Навигационный комплекс летательного аппарата
Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей и вертолетов. Навигационный комплекс летательного аппарата содержит спутниковую навигационную систему, навигационный вычислитель, регистратор навигационной информации, энергонезависимое запоминающее устройство, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, вычислитель погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, компенсатор погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, датчик курса, систему воздушных сигналов. Данные конструктивные элементы навигационного комплекса соединены между собой соответствующим образом. Технический результат состоит в повышении точности определения навигационных параметров, помехозащищенности и отказоустойчивости навигационного комплекса летательного аппарата. 1 ил.
Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей и вертолетов.Известно устройство коррекции инерциальной спутниковой навигационной системы по показаниям спутниковой навигационной системы, содержащее спутниковую навигационную систему, инерциальную навигационную систему и блок сравнения их выходных сигналов по трем координатам места и трем составляющим вектора линейной скорости подвижного объекта, отличающееся тем, что в него введены последовательно соединенные блок памяти, блок определения угловых погрешностей, блок определения уходов гироскопов, а также командно-временный блок, при этом первый и второй входы блока памяти связаны соответственно с выходами блока инерциальной навигационной системы и блока сравнения, а первый и второй выходы блока памяти связаны соответственно с первым входом блока инерциальной навигационной системы и с первым входом блока оценки угловых погрешностей, выход блока оценки угловых погрешностей связан с вторым входом инерциальной навигационной системы и с первым входом блока оценки уходов гироскопов, блок оценки уходов гироскопов связан с третьим входом инерциальной навигационной системы, выход командно-временного блока связан с четвертым входом инерциально-навигационной системы, третьим входом блока сравнения и вторыми входами блока оценки уходов гироскопов и блока оценки угловых параметров [1].Известна комплексная навигационная система, содержащая инерциальную навигационную систему (ИНС), спутниковую навигационную систему (СНС), пульт управления и ввода (ПУВ) и бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ), отличающаяся тем, что в ее состав дополнительно введен инерциальный измерительный блок (ИИБ), связанный с входом-выходом БЦВМ [2]. Комплексная навигационная система [2] отличается также тем, что в ее состав дополнительно введены устройство запоминания погрешностей ИНС (УЗ-ИНС), связанное по входу с ПУВ, устройство компенсации погрешностей ИНС (УК-ИНС), связанное по входам с ИНС и УЗ-ИНС и устройство преобразования сигналов ИНС, связанное по входам с ИНС, УЗ-ИНС и УК-ИНС, а по выходу - с БЦВМ.Известна инерциально-спутниковая система, содержащая спутниковый датчик скорости, последовательно соединенный по первому и второму входам-выходам инерциальный датчик скорости и курса, блок коррекции составляющих скорости, блок переключения, блок корректирующих фильтров, первый и второй выходы которого подключены соответственно к третьему и четвертому входам блока коррекции составляющих скорости, на пятый и шестой входы которого подключены соответственно первый и второй выходы спутникового датчика скорости, третий выход которого подключен к третьему входу блока переключения, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены четыре блока формирования приращения скорости, блок формирования погрешностей составляющих скорости и блок коррекции курса, на первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы которого подключены соответственно выходы третьего, четвертого, первого и второго блоков формирования приращения скорости, третий выход спутникового датчика скорости и третий выход инерциального датчика скорости и курса, первый и второй выходы которого подключены соответственно к входам первого и второго блоков формирования приращений, а первый и второй выходы спутникового датчика скорости подключены соответственно к входам третьего и четвертого блоков формирования приращения, причем на седьмой и восьмой входы блока коррекции составляющих скорости подключены соответственно первый и второй выходы блока формирования погрешностей составляющих скорости, на первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой входы которого подключены соответственно первый, второй и третий выходы спутникового датчика скорости, первый и второй выходы блока коррекции курса, третий и четвертый выходы блока коррекции составляющих скорости [3].Известен также комбинированный навигационный комплекс [4], являющийся по технической сущности наиболее близким к предлагаемому. Комплекс-прототип содержит спутниковую навигационную систему, инерциальную навигационную систему, навигационный вычислитель, регистратор навигационной информации, вычислитель погрешностей инерциальной навигационной системы, энергонезависимое запоминающее устройство, вычислитель поправок к составляющим скорости и азимутальному углу гироплатформы инерциальной навигационной системы.Недостатком аналогов и известного навигационного комплекса, принятого за прототип, является недостаточная точность определения навигационных параметров в условиях отсутствия достоверной информации от спутниковой навигационной системы (в условиях воздействия помех, при затенении антенн в условиях интенсивного маневрирования летательного аппарата, неработоспособности спутников и др.).Технический результат от использования предлагаемого технического решения заключается в повышении точности определения навигационных параметров, помехозащищенности и отказоустойчивости навигационного комплекса летательного аппарата.Сущность изобретения заключается в том, что навигационный комплекс летательного аппарата, содержащий спутниковую навигационную систему, навигационный вычислитель, регистратор навигационной информации, энергонезависимое запоминающее устройство, дополнительно содержит доплеровский измеритель скорости и угла сноса, вычислитель погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, компенсатор погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, датчик курса, систему воздушных сигналов, при этом выход спутниковой навигационной системы соединен с первым входом навигационного вычислителя и первым входом регистратора навигационной информации, выход доплеровского измерителя скорости и угла сноса соединен со вторым входом навигационного вычислителя, вторым входом регистратора навигационной информации и первым входом компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход датчика курса соединен с третьим входом навигационного вычислителя, третьим входом регистратора навигационной информации и вторым входом компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход системы воздушных сигналов соединен с четвертым входом навигационного вычислителя и четвертым входом регистратора навигационной информации, выход регистратора навигационной информации соединен с входом вычислителя погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход которого соединен с входом энергонезависимого запоминающего устройства, выход энергонезависимого запоминающего устройства соединен с третьим входом компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса соединен с пятым входом навигационного вычислителя, выход которого является выходом навигационной информации.Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором приведена функциональная схема навигационного комплекса летательного аппарата. На чертеже обозначено:1 - спутниковая навигационная система;2 - навигационный вычислитель;3 - регистратор навигационной информации;4 - энергонезависимое запоминающее устройство;5 - доплеровский измеритель скорости и угла сноса;6 - вычислитель погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса;7 - компенсатор погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса;8 - датчик курса;9 - система воздушных сигналов;10 - выход навигационной информации.Навигационный комплекс летательного аппарата содержит спутниковую навигационную систему 1, навигационный вычислитель 2, регистратор 3 навигационной информации, энергонезависимое запоминающее устройство 4, дополнительно содержит доплеровский измеритель 5 скорости и угла сноса, вычислитель 6 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, компенсатор 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, датчик 8 курса, систему 9 воздушных сигналов, при этом выход спутниковой навигационной системы 1 соединен с первым входом навигационного вычислителя 2 и первым входом регистратора 4 навигационной информации, выход доплеровского измерителя 5 скорости и угла сноса соединен со вторым входом навигационного вычислителя 2, вторым входом регистратора 3 навигационной информации и первым входом компенсатора 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход датчика 8 курса соединен с третьим входом навигационного вычислителя 2, третьим входом регистратора 3 навигационной информации и вторым входом компенсатора 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход системы 9 воздушных сигналов соединен с четвертым входом навигационного вычислителя 2 и четвертым входом регистратора 3 навигационной информации, выход регистратора 3 навигационной информации соединен с входом вычислителя 6 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход которого соединен с входом энергонезависимого запоминающего устройства 4, выход энергонезависимого запоминающего устройства 4 соединен с третьим входом компенсатора 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход компенсатора 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса соединен с пятым входом навигационного вычислителя 2, выход которого является выходом 10 навигационной информации.Навигационный вычислитель 2, вычислитель 6 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, компенсатор 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса представляют собой бортовые электронно-вычислительные машины. Функции навигационного вычислителя 2, вычислителя 6 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, компенсатора 7 погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса могут выполняться также одной бортовой электронно-вычислительной машиной, работающей в многозадачном режиме, в качестве которой может быть использован вычислитель, аналогичный бортовым вычислителям в изобретении [4].Навигационный вычислитель 2 предназначен для осуществления во время полета летательного аппарата обработки навигационной информации, поступающей от доплеровского измерителя 5 скорости и угла сноса, от спутниковой навигационной системы 1, от датчика 8 курса и от системы 9 воздушных сигналов. При этом осуществляется коррекция курсодоплеровского счисления по данным спутниковой навигационной системы 2.Результатом обработки навигационной информации в навигационном вычислителе 2 являются данные о географических координатах (широте





















































Формула изобретения
Навигационный комплекс летательного аппарата, содержащий спутниковую навигационную систему, навигационный вычислитель, регистратор навигационной информации, энергонезависимое запоминающее устройство, отличающийся тем, что дополнительно содержит доплеровский измеритель скорости и угла сноса, вычислитель погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, компенсатор погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, датчик курса, систему воздушных сигналов, при этом выход спутниковой навигационной системы соединен с первым входом навигационного вычислителя и первым входом регистратора навигационной информации, выход доплеровского измерителя скорости и угла сноса соединен со вторым входом навигационного вычислителя, вторым входом регистратора навигационной информации и первым входом компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход датчика курса соединен с третьим входом навигационного вычислителя, третьим входом регистратора навигационной информации и вторым входом компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход системы воздушных сигналов соединен с четвертым входом навигационного вычислителя и четвертым входом регистратора навигационной информации, выход регистратора навигационной информации соединен с входом вычислителя погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход которого соединен с входом энергонезависимого запоминающего устройства, выход энергонезависимого запоминающего устройства соединен с третьим входом компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса, выход компенсатора погрешностей доплеровского измерителя и датчика курса соединен с пятым входом навигационного вычислителя, выход которого является выходом навигационной информации.РИСУНКИ
Рисунок 1