Система электроснабжения транспортного средства
Изобретение относится к транспортному электрооборудованию. Система содержит аккумуляторную батарею из N однотипных соединенных последовательно гальванических элементов, генератор с регулируемым выходным напряжением, преобразователь напряжения и три шины для подачи электротока потребителям электроэнергии. Первая шина подключена к выводу батареи, соединенному с выходом N-го элемента, к выходу генератора и входу преобразователя напряжения. Вторая шина подключена к выходу преобразователя. Третья шина является общей и соединена с массой транспортного средства, общим выводом батареи, генератора и преобразователя. Аккумуляторная батарея имеет дополнительный третий вывод, соединенный с выходом К-го элемента батареи и со второй шиной. Преобразователь напряжения выполнен таким образом, что обеспечивает на своем выходе напряжение, равное входному напряжению, умноженному на коэффициент K/N. Изобретение позволяет создать компактную и дешевую двухуровневую систему электроснабжения транспортного средства. 2 ил.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в конструкции системы электроснабжения транспортного средства, например автомобиля.Известна двухуровневая система электроснабжения транспортного средства, см. патент US 8323608, публ. 27.11.2000 г., включающая в себя аккумуляторную батарею напряжением 36 В, составленную из двух отдельных, последовательно соединенных, аккумуляторных батарей, первая из которых является стандартной 12 В батареей, а вторая предпочтительно является электрическим конденсатором, генератор с регулируемым выходным напряжением 42 В, преобразователь напряжения, предназначенный для заряда обеих батарей, как стандартной 12 В, так и дополнительной 24 В. Система электроснабжения также включает в себя три шины для подачи электротока потребителям электроэнергии, причем первая шина предназначена для питания 42-вольтовых нагрузок, вторая - для питания 14-вольтовых нагрузок, а третья шина является общей. Общая шина питания предпочтительно соединена с массой транспортного средства, общим выводом стандартной 12 В батареи, а также с общими выводами генератора и преобразователя напряжения. Второй вывод стандартной 12 В батареи подключен ко второй шине и к первому выводу дополнительной аккумуляторной батареи, второй вывод дополнительной аккумуляторной батареи подключен к выходу генератора, первой шине и входу преобразователя напряжения, выход преобразователя подключен ко второму выводу стандартной 12 В батареи и к первому выводу дополнительной аккумуляторной батареи.Недостатком этой системы электроснабжения транспортного средства является наличие дорогостоящего, требующего дополнительного объема для размещения на борту транспортного средства дополнительного аккумулятора, другого по отношению к первому аккумулятору типа, а также сложного и, соответственно, дорогого преобразователя напряжения для заряда обеих батарей.За прототип взята двухуровневая система электроснабжения транспортного средства (см. фиг.1), содержащая две аккумуляторные батареи с напряжениями 36 В и 12 В, генератор с регулируемым выходным напряжением 42 В, а также преобразователь напряжения для заряда 12 В батареи и электроснабжения 14-вольтовых нагрузок. Система питания содержит также три шины для подачи электротока потребителям электроэнергии, причем первая шина предназначена для питания 42-вольтовых нагрузок, вторая - для питания 14-вольтовых нагрузок, а третья шина является общей. Общая шина предпочтительно соединена с массой транспортного средства, а также с первыми выводами обеих аккумуляторных батарей, генератора и преобразователя. Второй вывод первой аккумуляторной батареи (36 В), выход генератора и вход преобразователя подключены к первой шине. Второй вывод второй аккумуляторной батареи (12 В) и выход преобразователя напряжения подключены ко второй шине.Достоинством данной системы электроснабжения является более простой преобразователь напряжения, предназначенный для заряда только одной аккумуляторной батареи.Недостатком прототипа является наличие двух аккумуляторных батарей, что делает систему громоздкой и дорогой.Задачей заявляемого технического решения является создание компактной и дешевой двухуровневой системы электроснабжения транспортного средства.Указанная задача решается в заявляемой двухуровневой системе электроснабжения транспортного средства, например автомобиля, включающей в себя одну аккумуляторную батарею из N однотипных соединенных последовательно гальванических элементов, генератор с регулируемым выходным напряжением U, преобразователь напряжения и три шины для подачи электротока потребителям электроэнергии, причем первая шина подключена к выводу батареи, соединенному с выходом N-гo элемента, к выходу генератора и входу преобразователя напряжения, вторая шина подключена к выходу преобразователя, а третья шина является общей и соединена с массой транспортного средства, общим выводом батареи, генератора и преобразователя. Для компенсации импульсных перегрузок по второй шине аккумуляторная батарея имеет дополнительный третий вывод, подключенный к выходу К-го, элемента аккумуляторной батареи и соединенный со второй шиной, а преобразователь напряжения с целью обеспечения одинаковой степени заряженности гальванических элементов всей батареи выполнен таким образом, что обеспечивает на своем выходе напряжение, равное входному напряжению, умноженному на коэффициент K/N.Изобретение поясняется следующими чертежами.На фиг.1 представлена структурная схема системы электроснабжения по предложенному изобретению.На фиг.2 представлен пример реализации преобразователя напряжения.Система электроснабжения транспортного средства, например автомобиля (см. фиг.1), включает в себя в предпочтительном варианте аккумуляторную батарею 1, состоящую из N=18 гальванических элементов с выходным напряжением 2 В каждый. Батарея имеет вывод 1а с напряжением 36 В, соединенный с выходом N-гo гальванического элемента, вывод 1в с напряжением 12 В, соединенный с выходом К=6 гальванического элемента и общий вывод 1с. Система также включает в себя преобразователь 2 напряжения, имеющий вход 2а, выход 2в и общий вывод 2с. Мощность преобразователя выбирается из расчета обеспечения питания 14 В нагрузок в непрерывном режиме, без учета импульсных перегрузок. Система включает в себя генератор 3, имеющий выход 3а и общий вывод 3в. В качестве генератора 3 могут быть использованы различные типы электрических машин, например, синхронные с возбуждением от обмотки возбуждения (электромагнита) или с постоянными магнитами, имеющие также возможность работать, как в режиме генератора, так и в режиме мотора. Система электроснабжения имеет общую шину 4, первую шину 5 для питания 42-вольтовых нагрузок 6, подключенных между первой шиной 5 и общей шиной 4 и вторую шину 7 для питания 14-вольтовых нагрузок 8, подключенных между второй шиной 7 и общей шиной 4. Общий вывод 1с аккумуляторной батареи 1, общий вывод 2с преобразователя 2 напряжения и общий вывод 3в генератора 3 подключены к общей шине 4. Вывод 3а генератора 3 и вход 2а преобразователя 2 подключены к первой шине 5. Выход 2в преобразователя 2 и вывод 1в аккумуляторной батареи 1 подключены ко второй шине 7.Предлагаемая система электроснабжения работает в двух режимах в зависимости от того, вырабатывает или нет генератор 3 электрическую энергию.При неработающем генераторе 3 (двигатель транспортного средства не работает) на шине 5 присутствует напряжение U1a












Формула изобретения
Система электроснабжения транспортного средства, содержащая батарею из N однотипных соединенных последовательно гальванических элементов, генератор с регулируемым выходным напряжением, преобразователь напряжения и три шины для подачи электротока потребителям электроэнергии, причем первая шина подключена к выводу батареи, соединенному с выходом N-го элемента, к выходу генератора и входу преобразователя напряжения, вторая шина подключена к выходу преобразователя, а третья шина является общей и соединена с массой транспортного средства, общим выводом батареи, генератора и преобразователя, отличающаяся тем, что аккумуляторная батарея имеет дополнительный третий вывод, соединенный с выходом К-го элемента батареи и со второй шиной, а преобразователь напряжения выполнен таким образом, что обеспечивает на своем выходе напряжение, равное входному напряжению, умноженному на коэффициент K/N.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2