Способ периодического контроля (мониторинга) средств измерения барометрической высоты самолетов при их эксплуатации
Изобретение относится к области авиационного оборудования и может быть применено в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования. Способ периодического контроля (мониторинга) средств измерения барометрической высоты самолетов при их эксплуатации заключается в том, что на борту оцениваемого самолета регистрируют информацию от штатного спутникового навигационного приемника, температуру наружного воздуха, а также информацию о геометрической и барометрической высотах, полученную от встречных самолетов по каналу автоматического зависимого наблюдения. На основании упомянутой выше зарегистрированной информации вычисляют для i-й пары самолетов, состоящей из оцениваемого самолета и одного из n встречных самолетов, где n 1, величину
i, характеризующую предварительную i-ю оценку погрешности измерения барометрической высоты на оцениваемом самолете. Полученные для n пар значения
i осредняются, и осредненная величина принимается за окончательную оценку искомой величины погрешности штатного измерителя барометрической высоты. Технический результат состоит в повышении точности измерения и в сокращении расходов на мониторинг. 1 з.п. ф-лы.
Изобретение относится к области авиационного оборудования и может найти применение в системе организации воздушного движения в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования.
Известен способ мониторинга средств вертикального эшелонирования самолетов [1]. Известный способ автор выбрал за прототип. Способ основан на измерении геометрической высоты с помощью специального спутникового навигационного приемника с последующим внесением дифференциальных поправок и учета состояния атмосферы с применением специальных методов зондирования. Известный способ обладает рядом недостатков, заключающихся в требовании - установки нештатного специального оборудования на оцениваемом самолете; - участия в полете дополнительного персонала для работы с нештатным оборудованием; - наличия специальной службы определения дифференциальных поправок к радионавигационному полю спутниковой навигационной системы; - наличия специальной службы для определения параметров атмосферы в момент мониторинга. В настоящее время в Международной организации гражданской авиации ИКАО реализуются принципы автоматического зависимого наблюдения за воздушным движением АЗН, основанного на автоматической передаче с борта информации (в том числе о координатах самолета и его барометрической высоте). Наблюдение называется зависимым, поскольку передаваемые координаты самолета определяются его штатным бортовым оборудованием. Вещательный вариант автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) предусматривает передачу этой информации без запроса с земли и ее прием и использование на борту окружающих самолетов. Учитывая стремительное расширение использования спутниковой навигации, в состав передаваемой информации может быть включена геометрическая высота, измеренная штатной бортовой спутниковой навигационной системой, и оценка точности этой информации. Автор предлагает способ мониторинга, основанный на использовании АЗН-В и штатных спутниковых навигационных приемников (в отличие от нештатных специальных приемников, как это имеет место в прототипе). Предполагаемый способ основан на том обстоятельстве, что при эксплуатации самолетов будут часто возникать ситуации, когда два самолета, оборудованные аппаратурой АЗН-В, находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга и обмениваются информацией. При этом возникают два обстоятельства, облегчающие выполнение мониторинга - требуется не полная картина о разрезе атмосферы по давлению, а только информация о температуре воздуха на высоте полета для пересчета разности геометрических высот двух самолетов в разность их барометрических высот; - практически без дополнительных затрат можно получить информацию при обработке большого количества пар, включающих оцениваемый самолет и каждый из встречных, и существенно повысить точность за счет осреднения полученных результатов. По предлагаемому способу на борту регистрируется информация о геометрической и барометрической высоте, измеренной штатным высотомером собственного (оцениваемого) самолета и встречных самолетов, а также температура наружного воздуха. Данные регистрируются применительно к парам самолетов. Каждая пара состоит из оцениваемого самолета и одного из встречных самолетов. Для i-ой пары вычисляется величина



1. Рабочий документ совещания группы SASP экспертов Международной организации гражданской авиации ИКАО по эшелонированию и безопасности воздушного пространства. Separation and Airspace Safety Panel (SASP). First meeting of the working group of the whole. Canberra, Australia, 2-13 May, 2002. SASP-WG/WHL/1-WP/7 24/4/02 - прототип.
Формула изобретения


