Способ вибродиагностики передач зацеплением
Изобретение относится к способам вибродиагностики передач зацеплением. Предложенный способ заключается в том, что предварительно устанавливают требуемую частоту вращения каждого зубчатого колеса, по зубцовым и кратным им частотам настраивают узкополосные фильтры, снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и полученные диагностические данные фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовых последовательностей, после чего из каждой числовой последовательности выбирают массивы данных, соответствующие целым числам оборотов диагностируемых колес и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, затем на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний и с их учетом оценивают техническое состояние диагностируемого зубчатого колеса. Один из узкополосных фильтров настраивают на частоту собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса и из зафиксированных, с его использованием, в памяти вычислительного средства числовых последовательностей, соответствующих взаимодействию отдельных пар зубьев при их повороте на угловой шаг, выделяют группы данных, соответствующих однопарному и двухпарному зацеплению, рассчитывают средние квадратические величины колебаний на каждом из упомянутых выделенных массивов данных и отношения к ним соответствующих максимальных амплитуд собственных колебаний, а в качестве диагностического параметра используют среднее значение логарифмического декремента затуханий собственных колебаний. Данное изобретение позволяет использовать критерии диагностирования, не связанные с эталонными значениями амплитуд колебаний, местом расположения вибродатчика и тарировкой измерительных трактов. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам вибродиагностики передач зацеплением, преимущественно зубчатых передач с коэффициентами торцевого перекрытия, меньшими двух.Известен способ вибродиагностики передач зацеплением при испытаниях (патент РБ №4261, кл. G 01 M 13/02, 2001 г.), в соответствии с которым перед съемом контролируемых параметров на зубе одного из зубчатых колес диагностируемой передачи, имеющем максимальную погрешность шага зацепления, устанавливают тензорезисторы, съем данных с вибродатчика, установленного на подшипниковом узле диагностируемой передачи, и тензорезисторов осуществляют одновременно в реальном масштабе времени по меньшей мере при двух оборотах зубчатого колеса с тензометрируемым зубом, из полученных данных о вибрациях выделяют соответствующие времени нахождения в зацеплении тензометрируемого зуба информативные составляющие, в качестве которых служат амплитуды снятых параметров вибраций, определяют их статистические характеристики и корреляционную зависимость между средним значением измеренных амплитуд параметров вибраций и динамической нагруженностью тензометрируемого зуба, а по аналогичным составляющим параметров вибраций нетензометрируемых зубьев судят о динамической нагруженности любого из них с использованием полученной корреляционной зависимости.К определенным недостатком известного способа можно отнести то, что его реализация требует использования достаточно технически сложного и дорогостоящего метода тензометрирования, что не всегда экономически целесообразно и технически возможно при вибродиагностике мобильных машин, что существенно ограничивает области применения данного способа.Из известных наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ вибродиагностики передач зацеплением (патент SU №4872337, кл. G 01 M 13/02, 1989 г.), выбранный в качестве прототипа, в котором техническое состояние каждого зубчатого колеса передачи определяется отдельно, при этом предварительно устанавливают требуемую частоту его вращения, в соответствии с которой рассчитывают зубцовую и кратные ей частоты диагностируемой передачи, по ним настраивают узкополосные фильтры, затем при двух и более оборотах диагностируемого колеса снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовой последовательности, в графическом форме имеющей синусоидальный вид, после чего из нее выделяют участки, кратные целым числам оборотов диагностируемого колеса и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний, рассчитывают их средние квадратические значения для отдельных зубьев и диагностируемого колеса в целом, которые сравнивают между собой и с эталонными значениями и по результатам сравнения судят о техническом состоянии диагностируемого зубчатого колеса и его зубьев.Реализация данного способа позволяет последовательно оценить техническое состояние каждого из зубчатых колес и их зубьев при наличии базы данных с эталонными значениями амплитуд колебаний при определенных частотах вращения входного вала и нагружающих моментах на выходном валу диагностируемой передачи.К существенным недостаткам данного способа вибродиагностики можно отнести необходимость наличия базы данных с эталонными значениями средних квадратических величин амплитуд колебаний. Кроме того, на точность диагностирования существенное влияние оказывают место расположения вибродатчика и тарировка измерительных трактов, что в целом существенно снижает точность и достоверность полученных результатов.Задача изобретения - повышение точности и достоверности вибродиагностики путем использования критериев диагностирования, не связанных с эталонными значениями средних квадратических величин амплитуд колебаний, местом расположения вибродатчика и тарировкой измерительных трактов.Решение поставленной задачи достигается тем, что в способе вибродиагностики передач зацеплением, в котором техническое состояние каждого зубчатого колеса передачи определяют отдельно, при этом предварительно устанавливают требуемую частоту его вращения, по зубцовым и кратным им частотам настраивают узкополосные фильтры, снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и полученные диагностические данные фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовых последовательностей, после чего из каждой числовой последовательности выбирают массивы данных, соответствующие целым числам оборотов диагностируемых колес и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, затем на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний и с их учетом оценивают техническое состояние диагностируемого зубчатого колеса, согласно изобретению один из узкополосных фильтров настраивают на частоту собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса и из зафиксированных с его использованием в памяти вычислительного средства числовых последовательностей, соответствующих взаимодействию отдельных пар зубьев при их повороте на угловой шаг, выделяют группы данных, соответствующих однопарному и двухпарному зацеплению, рассчитывают средние квадратические величины колебаний на каждом из упомянутых выделенных массивов данных и отношения к ним соответствующих максимальных амплитуд собственных колебаний, а в качестве диагностического параметра используют среднее значение логарифмического декремента затуханий собственных колебаний, при этом предварительно устанавливаемую частоту вращения диагностируемого зубчатого колеса выбирают из соотношения:






























Формула изобретения
1. Способ вибродиагностики передач зацеплением, при котором техническое состояние каждого зубчатого колеса передачи определяют отдельно, при этом предварительно устанавливают требуемую частоту его вращения, по зубцовым и кратным им частотам настраивают узкополосные фильтры, снимают сигнал с вибродатчика, установленного на корпусе диагностируемой передачи, фильтруют его узкополосными фильтрами и полученные диагностические данные фиксируют в памяти вычислительного средства в реальном масштабе времени в виде числовых последовательностей, после чего из каждой числовой последовательности выбирают массивы данных, соответствующие целым числам оборотов диагностируемых колес и колебаниям, генерируемым отдельными зубьями при их повороте на угловой шаг, затем на выделенных участках определяют амплитудные значения колебаний и с их учетом оценивают техническое состояние диагностируемого зубчатого колеса, отличающийся тем, что один из узкополосных фильтров настраивают на частоту собственных колебаний диагностируемого зубчатого колеса и из зафиксированных с его использованием в памяти вычислительного средства числовых последовательностей, соответствующих взаимодействию отдельных пар зубьев при их повороте на угловой шаг, выделяют группы данных, соответствующих однопарному и двухпарному зацеплению, рассчитывают средние квадратические величины колебаний на каждом из упомянутых выделенных массивов данных и отношения к ним соответствующих максимальных амплитуд собственных колебаний, а в качестве диагностического параметра используют среднее значение логарифмического декремента затуханий собственных колебаний, при этом предварительно устанавливаемую частоту вращения диагностируемого зубчатого колеса выбирают из соотношения









РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3