машины следует отнести отсутствие осевых сил, нагружающих подшипниковые узлы, а также возможность регулировки воздушных зазоров в процессе вращения ротора, поскольку каждое эксцентриковое регулировочное устройство установлено на щите статора.Недостатки известной электрической машины [3] связаны с тем, что магнитопроводы статора закреплены на несущих щитах жестко и неподвижно. Это не позволяет подобрать оптимальную величину суммарного воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов без разборки машины. Подбор же установочной прокладки между сопряженными поверхностями несущих щитов делает эту операцию трудоемкой, так как требует разборки машины и последующей ее наладки. Кроме того, если диаметральные размеры магнитопроводов большие, то отрицательное влияние возможных взаимных перекосов магнитопроводов на эксплуатационно-технические характеристики электрической машины проявляется более заметно, чем при малых размерах. Это требует ужесточения допусков на неточности изготовления и монтажа магнитопроводов и сопряженных с ними деталей, а это удорожает конструкцию. Для сведения к минимуму негативного влияния перекосов требуются соответствующие дополнительные регулировочные устройства, которые в этой конструкции не предусмотрены. С непосредственным и неподвижным креплением магнитопроводов статора к несущим щитам связан и недостаток самовентиляционной системы охлаждения этой машины, так как отсутствие или ограниченность свободного пространства между стенками несущих щитов корпуса машины и торцевыми плоскостями магнитопроводов негативно отражается на условиях охлаждения как самих магнитопроводов статора, так и расположенных на них обмоток возбуждения.Заявляемое изобретение решает задачу повышения нагрузочной способности и эксплуатационной надежности электрической машины при одновременном снижении себестоимости ее изготовления, упрощении и удешевлении ее наладки и технического обслуживания, а также расширения сферы применения и оптимизации эксплуатационного режима работы машины.Это достигается тем, что в двусторонней торцовой электрической машине, содержащей сборный корпус машины, состоящий из двух несущих щитов, жестко связанных между собой и образующих центральную кольцевую полость, внутри которой на каждом несущем щите закреплено по одному магнитопроводу статора с обмотками возбуждения, ротор с центральным диском, несущим магнитопровод ротора с короткозамкнутой обмоткой, размещенный между магнитопроводами статора и отделенный от них воздушными зазорами, пустотелый вал ротора, подшипниковые узлы, снабженной регулировочными устройствами для изменения величины воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов статора и ротора, в отличие от прототипа каждый магнитопровод статора оснащен жестко присоединенными к нему конструктивно независимыми опорами, радиально установленными на торце магнитопровода со стороны несущего щита, каждая из которых имеет форму пластины, снабженной двумя продольными выступами, ориентированными вдоль оси вала ротора, и двумя поперечными, радиально ориентированными выступами, причем поперечные выступы находятся внутри центральной кольцевой полости корпуса машины и опираются на торцы установочных винтов, ввернутых в несущий щит с наружной стороны, а продольные выступы входят в сквозные прорези несущего щита и имеют встречно ориентированные внутренние пазы, расположенные с наружной стороны несущего щита, в которые входит фиксирующая планка с ввернутыми в нее установочными винтами, торцы которых опираются на наружную поверхность несущего щита.Каждое регулировочное устройство для изменения величины воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов статора и ротора содержит одну опору магнитопровода статора, фиксирующую планку, сопряженную с этой опорой, и установочные винты с контргайками, ввернутые в несущий щит и фиксирующую планку, с наружной стороны несущего щита.Пустотелый вал ротора электрической машины имеет центральную полость, которая сообщается с центральной кольцевой полостью корпуса машины через посредство радиальных вентиляционных каналов, выполненных в стенке вала ротора и ступице его центрального диска.Короткозамкнутая обмотка ротора снабжена вентиляционными каналами, образованными между стенками радиальных проводников обмотки и торцевыми плоскостями пазов магнитопровода ротора, причем эти каналы сопряжены с открытыми полостями, выполненными в центральном диске вала ротора под внутренней поверхностью его магнитопровода.Пустотелый вал ротора электрической машины имеет два выходных шлицевых участка, выполненных на его концах.Сущность изобретения поясняется чертежами.На фиг. 1 показан общий вид электрической машины и ее продольный разрез.На фиг. 2 - вид на электрическую машину с торца выходного вала.На фиг. 3 - общий вид ротора электрической машины.На фиг. 4 - поперечный разрез радиальных проводников короткозамкнутой обмотки ротора.Сборный корпус электрической машины состоит из жестко связанных между собой несущих щитов 1 и 2, образующих центральную кольцевую полость.Внутри этой полости на щитах 1 и 2 через посредство группы опор 3 и 4 установлены магнитопроводы 5 и 6 статора c m-фазными обмотками возбуждения. Опоры 3 и 4 с магнитопроводами 5 и 6 соединены жестко и образуют единую конструкцию. Между магнитопроводами 5 и 6 статора на центральном диске 7 вала 8 ротора жестко закреплен его магнитопровод 9 с короткозамкнутой обмоткой, отделенный воздушными зазорами











Формула изобретения
1. Двусторонняя торцовая асинхронная электрическая машина, содержащая сборный корпус машины, состоящий из двух несущих щитов, жестко связанных между собой и образующих центральную кольцевую полость, внутри которой на каждом несущем щите закреплено по одному магнитопроводу статора с обмотками возбуждения, ротор с центральным диском, несущим магнитопровод ротора с короткозамкнутой обмоткой, размещенный между магнитопроводами статора и отделенный от них воздушными зазорами, пустотелый вал ротора, подшипниковые узлы, снабженная регулировочными устройствами для изменения величины воздушного зазора между рабочими поверхностями магнитопроводов статора и ротора, отличающаяся тем, что каждый магнитопровод статора оснащен жестко присоединенными к нему конструктивно независимыми опорами, радиально установленными на торце магнитопровода со стороны несущего щита, каждая из которых имеет форму пластины, снабженной двумя продольными выступами, ориентированными вдоль оси вала ротора, и двумя поперечными, радиально ориентированными выступами, причем поперечные выступы находятся внутри центральной кольцевой полости корпуса машины и опираются на торцы установочных винтов, ввернутых в несущий щит с наружной стороны, а продольные выступы входят в сквозные прорези несущего щита и имеют встречно ориентированные внутренние пазы, расположенные с наружной стороны несущего щита, в которые входит фиксирующая планка с ввернутыми в нее установочными винтами, торцы которых опираются на наружную поверхность несущего щита.2. Электрическая машина по п.1, отличающаяся тем, что каждое регулировочное устройство для изменения величины воздушного зазора между рабочими поверхностями статора и ротора содержит одну опору магнитопровода статора, фиксирующую планку, сопряженную с этой опорой, и установочные винты с контргайками, ввернутые в несущий щит и фиксирующую планку с наружной стороны несущего щита.3. Электрическая машина по п.1, отличающаяся тем, что пустотелый вал ротора электрической машины имеет центральную полость, которая сообщается с центральной кольцевой полостью корпуса машины через посредство радиальных вентиляционных каналов, выполненных в стенке вала ротора и ступице его центрального диска.4. Электрическая машина по любому из пп.1, 3, отличающаяся тем, что короткозамкнутая обмотка ротора снабжена вентиляционными каналами, образованными между стенками радиальных проводников обмотки и торцевыми плоскостями пазов магнитопровода ротора, причем эти каналы сопряжены с открытыми полостями, выполненными в центральном диске вала ротора под внутренней поверхностью его магнитопровода.5. Электрическая машина по любому из пп.1, 3 и 4, отличающаяся тем, что пустотелый вал ротора электрической машины имеет два выходных шлицевых участка, выполненных на его концах.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4