Торцовая передача
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, используемым в механизмах машин и приборов. Торцовая передача содержит корпус 1, входной 8 и выходной 9 валы, два колеса с торцовыми зубьями, плоскую лепестковую пружину 6 и генератор волн 7. Одно из колес выполнено в виде сепаратора 3 с зубьями-штоками. Штоки 4 подвижных зубьев 5 выполнены цилиндрическими и имеют возможность поворота вокруг своих осей. На штоках 4 выполнены лыски с буртиком для размещения лепестков пружины 6, причем между поверхностями лыски и торца лепестка предусмотрен гарантированный радиальный зазор. Технический результат - повышение нагрузочной способности, технологичности и универсальности путем создания условий для самоустановки и оптимального сопряжения зубьев. 3 ил.
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, используемым в механизмах машин и приборов.Известна волновая торцовая передача, содержащая корпус, жесткое и гибкое колеса, генератор волн и соосные входной и выходной валы [1, с. 271], [2].Известна также торцовая передача, в которой гибкое колесо заменено “жестким” сепаратором, а его зубья выполнены на призматических штоках, (зубья-штоки), помещенных в радиальных призматических пазах (гнездах) сепаратора с возможностью осевого перемещения под воздействием кулачков генератора волн [3]. Эта передача имеет несколько существенных недостатков - функциональных и технологических.Первый заключается в отсутствии возможности некоторого поворота зубьев-штоков относительно осевой плоскости в зоне контакта с зубьями жесткого колеса. Возможность некоторого поворота (самоустановки) сопрягающихся зубьев необходима для компенсации погрешностей расположения и формы зубьев жесткого колеса, зубьев-штоков и самих призматических пазов сепаратора, поскольку все эти элементы нарезаются независимо друг от друга, разным инструментом и на различных станках. При этом наиболее опасными являются угловые отклонения образующих зубьев от радиального по отношению к оси передачи расположения.Накапливающиеся при сборке передачи эти угловые погрешности приводят к взаимному перекосу зубьев в зоне зацепления - к интерференции и кромочному контакту зубьев, концентрации нагрузки и возникновению тангенциальных неуравновешенных сил на концах зубьев, повышенному трению в зацеплении и понижению КПД, что снижает работоспособность и надежность передачи.Создать условия самоустановки и оптимального сопряжения зубьев за счет увеличения зазора между боковыми поверхностями штоков и пазов сепаратора невозможно из-за опасности заедания (схватывания) штоков в пазах, к чему склонны плоские сопряжения [4, с. 634].Другой, технологический, недостаток прототипа заключается в сложности и непроизводительности изготовления пазов сепаратора и особенно штоков призматической формы, которые они унаследовали от передачи-аналога с “лепестковым” гибким колесом [2], а также в необходимости подгонки “по месту” при сборке передачи.Одним из функционально-технологических недостатков конструкции прототипа является недостаточная автономность сепаратора - его пазы для зубьев-штоков снаружи (по периферии) замыкаются сопряженной поверхностью другой детали - корпуса передачи, которая воспринимает радиальную составляющую сил в зацеплении. При этом оказывается невозможным инвертировать передачу, т.е. сделать вращающимся не только жесткое колесо, а и сепаратор, соединенный в этом случае с выходным валом. Это позволило бы сделать передачу более универсальной. Кроме того, в передаче-прототипе не определена продольная форма зубьев “эвольвентного профиля”. Между тем, устранение упругих перемещений зубьев гибкого колеса, свойственных передачам-аналогам, накладывает ограничения на возможность сопряжения рабочих поверхностей зубьев жесткого колеса и сепаратора.С целью устранения этих существенных недостатков и достижения большей нагрузочной способности, технологичности и универсальности изделия предлагается штоки подвижных зубьев (зубьев сепаратора) и гнезда (в прототипе - “пазы”) для них выполнять цилиндрическими и замкнутыми в пределах сепаратора с осями, пересекающими среднюю делительную окружность зацепления. Это позволяет придать этим зубьям вторую степень свободы - возможность поворота вокруг оси штока под воздействием неуравновешенных тангенциальных сил, возникающих на концах взаимно перекошенных зубьев в момент их сопряжения, а сепаратор сделать автономным узлом. Зубья обоих колес выполняются равновысокими по аналогии с [5, с. 89] с радиальными относительно оси передачи образующими рабочих поверхностей и с шагом по средней делительной окружности больше диаметра штока.Во избежание произвольного поворота зубьев-штоков в свободной от зацепления зоне и нарушения их номинального положения на свободных концах (хвостовиках) цилиндрических штоков выполнены тангенциальные лыски с буртиком (в который упирается лепесток плоской пружины, поджимающей шток к генератору), так что между лыской и торцом (концом) лепестка предусмотрен гарантированный радиальный зазор, позволяющий зубу-штоку поворачиваться на угол вероятной накопленной погрешности.Плоская лепестковая пружина по условию сборки состоит из двух или более одинаковых секторов, закрепленных на сепараторе, а количество и шаг лепестков соответствуют количеству и шагу расположения зубьев-штоков.Устройство передачи показано на фиг.1 (разрез по оси), фиг.2 (разрезы А-А и Б-Б на фиг.1) и фиг.3 (к расчету зазора для самоустановки зубьев).Оно содержит корпус 1, жесткое зубчатое колесо 2 с зубьями a, выполненное заодно с крышкой корпуса, сепаратор 3 со штоками 4, несущими зубья 5 на одном конце и имеющими лыски шириной l с буртиками - на другом, плоскую лепестковую пружину 6, генератор волн 7, соединенный с входным валом 8, и выходной вал 9, соединенный с сепаратором 3, валы 8 и 9 соосны.Передача работает так. Вращающийся генератор 7 своими кулачками нажимает на торцы штоков 4, вводя зубья 5 в зацепление с зубьями a жесткого колеса 2, преодолевая при этом сопротивление лепестков пружины 6, которые, упираясь в буртик лыски, возвращают зубья-штоки (5-4) в исходное положение после взаимного поворота жесткого колеса и сепаратора на половину шага зацепления (как в обычной торцовой волновой передаче). Входя в зацепление, зубья-штоки сепаратора самоустанавливаются по зубьям a жесткого колеса 2, поворачиваясь на угол














Формула изобретения
Торцовая передача, содержащая корпус, входной и выходной валы, генератор волн, два колеса с торцовыми зубьями, одно из которых выполнено в виде сепаратора с концентрически расположенными в нем подвижными в осевом направлении зубьями-штоками и поджимающей штоки к генератору лепестковой пружиной, отличающаяся тем, что штоки подвижных зубьев выполнены цилиндрическими с осями, пересекающими среднюю делительную окружность зацепления с возможностью поворота вокруг своих осей, зубья обоих колес передачи выполнены равновысокими с радиально расположенными образующими рабочих поверхностей, а на штоках выполнены лыски с буртиками для размещения лепестков пружины, причем между поверхностями лыски и торца лепестка предусмотрен гарантированный радиальный зазор S, определяемый по формулеS=l sin




РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3