Гидроруль транспортного средства
Изобретение относится к самоходным транспортным средствам, в частности к их рулевым гидравлическим приводам. Сущность изобретения: предложен гидроруль, содержащий гидравлическое распределительное устройство, состоящее из корпуса и полого золотника вращательно-поступательного действия, полого рулевого вала, размещенного в центральном отверстии золотника и связанного с ним винтовой передачей, гидромотора с приводом от планетарного редуктора и карданного валика, соединенного с ротором гидромотора и с золотником и втулкой нулеустановителя, связанной с рулевым валом упругим элементом. Новизна изобретения состоит в оптимизации упругого центрирующего элемента, выполненного из четырех пластинчатых пружин и четырех опорных пластин квадратной формы, установленных попарно симметрично продольной оси рулевого вала с примыканием пружин и пластин в каждой паре по всей площади их квадратной поверхности и контактированием двух пар симметричных пружин между собой выпуклыми центральными частями по линии, перпендикулярной продольной оси рулевого вала в момент нейтрального положения гидроруля. Оптимизированы размеры пружин, пластин и зоны фиксации упругого элемента параллельными стенками расширенной части сквозного продольного паза втулки нулеустановителя. Пружины выполнены заневоленными, а величина осадки каждой пружины после ее установки оптимизирована. Достигаемый технический результат - повышение надежности в эксплуатации и быстродействия возврата в нейтральное положение. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к самоходным транспортным средствам и, в частности, к их рулевым приводам, а именно гидравлическим приводам, использующим текучую среду под давлением, обеспечивающим большую часть усилия, необходимого для рулевого управления транспортным средством.
Уже известен гидроруль транспортного средства, содержащий гидравлическое распределительное устройство, выполненное из корпуса и полого золотника вращательно-поступательного действия, полого рулевого вала, расположенного в центральном отверстии золотника и связанного с ним винтовой передачей, планетарного гидромотора с механизмом гидрораспределения и карданного валика, шарнирно соединенного одним концом с ротором гидромотора, а другим посредством цилиндрического пальца - с втулкой нулеустановителя и одновременно с золотником /Проспект фирмы "Zahnradfabrik Fridzichshafen AG"/ ZF-servostatz, 2/90. Недостатком известного гидроруля является его недостаточная надежность из-за интенсивного износа подвижного соединения "палец карданного валика-золотник", а также сложности механизма гидрораспределения. Известен также гидроруль транспортного средства, снабженный вторым цилиндрическим пальцем, расположенным в радиальном сквозном отверстии полого золотника и в сквозном продольном пазу втулки нулеустановителя, при атом рулевой вал выполнен, с двумя сквозными винтовыми пазами, в которых расположен второй цилиндрический палец. Кроме того, в механизме гидрораспределения каждый второй паз золотника выполнен со сквозным отверстием в центральную полость золотника. В сквозных продольных пазах рулевого вала и втулки нулеустановителя расположены изогнутые фигурные пластинчатые пружины, опертые через опорные пластины своими концами в торцы пазов рулевого вала, а своими центральными поверхностями контактирующие между собой, причем линия контакта этих пружин между собой при нейтральном положении рулевого вала ориентирована вдоль его продольной оси /Патент РФ 2096227, 1996 г., В 62 D 5/06/. Указанный известный гидроруль является сравнительно надежным, однако быстродействие возврата рулевого вала в нейтральное положение недостаточно, причем неоптимальное расположение упругого элемента относительно продольной оси рулевого вала приводит к сползанию пластинчатых пружин, заклиниванию ими золотника, мешающему возврату вала в нейтральное положение, а следовательно, возрастанию усилия на рулевом колесе при повороте и снижению надежности работы гидроруля. Среди известных гидрорулей указанный является наиболее близким к предлагаемому гидрорулю по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату, поэтому он взят за прототип. Задача изобретения состоит в повышении надежности работы гидроруля, значительном снижении усилия на рулевом колесе при повороте и повышении быстродействия при возврате в нейтральное положение. Для решения поставленной задачи с указанным техническим результатом в гидроруле транспортного средства, содержащем корпус, в центральном цилиндрическом отверстии которого, выполненном с кольцевыми канавками, размещен полый золотник вращательно-поступательного действия, снабженный кольцевыми пазами, ограниченными распределительными кромками, и размещенными с возможностью взаимодействия с канавками корпуса, сообщенными с насосом, сливным баком, исполнительным цилиндром и с центральной полостью золотника, также снабженного радиально ориентированными сквозными отверстиями; рулевое колесо и связанный с ним полый рулевой вал, соосно размещенный в центральном отверстии золотника, снабженный в своей средней части сквозным продольным пазом с параллельными стенками, выполненными с радиальными расширениями с обеих сторон паза и с опорными поясками, симметрично расположенными относительно продольной оси рулевого вала, и снабженный винтовыми сквозными пазами, размещенными между сквозным продольным пазом и торцом рулевого вала, удаленным от рулевого колеса; втулку нулеустановителя, расположенную в центральном отверстии рулевого вала и снабженную в торцевых зонах сквозными продольными пазами с параллельными стенками; планетарный редуктор и связанный с ним гидромотор, рабочие полости которого сообщены с центральной полостью золотника; карданный валик, связанный посредством первого цилиндрического пальца с ротором гидромотора и посредством второго цилиндрического пальца, установленного в винтовых пазах рулевого вала, в торцевом пазу втулки нулеустановителя и в отверстиях золотника - с втулкой нулеустановителя и одновременно с золотником; а также содержащий упругий центрирующий элемент, установленный с примыканием к опорным пояскам сквозного продольного паза рулевого вала и ограниченный стенками сквозного торцевого продольного паза во втулке нулеустановителя, и выполненный в виде изогнутых по дуге с постоянным радиусом кривизны четырех пластинчатых попарно симметрично расположенных пружин, контактирующих между собой своими выпуклыми центральными частями, и плоских опорных пластин, установленных с примыканием к торцевым частям изогнутых пластинчатых пружин, согласно изобретению упругий центрирующий элемент выполнен из четырех опорных пластин и пластинчатых пружин квадратной формы /сплошных, т. е. без прорезей/, установленных попарно симметрично продольной оси рулевого вала, с примыканием пружин в каждой паре и пластин в каждой паре по всей площади их квадратной поверхности и контактированием двух пар симметричных пружин между собой выпуклыми центральными частями по линии, перпендикулярной продольной оси рулевого вала в момент нейтрального положения гидроруля, причем длина стороны квадрата каждой пружины и пластины, измеренная в направлении вдоль продольной оси рулевого вала и в перпендикулярном этой оси, выполнена равной 0,95-0,96 внутреннего диаметра золотника в его торцевой части, толщина пластин и пружин выполнена одинаковой, при этом пружины выполнены заневоленными с модулем упругости Е, равным 2,06

Формула изобретения
1. Гидроруль транспортного средства, содержащий корпус, в центральном цилиндрическом отверстии которого, выполненном с кольцевыми канавками, размещен полый золотник вращательно-поступательного действия, снабженный кольцевыми пазами, ограниченными распределительными кромками и размещенными с возможностью взаимодействия с канавками корпуса, сообщенными с насосом, сливным баком, исполнительным цилиндром и с центральной полостью золотника, также снабженного радиально ориентированными сквозными отверстиями, рулевое колесо и связанный с ним полый рулевой вал, соосно размещенный в центральном отверстии золотника, снабженный в своей средней части сквозным продольным пазом с параллельными стенками, выполненными с радиальными расширениями с обоих сторон паза и с опорными поясками, симметрично расположенными относительно продольной оси рулевого вала, и снабженный винтовыми сквозными пазами, размещенными между сквозным продольным пазом и торцом рулевого вала, удаленным от рулевого колеса, втулку нулеустановителя, расположенную в центральном отверстии рулевого вала и снабженную в торцевых зонах сквозными продольными пазами с параллельными стенками, планетарный редуктор и связанный с ним гидромотор, рабочие полости которого сообщены с центральной полостью золотника, карданный валик, связанный посредством первого цилиндрического пальца с ротором гидромотора и посредством второго цилиндрического пальца, установленного в винтовых пазах рулевого вала, в торцевом пазу втулки нулеустановителя и в отверстиях золотника - с втулкой нулеустановителя и одновременно с золотником, а также содержащий упругий центрирующий элемент, установленный с примыканием к опорным пояскам сквозного продольного паза рулевого вала, ограниченный стенками сквозного торцевого продольного паза во втулке нулеустановителя и выполненный в виде изогнутых по дуге с постоянным радиусом кривизны четырех пластинчатых попарно симметрично расположенных пружин, контактирующих между собой своими выпуклыми центральными частями, и плоских опорных пластин, установленных с примыканием к торцевым частям изогнутых пластинчатых пружин, отличающийся тем, что упругий центрирующий элемент выполнен из четырех опорных пластин и пластинчатых пружин квадратной формы, установленных попарно симметрично относительно продольной оси рулевого вала с примыканием пружин в каждой паре и пластин в каждой паре по всей площади их квадратной поверхности и контактированием двух пар симметричных пружин между собой выпуклыми центральными частями по линии, перпендикулярной продольной оси рулевого вала в момент нейтрального положения гидроруля, причем длина стороны квадрата каждой пружины и пластины, измеренная в направлении вдоль продольной оси рулевого вала и в перпендикулярном этой оси, выполнена равной 0,95-0,96 внутреннего диаметра золотника в его торцевой части, толщина пластин и пружин выполнена одинаковой, при этом пружины выполнены заневоленными с модулем упругости Е, равным 2,06
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5