Стенд для измерения углов установки колес передней подвески
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике по проверке и регулировке углов установки управляемых колес транспортного средства, и может быть использовано на автосборочных и авторемонтных заводах для регулировки углов установки колес полностью агрегатированной передней подвески до ее монтажа на автомобиле. Стенд содержит станину, на которой в зоне измерения слева и справа установлены две секции: измерительная секция развала и схода включает в себя два измерительных механизма и два механизма перемещения измерительных механизмов, измерительная секция продольного угла наклона оси поворота колеса (кастера) включает в себя измерительный механизм и механизм перемещения измерительного механизма. Механизмы перемещения измерительных механизмов каждой из секций состоят из двух параллельных скалок, связанных жестко с кронштейном измерительного механизма и установленных в направляющих втулках корпуса секции с возможностью осевого перемещения в направлении, перпендикулярном продольной плоскости симметрии подвески от пневмоцилиндра, расположенного между скалками в корпусе и соединенного своим штоком с кронштейном соосно упору. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей, повышение точности измерения и регулировки, исключение ошибок субъективного характера. 6 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контрольно-измерительной технике по проверке и регулировке углов установки управляемых колес транспортного средства, и может быть использовано на автосборочных и авторемонтных заводах для регулировки углов установки колес полностью агрегатированной передней подвески до ее монтажа на автомобиле.
Известен стенд для измерения схождения и развала колес транспортного средства (см. а.с. N 1147947, МКИ G 01 M 17/06), состоящий из двух секций, каждая из которых содержит механизм перемещения, установленный на раме стенда, измерительное коромысло, выполненное в виде ступицы, установленной на шаровом шарнире крестовины с упорами, смонтированной на ступице через подшипник качения, мембраны, связывающей совместно с шаровым шарниром ступицу с фланцем механизма регулирования положения оси коромысла по высоте, а система измерения содержит бесконтактный выключатель, установленный на ступице, и четыре измерительных канала, каждый из которых включает датчик перемещения, выход которого электрически соединен с одним из входов устройства запоминания, другой вход которого соединен с бесконтактным выключателем, а выход устройства запоминания через сумматор соединен с показывающим прибором. Недостатком данного технического решения является то, что стенд имеет ограниченные функциональные возможности, то есть позволяет измерять и регулировать только углы сходимости и развала управляемых колес автомобиля, при этом не обеспечивается достаточная точность измерения из-за влияния выпуклостей и впадин на торцевой измерительной поверхности колеса. Кроме того, не автоматизирован процесс расчета величины коррекции углов установки колес, что не исключает ошибок при их регулировке, а также эти операции выполняются уже на собранном автомобиле и вынесены на главный сборочный конвейер, что приводит к дефициту времени на этих операциях при высоком темпе выпуска автомобилей и ведет, в конечном итоге, к снижению качества. Известен также стенд для измерения схождения и развала колес транспортного средства (см. а. с. N 1746245, МКИ C 01 M 17/06), состоящий из двух секций, каждая из которых содержит установленный на раме стенда механизм перемещения с измерительным механизмом, связанным с механизмом перемещения через механизм регулирования по высоте, и включающий в себя систему измерения, функционально связанную с измерительным механизмом, при этом каждая секция снабжена механизмом захвата, выполненным с возможностью жесткого прикрепления к ободу колеса транспортного средства, а измерительный механизм включает в себя корпус, в котором размещена рамка с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, подшипниковый корпус с валом вращения, закрепленный внутри рамки с возможностью поворота относительно ее в вертикальной плоскости, датчик угла развала, расположенный на рамке, и датчик величины схождения, расположенный на корпусе измерительного механизма. Недостатком данного технического решения является то, что стенд имеет ограниченные функциональные возможности, то есть позволяет измерять и регулировать только углы сходимости и развала управляемых колес автомобиля, при этом не обеспечивается достаточная точность измерения из-за влияния торцевого биения обода колеса и конструктивной сложности измерительного механизма, имеющего большое количество промежуточных звеньев между объектом измерения и датчиками угла развала и схождения. Кроме того, не автоматизирован процесс расчета величины коррекции углов установки, что не исключает ошибок при их регулировке, а также эти операции выполняются уже на собранном автомобиле и вынесены на главный сборочный конвейер, что приводит к дефициту времени на этих операциях при высоком темпе выпуска автомобилей и ведет, в конечном итоге, к снижению качества. Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является расширение функциональных возможностей, повышение точности измерения и регулировки, исключение ошибок субъективного характера, а также определение и регулировка углов установки колес полностью агрегатированной передней подвески до ее постановки на автомобиль с целью ликвидации дефицита времени при выполнении этих операций на главном конвейере сборки автомобилей в условиях высокого темпа производства. Технический результат достигается тем, что в предлагаемом стенде, содержащем станину, на которой в зоне измерения слева и справа установлены две секции: - измерительная секция развала и схода, включающая в себя два измерительных механизма и два механизма перемещения измерительных механизмов, один из которых, предназначенный для измерения развала, состоит из вертикального кронштейна с упором и преобразователем линейных перемещений, установленных жестко внизу и вверху на кронштейне, вершины упора и измерительного штока преобразователя установлены в вертикальной плоскости на базовом расстоянии "U" друг от друга, а другой, предназначенный для измерения схода, состоит из горизонтального кронштейна с упором и преобразователем линейных перемещений, установленных жестко сзади и спереди на кронштейне, вершины упора и измерительного штока преобразователя установлены в горизонтальной плоскости на базовом расстоянии "G" друг от друга; и две одинаковые секции, находящиеся сзади: - измерительная секция продольного угла наклона оси поворота колеса (кастера) включает в себя измерительный механизм и механизм перемещения измерительного механизма, состоящего из расположенного в вертикальной плоскости, и наклоненного к вертикали под углом, равным номинальному углу кастера, кронштейна с упором и преобразователем линейных перемещений, установленных жестко внизу и вверху на кронштейне, а вершины упора и измерительного штока преобразователя установлены на базовом расстоянии "W" друг от друга, измеренном в вертикальной плоскости, параллельной продольной плоскости симметрии подвески; при этом - механизмы перемещения измерительных механизмов каждой из секций состоят из двух параллельных скалок, связанных жестко с кронштейном измерительного механизма и установленных в направляющих втулках корпуса секции с возможностью осевого перемещения в направлении, перпендикулярном продольной плоскости симметрии подвески от пневмоцилиндра, расположенного между скалками в корпусе и соединенного своим штоком с кронштейном соосно упору, - измерительная система включает в себя шесть индуктивных преобразователей линейных перемещений, выдающих аналоговые электрические сигналы, прямо пропорциональные изменению углов установки колес передней подвески, на промышленный компьютер, который вычисляет углы установки колес и количество регулировочных прокладок по формулам: угол кастера



количество регулировочных прокладок, добавляемых или удаляемых для приведения угла развала к номинальному значению

где S





U; G; W - базовые расстояния между преобразователем линейных перемещений и неподвижным упором измерительных головок развала, схода и кастера,
T

T

- секция подачи подвески в рабочую зону включает в себя механизм продольной подачи, состоящий из направляющих, каретки и пневмоцилиндра, на каретке смонтирован механизм подъема, который содержит плиту подъемную, связанную с двумя вертикальными параллельными скалками, установленными в направляющих втулках каретки с возможностью вертикального перемещения от пневмоцилиндра, расположенного на каретке и соединенного своим штоком с подъемной плитой, на которой смонтированы ложемент и механизм фиксации с подпружиненным фиксатором;
- секция базирования в зоне измерения представляет собой установленную горизонтально на консоли стойки базовую плиту с обращенной вниз горизонтальной базовой плоскостью и установленными в ней базирующими пальцами, на плите смонтированы два одинаковых механизма зажима и фиксации, содержащие двуплечий рычаг, поворачивающийся при зажиме вокруг горизонтальной оси от пневмоцилиндра привода зажима, и клин, запирающий от раскрытия рычаг и имеющий привод от пневмоцилиндра привода фиксации;
- секция нагружения включает в себя технологический адаптер, имеющий в своей нижней части башмак, а также механизм нагружения, расположенный внутри станины, состоящий из пневмоцилиндра, качающегося в вертикальной плоскости, каретки, жестко связанной со штоком пневмоцилиндра и двумя параллельными оси штока скалками, имеющими возможность осевого перемещения в направляющих втулках, установленных в верхней крышке пневмоцилиндра. Каретка имеет ось, расположенную соосно пневмоцилиндру, на которой установлен на упорном подшипнике блок с двумя нажимными роликами, имеющий возможность поворота на ограниченный угол вокруг оси каретки. Ролики блока контактируют с наклонными плоскостями v-образного башмака адаптера. Изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг. 1 изображена фронтальная проекция общего вида стенда в рабочем положении измерения углов установки колес передней подвески;
на фиг. 2 показан вид сбоку на стенд, на котором показана секция измерения кастера и адаптер, установленный на ступице колеса подвески;
на фиг. 3 и на фиг. 4 изображена принципиальная схема фиксации рулевой трапеции подвески в нейтральном положении и схема измерения углов схода;
на фиг. 5 изображены механизм нагружения подвески и механизм измерительный кастера;
на фиг. 6 изображена принципиальная схема измерения кастера. Стенд для измерения углов установки колес передней подвески содержит установленные на станине 1 слева и справа две одинаковые секции 2 измерения развала и схода, а также расположенные сзади них две одинаковые секции 3 измерения продольного угла наклона оси поворота колеса (кастера), в совокупности образующие шестиканальную измерительную систему 4. Кроме того, в состав стенда входят секция 5 подачи подвески в измерительную зону, секция 6 базирования подвески при измерении и две одинаковые секции 7 нагружения подвески, расположенные слева и справа стенда. Измерительная секция 2 развала и схода включает в себя два измерительных механизма 8 и два механизма 9 перемещения измерительных механизмов 8, один из которых, предназначенный для измерения развала, состоит из вертикального кронштейна 10 с упором 11 и преобразователем 12 линейных перемещений, установленными жестко внизу и вверху на кронштейне 10, при этом их оси перпендикулярны продольной плоскости симметрии подвески, а вершины упора 11 и измерительного штока преобразователя 12 контактирует при измерении с диаметрально противоположными точками торцевой плоскости тормозного диска подвески, находящимися в вертикальной плоскости на базовом расстоянии "U" друг от друга, а другой, предназначенный для измерения схода, состоит из горизонтального кронштейна 10 с упором 11 и преобразователем 12 линейных перемещений, установленными жестко сзади и спереди на кронштейне 10, при этом их оси перпендикулярны продольной плоскости симметрии подвески, а вершины упора 11 и измерительного штока преобразователя 12 контактирует при измерении с диаметрально противоположными точками торцевой плоскости тормозного диска подвески, находящимися в горизонтальной плоскости на базовом расстоянии "G" друг от друга. Каждый из механизмов 9 перемещения измерительных механизмов 8 состоит из двух параллельных скалок 13, связанных жестко с кронштейном 10 измерительного механизма 8 и установленных в направляющих втулках 14 корпуса 15 секции 2 с возможностью осевого перемещения в направлении, перпендикулярном продольной плоскости симметрии подвески от пневмоцилиндра 16, расположенного между скалками 13 в корпусе 14 и соединенного своим штоком с кронштейном 10 соосно упору 11. Измерительная секция 3 измерения кастера включает в себя измерительный механизм 8 и механизм 9 перемещения измерительного механизма 8, состоящего из расположенного в вертикальной плоскости, параллельной продольной плоскости симметрии подвески и наклоненного к вертикали под углом, равным номинальному углу кастера, кронштейна 10 с упором 11 и преобразователем 12 линейных перемещений, установленных жестко внизу и вверху на кронштейне 10, при этом их оси параллельны продольной плоскости симметрии подвески и расположены под углом к горизонтальной плоскости, равным номинальному углу кастера, а вершины упора 11 и измерительного штока преобразователя 12 контактируют при измерении с головками нижнего и верхнего шарниров поворотного кулака подвески в точках, находящихся на базовом расстоянии "W" друг от друга, измеренном в вертикальной плоскости, параллельной продольной плоскости симметрии подвески. Измерительная система 4 включает в себя шесть индуктивных преобразователей 12 линейных перемещений, выдающих аналоговые электрические сигналы, прямо пропорциональные изменению углов установки колес передней подвески, на промышленный компьютер 17, который вычисляет углы установки колес и количество регулировочных прокладок по формулам:
угол кастера

угол развала

угол схода

разница в количестве регулировочных прокладок, спереди и сзади для приведения угла кастера к номинальному значению

количество регулировочных прокладок, добавляемых или удаляемых для приведения угла развала к номинальному значению

где S





U; G; W - базовые расстояния между преобразователем линейных перемещений и неподвижным упором измерительных головок развала, схода и кастера,
T

T

Формула изобретения
угол кастера

угол развала

угол схода

разница в количестве регулировочных прокладок спереди и сзади для приведения угла кастера к номинальному значению

количество регулировочных прокладок, добавляемых или удаляемых для приведения угла развала к номинальному значению:

где S





U, G, W - базовые расстояния между преобразователем линейных перемещений и неподвижным упором измерительных головок развала, схода и кастера;
T

T

в состав стенда введены секция подачи, включающая механизм продольной подачи, на каретке которого смонтирован механизм подъема, содержащий плиту с закрепленным на ней ложементом, секция базирования, выполненная в виде установленной горизонтально на консоли стойки базовой плиты с обращенной вниз плоскостью и закрепленными в плите базирующими пальцами и двух одинаковых механизмов зажима и фиксации, содержащих двуплечий рычаг, поворачивающийся вокруг горизонтальной оси, и запирающий клин, две секции нагружения, состоящие из технологического адаптера и расположенного в его нижней части башмака, а также смонтированного внутри станины механизма нагружения, состоящего из пневмоцилиндра, качающегося в вертикальной плоскости, и перемещающейся соосно ему каретки, на оси которой на упорном подшипнике установлен с возможностью поворота на ограниченный угол блок с двумя нажимными роликами, контактирующими с наклонными плоскостями башмака адаптера.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6