Люфтметр со световым устройством для фиксации начала поворота управляемых колес
Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам измерения суммарного люфта в рулевом управлении. Кроме того, оно может быть использовано в машиностроении при выпуске из производства автомобилей, тракторов и других колесных машин. Предложен люфтметр со световым устройством для фиксации начала поворота управляемых колес в процессе измерения суммарного люфта в рулевом управлении. Световое устройство состоит из прожектора и экрана. Прожектор шарнирно присоединен к телескопической оси и посредством магнитной шайбы или специальной лапки установлен на диск управляемого колеса. Экран аналогичным образом может быть присоединен к ферромагнитной подставке, размещенной на основании, или к корпусу автотранспортного средства. Кроме того, экран может быть выполнен на поверхности основания или на стене. Устройство снабжено фотоэлементами, размещенными на экране и скоммутированными с сигнальными приборами, а также с дисплеем компьютера. Технический результат заключается в создании лифтметра, позволяющего измерить суммарный люфт в рулевом управлении с учетом действительного начала поворота управляемых колес. 16 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к диагностированию транспортных машин, в частности к средствам измерения суммарного люфта в рулевом управлении. Кроме того, оно может быть использовано в машиностроении при выпуске из производства автомобилей, тракторов и других колесных машин.Известно устройство для диагностирования рулевого управления транспортного средства, которое содержит дискретные датчики трогания управляемых колес, формирователь импульсов, схемы ИЛИ и преобразователи /1/.Недостатки указанного устройства: имеет сложную и дорогостоящую конструкцию, мало приемлемо для широкого использования в обычных эксплуатационных условиях.Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является динамометр с гидравлическим люфтмером на диске для диагностирования рулевого управления, содержащий люфтметр с измерительным элементом, шкалами и присоединенным к нему узлом для установки люфтметра на обод рулевого колеса, а также динамометр, являющийся по назначению устройством для имитации начала поворота управляемых колес /2/.Недостатком известной конструкции является то, что она не обеспечивает достаточно точную фиксацию начала поворота управляемых колес.Задачей изобретения является создание люфтметра, позволявшего измерять суммарный люфт в рулевом управлении с учетом действительного начала поворота управляемых колес.Сущность изобретения заключается в следующем. Люфтметр дополнительно содержит устройство для фиксации поворота управляемых колес, которое выполнено в виде прожектора с экраном. Прожектор снабжен сменными световыми фильтрами и подвижно размещен на установочной телескопической оси - шарнирно соединен с нею и имеет возможность перемещения как вдоль, так и вокруг нее, а ось посредством магнитной шайбы или установочной лапки жестко присоединена к диску управляемого колеса, расположенного со стороны рулевого колеса. Экран выполнен со знаком "+" в центре его рабочей поверхности и размещен с возможностью принимать лучи света прожектора - в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем: на стене со стороны управляемых колес, либо со стороны рулевого колеса или на основании со стороны рулевого колеса, а также на телескопической опоре, к которой экран присоединен шарнирно. Указанная опора обладает телескопическим эффектом и может быть установлена посредством ее магнитной шайбы на ферромагнитную подставку, размещенную на основании со стороны рулевого колеса, либо таким же образом присоединена к корпусу автотранспортного средства и также со стороны рулевого колеса. На основании изображена контрольная линия или размещен упор, обеспечивающие установку автотранспортного средства в заданном относительно экранов месте. В результате представляется возможным измерять суммарный люфт в рулевом управлении с учетом начала поворота управляемых колес, которое определяют по началу смещения светового пятна на экране относительно знака "+". Размещение экрана в различных точках, в том числе и на корпусе автотранспортного средства, позволяет улучшить эксплуатационные возможности люфтметра. Кроме того, для повышения точности измерений концы линий знака "+" выступают за контур светового пятна, а на линиях знака нанесены установочные и контрольные штрихи. Для удобства измерений экран снабжен фотоэлементами, скоммутированными со звуковым сигналом, с дисплеем компьютера, а также с сигнальной лампой либо со световым или цифровым табло, которые установлены в корпусе люфтметра.На фиг.1 и 2 изображен люфтметр со световым устройством для фиксации начала поворота управляемых колес.Люфтметр 3 с измерительным элементом и шкалами установлен на ободе 2 рулевого колеса автотранспортного средства 1. Устройство для фиксации начала поворота управляемых колес 13 состоит из прожектора 10 и экрана 4. Прожектор 10 посредством шарнира 14 присоединен к установочной оси, выполненной из телескопически составленных трубок 15 и 16. К трубке 16 большего диаметра присоединена магнитная шайба 11 с установочной лапкой /не показана/. При помощи шайбы 11 ось с прожектором 10 жестко соединена с диском колеса 13. При необходимости указанную ось присоединяют к шпильке колеса 13 посредством лапки /не показано/. Прожектор 10 за счет телескопического эффекта оси имеет возможность перемещения как вдоль, так и вокруг нее. Кроме того, он может поворачиваться на шарнире 14. Световой поток прожектора 10 в поперечном сечении имеет окружность, например в виде пятна или точки. Дли получения на экране 4 цветов, отличающихся от белого, прожектор 10 снабжен сменными световыми фильтрами /не показаны/. Экран 4 со знаком "+" 19 в центре выполнен или размещен на основании 12 либо на стене, расположенной параллельно или перпендикулярно оси симметрии автотранспортного средства 1 /изображение экрана на основании 12 и стены с экраном не показаны/. При этом экран находится со стороны рулевого колеса 2, а его центр - в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем. При размещении /изображении/ экрана на основании 12 его центр лежит на линии пересечения основания 12 с вертикальной плоскостью, проходящей через световую ось прожектора 10. Центр экрана, выполненного на стене, параллельной оси симметрии автотранспортного средства, находится на линии пересечения плоскости этой стены с вертикальной плоскостью, проходящей через световую ось прожектора 10. Центр экрана, выполненного на стене, перпендикулярной оси симметрии автотранспортного средства, лежит на линии пересечения плоскости этой стены с вертикальной плоскостью, проходящей через световую ось прожектора 10. При необходимости экран 4 может быть присоединен к телескопической опоре, состоящей из трубок 8 и 9, посредством шарнира 5. Указанная опора снабжена магнитной шайбой 7, при помощи которой она установлена на ферромагнитную подставку 6, размещенную на основании 12 со стороны рулевого колеса. При этом центр экрана 4 также находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем, и лежит в вертикальной плоскости, проходящей через световую ось прожектора 10. При необходимости опора с экраном 4 посредством шайбы 7 может быть присоединена к корпусу автотранспортного средства 1 со стороны рулевого колеса /показано штриховыми линиями/. Центр экрана 4 в данном случае должен находиться в той же вертикальной плоскости и в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем. Для повышения точности измерений концы линий знака "+" 19 выступают за контур светового пятна 18, полученного при направлении света в центр знака 19 под прямым углом к рабочей поверхности экрана 4. С этой же целью точки пересечения контура светового пятна 18 с горизонтальной линией знака "+" 19 отмечены установочными штрихами 24, а концы этой линии завершены контрольными штрихами 17. Указанные штрихи симметричны относительно горизонтальной линии знака 19 и параллельны его вертикальной линии. Причем длина каждого установочного 24 штриха меньше длины контрольного 17, а длина каждого контрольного 17 штриха не превышает длины линии знака 19. Ширина каждого штриха 24 и 17 меньше ширины линии знака 19. Для удобства измерений экран 4 снабжен фотоэлементами 20, выполненными по форме симметричной плоской фигуры, например круга, и размещенными на поверхности экрана 4 слева и справа от вертикальной линии знака "+" 19. Контуры их светопринимающих поверхностей касаются контура светового пятна 18 в месте касания с ним установочных 24 штрихов. При этом в корпусе люфтметра 3 размещены сигнальная лампа, световое или цифровое табло /не показаны/, скоммутированные с фотоэлементами 20. Если экран 4 предусмотрено использовать как установленным на основании 12 /показано сплошными линиями/, так и присоединенным к корпусу автотранспортного средства 1 /показано штриховыми линиями/, то на его рабочую поверхность должны быть нанесены установочные 21 и контрольные 22 штрихи по вертикальной линии знака 19, а также установлены фотоэлементы 23 сверху и снизу от горизонтальной линии этого знака. Дли удобства измерений фотоэлементы 20 и 23 скоммутированы со звуковым сигналом, для хранения и обработки информации - с дисплеем компьютера /не показано/.Суммарный люфт в рулевом управлении измеряют следующим образом. Устанавливают автотранспортное средство 1 на основание 12. Если в процессе измерений предусмотрено использование экрана, размещенного или выполненного на стене или на основании 12, то автотранспортное средство 1 при этом устанавливают в определенное относительно экрана место - до касания одного из управляемых колес 13 упора или на контрольную линию, изображенную на поверхности основания 12, после чего упор убирают или отводят его от колеса 13.Устанавливают колеса 13 в положение прямолинейного движения. К нижней или верхней точке обода рулевого колеса 2 присоединяют люфтметр 3. На диск колеса 13, размещенного со стороны рулевого колеса 2, посредством магнитной шайбы 11 устанавливают прожектор 10 или присоединяют указанную шайбу к шпильке диска при помощи установочной лапки /шпилька и лапка не показаны/. Если диагностический пункт или гараж не оборудован экраном на стене и он не обозначен на поверхности основания 12, то устанавливают экран 4 на ферромагнитную подставку 6 при помощи магнитной шайбы 7 или таким же образом присоединяют его к корпусу автотранспортного средства 1. При этом экран 4 размещают со стороны рулевого колеса так, чтобы его центр находился в поле видимости наблюдателя, сидящего за рулем, а его рабочая поверхность обращена к прожектору 10. При необходимости перемещают экран 4 в осевом направлении /трубка 9 с экраном 4 входит в трубку 8 или выходит из нее/ или поворачивают вокруг оси /трубка 9 с экраном 4 вращается в трубке 8/ по часовой либо против часовой стрелки. При этом экран 4 можно повертывать на шарнире 5. После чего уточняют положение экрана 4: горизонтальная линия знака "+" 19 /горизонтальная ось симметрии экрана 4/ должна быть параллельна основанию и перпендикулярна оси симметрии автотранспортного средства 1, а плоскость, проходящая через рабочую поверхность экрана, должна иметь прямой либо острый угол к основанию /на фиг.1 он обозначен символом
Формула изобретения
1. Люфтметр со световым устройством для фиксации начала поворота управляемых колес, содержащий люфтметр с измерительным элементом, шкалами и присоединенным к нему узлом для установки люфтметра на обод рулевого колеса, устройство для фиксации начала поворота управляемых колес, скоммутированное с люфтметром, отличающийся тем, что устройство для фиксации поворота управляемых колес выполнено в виде прожектора с экраном, при этом прожектор подвижно размещен на установочной оси - шарнирно соединен с указанной осью и имеет возможность перемещения как вдоль, так и вокруг нее, а указанная ось посредством магнитной шайбы жестко присоединена к диску управляемого колеса, расположенного со стороны рулевого колеса, экран выполнен со знаком "+" в центре его плоской рабочей поверхности и размещен с возможностью принимать лучи света прожектора, причем световой поток прожектора в поперечном сечении имеет окружность и проходит вблизи корпуса параллельно оси симметрии автотранспортного средства либо перпендикулярно его оси симметрии, его световая ось - через центр экрана в вертикальной плоскости, параллельной либо перпендикулярной оси симметрии автотранспортного средства, параллельно основанию или под углом к нему, а плоскость экрана размещена на основании, параллельно основанию или образует с ним прямой либо острый угол в указанной вертикальной плоскости и находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем.2. Люфтметр по п.1, отличающийся тем, что магнитная шайба оси прожектора снабжена установочной лапкой, обеспечивающей возможность присоединения оси с прожектором к шпильке управляемого колеса.3. Люфтметр по пп.1 и 2, отличающийся тем, что прожектор снабжен сменными световыми фильтрами для получения на экране цветов, отличающихся от белого.4. Люфтметр по пп.1-3, отличающийся тем, что экран выполнен или размещен на стене, расположенной параллельно оси симметрии автотранспортного средства, со стороны рулевого колеса, при этом его центр находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем, и лежит на линии пересечения плоскости стены с вертикальной плоскостью, проходящей через световую ось прожектора.5. Люфтметр по пп.1-3, отличающийся тем, что экран выполнен или размещен на стене, расположенной перпендикулярно оси симметрии автотранспортного средства, со стороны управляемых колес, при этом его центр по высоте находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем, и смещен от оси симметрии автотранспортного средства к управляемому колесу со стороны рулевого колеса до пересечения с вертикальной плоскостью, проходящей через световую ось прожектора.6. Люфтметр по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что экран выполнен или размещен на основании со стороны рулевого колеса, при этом его центр находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем, и лежит на линии пересечения основания с вертикальной плоскостью, проходящей через световую ось прожектора.7. Люфтметр по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что экран шарнирно присоединен к телескопической опоре, которая посредством магнитной шайбы установлена на ферромагнитную подставку, размещенную на основании со стороны рулевого колеса, при этом центр экрана находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем, и лежит в вертикальной плоскости, проходящей через световую ось прожектора.8. Люфтметр по п.7, отличающийся тем, что опора посредством магнитной шайбы присоединена к корпусу автотранспортного средства со стороны рулевого колеса, при этом центр экрана находится в поле зрения наблюдателя, сидящего за рулем, и лежит в вертикальной плоскости, проходящей через световую ось прожектора.9. Люфтметр по одному из пп.1-8, отличающийся тем, что концы линий знака "+" выступают за контур светового пятна на экране, полученного при направлении света в центр знака под прямым углом к рабочей поверхности экрана.10. Люфтметр по одному из пп.1-7 и 9, отличающийся тем, что точки пересечения контура светового пятна с горизонтальной линией знака "+" отмечены установочными штрихами, а концы этой линии завершены контрольными штрихами, указанные штрихи симметричны относительно горизонтальной линии знака и параллельны его вертикальной линии, причем длина каждого установочного штриха меньше длины контрольного штриха, а длина каждого контрольного штриха не превышает длины линии знака, ширина каждого штриха меньше ширины линии знака.11. Люфтметр по п.10, отличающийся тем, что на экран нанесены установочные и контрольные штрихи в точках пересечения с вертикальной линией знака "+", которые симметричны относительно вертикальной линии этого знака и параллельны его горизонтальной линии.12. Люфтметр по пп.1-11, отличающийся тем, что экран снабжен фотоэлементами, выполненными по форме симметричной плоской фигуры и размещенными на поверхности экрана слева и справа от вертикальной линии знака "+" так, что контуры их светопринимающих поверхностей касаются контура светового пятна в месте касания с ним установочных штрихов, при этом в корпусе люфтметра размещены сигнальная лампа, световое или цифровое табло, скоммутированные с фотоэлементами на экране.13. Люфтметр по пп.11 и 12, отличающийся тем, что экран снабжен фотоэлементами, размещенными на поверхности экрана сверху и снизу от горизонтальной линии знака "+".14. Люфтметр по пп.12 и 13, отличающийся тем, что фотоэлементы скоммутированы со звуковым сигналом.15. Люфтметр по п.14, отличающийся тем, что фотоэлементы скоммутированы с дисплеем компьютера.16. Люфтметр по пп.1-15, отличающийся тем, что основание снабжено упором, взаимодействующим с одним из управляемых колес и обеспечивающим установку автотранспортного средства в заданном месте относительно экранов, размещенных на стенах или на основании.17. Люфтметр по пп.1-15, отличающийся тем, что на поверхности основания выполнена контрольная линия, показывающая место установки управляемых колес автотранспортного средства.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2