Демпфирующее устройство топливного бака
Демпфирующее устройство топливного бака летательного аппарата содержит установленную внутри бака систему перегородок, узлами крепления дискретно прикрепленных к оболочке бака и имеющих жестко связанные между собой плоские и гофрированные части. Узлы крепления перегородки размещены на плоских ее частях. Между двумя смежными узлами крепления расположена гофрированная часть перегородки. Изобретение позволит уменьшить массу топливного бака, в котором установлено демпфирующее устройство, за счет уменьшения нагрузок в узлах крепления перегородок к оболочке бака. 2 ил.
Изобретение относится к области ракетно-космической техники и авиации и может быть использовано в конструкциях баков летательных аппаратов, снабженных демпфирующими перегородками для ограничения подвижности топлива в баке.Известна конструкция торового бака, имеющего вертикальные и горизонтальные демпфирующие перегородки с отверстиями, жестко соединенные с обечайкой бака (см. “Основы конструирования ракет-носителей космических аппаратов”. /Под ред. В.П.Мишина и В.К.Карраска. М.: Машиностроение, 1991, с.120, рис.3.23).Известна также конструкция топливного отсека первой ступени американской ракеты-носителя “Сатурн-V”, описанная в книге И.Н.Пенцака “Теория полета и конструкция баллистических ракет”. М.: Машиностроение, 1974, с.194. 195. рис.10.10, где в качестве перегородок, гасящих колебания топлива, служат кольцевые плоские ребра (шпангоуты), приваренные к цилиндрической части баков, и крестообразные плоские перегородки, установленные на нижних днищах.Недостатком данных внутрибаковых устройств является большая жесткость на растяжение-сжатие демпфирующих перегородок, т. к. они плоские и хорошо воспринимают сжимающие и растягивающие нагрузки, возникающие от внутреннего избыточного давления (давления наддува и гидростатического давления в баке). Учитывая то, что крепление перегородок к обечайке бака жесткое, в местах крепления таких перегородок возникают большие усилия взаимодействия между перегородкой и обечайкой бака, что приводит к усилению мест крепления, т.е. к утолщению обечайки или установке дополнительных подкрепляющих элементов - шпангоутов или стрингеров, и в конечном итоге к увеличению массы бака.Известны днища, на которых установлены с зазором демпфирующие гидроудар узлы (см. патент США №3415277 от 10.12.69 г. по кл. МКИ 137-593), а также днища, снабженные узлами демпфирования, выполненными в виде эластичной оболочки, повторяющей форму днища, с жестко установленными на ней упругими элементами.Данные устройства используются для гашения энергии удара топлива о днище при действии продольных перегрузок, но не могут быть эффективным средством демпфирования и ограничения подвижности топлива в поперечном направлении из-за малой жесткости эластичной оболочки, на которой жестко установлены упругие пластины. Недостатком их также является сложность обеспечения надежного крепления упругих пластин к эластичной оболочке и эластичной оболочки к обечайке днища.В результате анализа научно-технической и патентной литературы в качестве прототипа заявленного устройства принято известное демпфирующее устройство бака, в котором реализовано дискретное крепление элементов арматуры и демпфирующих перегородок с трапециевидными гофрами внутри топливных баков с помощью кронштейнов, которые привариваются или привинчиваются к корпусу бака (см. "Основы конструирования ракет-носителей космических аппаратов". / Под ред. В.П.Мишина и В.К.Карраска. М.: Машиностроение, 1991, с.140, 141, рис.3.37). Недостатком данного внутрибакового устройства является то, что при расширении корпуса бака или днища в узлах крепления демпфирующих перегородок с помощью кронштейнов к обечайке бака возникают большие локальные реакции взаимодействия, т.к. эти демпфирующие перегородки обладают высокой жесткостью на растяжение-сжатие за счет способа крепления гофр и кронштейнов крепления перегородок к обечайке бака. Большие реакции взаимодействия кронштейнов с обечайками бака приводят к необходимости местного усиления конструкции обечайки бака: установке накладок, шпангоутов, стрингеров, утолщению обечайки, что приводит к увеличению массы бака.Целью предложенного демпфирующего устройства является уменьшение по сравнению с прототипом массы бака, в который оно установлено, за счет уменьшения нагрузок в узлах крепления перегородок к оболочке бака.Для достижения поставленной цели в демпфирующем устройстве топливного бака летательного аппарата, содержащем установленную внутри бака систему перегородок, узлами крепления дискретно прикрепленных к оболочке бака и имеющих жестко связанные между собой плоские и гофрированные части, на плоских частях перегородки устанавливаются узлы крепления ее к оболочке бака, а между двумя смежными узлами крепления перегородки размещается гофрированная часть перегородки, жестко связанная с примыкающими к ней плоскими частями перегородки, на которых размещены узлы крепления. Установка узлов крепления перегородки на плоских ее частях исключает появление изгибающих реактивных моментов в оболочке бака, действующих из плоскости перегородки. Прикрепление к плоским частям гофрированной части перегородки между смежными узлами крепления перегородки к оболочке бака позволяет значительно снизить жесткость перегородки на растяжение-сжатие в ее плоскости между смежными узлами крепления. Усилия взаимодействия оболочки с узлами крепления перегородки значительно снижаются, т.к. жесткость на растяжение-сжатие гофрированной части перегородки в сравнении с жесткостью плоских ее частей значительно ниже. Перегородка между узлами крепления становится более податливой по сравнению с техническим решением, принятым в качестве прототипа. Оболочка бака под действием внутреннего давления растягивается, увеличиваются ее радиусы кривизны, расстояния между узлами крепления перегородок за счет этого увеличивается, при этом происходит растяжение гофрированной части перегородки. При этом за счет малой жесткости на растяжение гофрированных частей перегородки реакции взаимодействия ее с оболочкой бака снижаются по сравнению с техническим решением, принятым в качестве прототипа. При этом достигается положительный эффект - уменьшение массы бака за счет более низких реакций взаимодействия перегородок с обечайками бака. В результате не требуется установки дополнительных усиливающих накладок, стрингеров, шпангоутов в местах крепления перегородок к оболочке бака.Уменьшение нагрузок на узлы крепления перегородок будет гарантированно достигнуто при правильном подборе длины контура гофрированной части перегородки, установленной между смежными узлами ее крепления к оболочке бака. Учитывая то, что плоские части перегородки практически не растягиваются за счет своей высокой жесткости на растяжение-сжатие, а связь между гофрированными и плоскими частями жесткая, деформация перегородки между смежными узлами при нагружении бака внутренним избыточным давлением происходит за счет деформации гофрированной части перегородки. Зная допустимую относительную деформацию [

















































Формула изобретения
Демпфирующее устройство топливного бака летательного аппарата, содержащее установленную внутри бака систему перегородок, узлами крепления дискретно прикрепленных к оболочке бака и имеющих жестко связанные между собой плоские и гофрированные части, отличающееся тем, что узлы крепления перегородки размещены на плоских ее частях, а между двумя смежными узлами крепления расположена гофрированная часть перегородки, при этом длина ее контура L определяется соотношениемL



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Дренажный трубопровод // 2225525
Изобретение относится к области ракетно-космической техники, в частности к системам дренажирования рабочей среды
Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для выведения на околоземные орбиты как гражданских, так и военных космических аппаратов
Газовод жидкостного ракетного двигателя // 2186236
Газотурбинный привод жрд // 2168051
Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а более конкретно к газотурбинным приводам, предназначенным для привода ротора турбонасосного агрегата
Заглушка камеры жрд // 2159350
Изобретение относится к ракетной технике, в частности к заглушкам, защищающим внутренние полости камер ракетных двигателей от попадания влаги, пыли и других веществ из окружающей среды
Способ смесеобразования в камере сгорания кислородно- водородного жидкостного ракетного двигателя // 2083861
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при организации смесеобразования в пристеночной зоне камеры кислородно-водородного ЖРД
Изобретение относится к ракетно-космической технике, в частности к конструкциям зажигательных устройств двигателей, работающих на несамовоспламеняющихся компонентах топлива
Сопловой блок ракетного двигателя // 1547463
Изобретение относится к сопловым блокам ракетных двигателей твердого топлива
Изобретение относится к ракетной технике , в частности к гашению колебаний топливных баков жидкостных ракет
Изобретение относится к ракетной технике , в частности к корпусным гасителям колебаний жидкости ракет
Способ определения коэффициентов // 253594
Заборное устройство // 2384487
Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкциях заборных устройств топливных баков, имеющих кольцевые днища, образованные, например, пересечением конического днища бака с камерой утопленного в баке двигателя или нишей, в которой размещен двигатель
Группа изобретений относится к средствам монтажа силовой установки на летательном аппарате. Колпачок выполнен с возможностью предотвращения искрения при протекании тока молнии через элемент крепления. Колпачок (27) выполнен прикрепляемым с обеспечением закрывания части элемента (15) крепления, связывающего верхнюю обшивку (3) летательного аппарата со стрингером (11), размещенным с внутренней стороны верхней обшивки (3), причем указанная часть выступает из стрингера (11). Внешняя поверхность (33) колпачка, проходящая во внутреннее пространство верхней обшивки (3), является криволинейной. Колпачок выполнен из проводящего материала. Крепежная конструкция использует колпачок. Летательный аппарат включает крепежную конструкцию. Группа изобретений направлена на повышение безопасности. 4 н.п. ф-лы, 3 ил.
Устройство для перекачки топлива // 2243402
Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации систем и устройств для перекачки топлива двигательных установок (ДУ) космических летательных аппаратов (КЛА)
Изобретение относится к космической технике, а конкретнее к области проектирования и эксплуатации систем дозаправки жидких продуктов, используемых на длительно действующих космических орбитальных станциях