Аппаратура автоматического управления движением судна
Изобретение относится к судовождению, в частности к автоматическому управлению движением широкого класса морских и речных судов. Аппаратура автоматического управления движением судна содержит задатчик путевого угла, датчик угла перекладки руля, вычислитель, рулевой привод, опорную и вспомогательную антенну, приемник СНС, сумматор, два интегратора и дифференциатор. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение точности стабилизации судна и запаса устойчивости замкнутой системы управления. 1 ил.
Изобретение относится к судостроению и предназначено для реализации автоматического управления движением морского судна.
Известно устройство (авт. св. СССР 460535), обеспечивающее автоматическое удержание судна на заданном курсе. Стабилизация курса осуществляется по данным гирокомпаса, который является основным источником информации о направлении движения судна. Сигнал текущего курса и его производная поступают на вход вычислителя (суммирующего устройства), на вход которого поступает также сигнал с датчика угла перекладки руля. Рассматриваемый авторулевой обладает следующими недостатками: - перегружает рулевой привод при развитом морском волнении; - сигнал угла курса, вырабатываемый гирокомпасом, зашумлен и при дифференцировании не удается получить сигнал производной курса с требуемыми динамическими качествами, что исключает применение его на неустойчивых на курсе судах; - нет сигнала угла дрейфа, что приводит к параллельному уходу судна с заданного направления движения при боковом ветре или течении. Известна также "Аппаратура автоматического управления движением судна" (патент России 2144884, кл. В 63 Н 25/04), принятая нами в качестве прототипа, содержащая задатчик направления движения, датчик угла перекладки руля, выходы которых подключены к вычислителю (суммирующему усилителю). К вычислителю также подключены: - сигналы с выхода приемника спутниковой навигационной системы (СНС), путевой угол (ПУ) и боковое отклонение (У); - сигнал угла перекладки руля (



- из-за низкочастотных помех наблюдается перегрузка рулевого привода. В предложенной нами аппаратуре автоматического управления движением судна отмеченные выше недостатки устранены. Задачей, решаемой настоящим изобретением, является создание аппаратуры для автоматического управления движением судна, обеспечивающей повышенную точность стабилизации судна и требуемый запас устойчивости замкнутой системы управления ("Аппаратура. .." эффективно работает как на устойчивых на курсе судах, так и на неустойчивых на курсе морских и речных судах). Поставленная задача достигается тем, что в аппаратуру, содержащую задатчик путевого угла, датчик угла перекладки руля, рулевой привод, опорную антенну, подключенную к первому входу приемника спутниковой навигационной системы (СНС), вычислитель (состоящий из: суммирующего усилителя, двух интеграторов и дифференциатора), дополнительно введена вспомогательная антенна, подключенная к второму входу приемника СНС и, что весьма важно, существенно изменены связи с дифференциатором и другими блоками аппаратуры в соответствии с приведенной ниже функциональной схемой. Существенной новизной предлагаемого изобретения является:
- выработка текущей угловой скорости не путем дифференцирования сигнала путевого угла, а путем дифференцирования курсового угла;
- курсовой угол (

- высококачественная выработка скорости бокового сноса - угла дрейфа



где путевой угол ПУ и угол курса

- использование рассмотренной выше дополнительной и более высококачественной информации обеспечивает астатическое управление движением судна по заданному направлению с повышенной точностью;
- выработка близких к оптимальным оценок основных фазовых координат производится с использованием полной модели движения судна (последнее стало возможным благодаря введению второго интегратора в схему электронной модели движения судна и наличию высококачественного сигнала угла дрейфа). Функциональная схема предлагаемого изобретения приведена на чертеже. Аппаратура автоматического управления движением судна содержит задатчик путевого угла 1, датчик угла перекладки руля 2, вычислитель 3, рулевой привод 4, опорную антенну 5, приемник спутниковой навигационной системы (СНС) 6, сумматор 7, первый интегратор 8, дифференциатор 9, второй интегратор 10 и вспомогательную антенну 11. В качестве задатчика 1 и датчика угла перекладки руля 2 может быть использован любой аналоговый (цифровой) серийно выпускаемый преобразователь угла поворота с точностью не ниже 0,5%. В аналоговом варианте реализации аппаратуры в качестве вычислителя 3 (включающий в себя сумматор 7, два интегратора 8, 10 и дифференциатор 9) можно использовать набор интегральных микросхем типа 140-УД-6 и 140-УД-8, соединенных между собой в соответствии с чертежом. Опорная антенна 5 комплектуется вместе с приемником СНС 6 типа "Волонтер" (в нашей аппаратуре приемник дополнен вторым входом для подключения вспомогательной антенны. Приемник СНС-6 может также использоваться из аппаратуры Японской фирмы Furuno Elektric Co. LTD. "Model SC-120"). Сумматор 7 - интегральная микросхема типа 140-УД-6. Интегратор 8 - интегральная микросхема 140-УД-8. Дифференциатор 9 - интегральная микросхема типа 140-УД-6 с подключенным на вход конденсатором с малыми утечками. Вспомогательная антенна 11 может быть использована из угломерной аппаратуры типа МРК - 11 для спутниковых навигационных систем ГЛОНАС и GPS, разработки НИИ радиотехники Красноярского государственного технического университета. Возможен также вариант цифровой реализации вычислителя 3 на серийном микроконтроллере. Аппаратура работает следующим образом. Требуемое направление движения судна задается задатчиком путевого угла 1. Если это направление движения судна не совпадает с текущим направлением, то на выходе вычислителя 3 появится сигнал, приводящий к отклонению пера руля судна рулевым приводом 4, после чего начинается поворот судна к заданному направлению движения. При достижении судном заданного направления движения перо руля вернется в балансировочное положение. Рассмотрим, как формируется закон управления рулевым приводом 4. Сигнал, пропорциональный текущему направлению движения судна ПУ, вырабатывается на первом выходе приемника СНС 6 и поступает через третий вход вычислителя 3 на третий вход сумматора 7, на первый вход которого поступает сигнал с задатчика 1 - заданное направление движения судна ПУ зад. На выходе сумматора 7 при этом будет формироваться сигнал отклонения судна от заданного направления движения:





Высокую точность измерения угла поворота судна можно достичь при добавлении второй антенны - вспомогательной, размещенной также на судне с жестко фиксированным расстоянием межу двумя антеннами. Это позволит определять угол курса -








Сигнал оценки угловой скорости судна





ПУ-








d/dt





где d/dt





У - боковое отклонение судна,
К1-К5 - коэффициенты регулирования. Рассмотрим процесс выработки оптимальных (близких к оптимальным) оценки сигнала угловой скорости











Для вычисления оценок



В "аппаратуре. . . " реализация зависимости (3) осуществляется на двух интеграторах 8, 10. Сигнал угла перекладки руля поступает с датчика угла перекладки руля 2 через второй вход вычислителя 3 на первый и второй входы соответственно первого и второго интеграторов. Сигналы (K11






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к судостроению и предназначено для автоматического управления движением морского судна
Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к стабилизации корабля при возмущениях
Изобретение относится к судовождению, в частности к системам автоматического управления движением морских судов с использованием приемника спутниковой навигационной системы, датчика угловой скорости, вычислителя
Изобретение относится к судостроению и предназначено для реализации автоматического управления движением морского судна
Способ управления движущимся судном // 1625781
Изобретение относится к судовождению и касается управления движением судном
Авторулевой // 1625780
Изобретение относится к судостроению Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств
Изобретение относится к системам управления электрогидравлической рулевой машиной и решает задачу улучшения эксплуатационных возможностей путем сокращения времени поиска неисправностей
Авторулевой // 1579851
Изобретение относится к автоматическому управлению курсом судна, а именно к авторулевым, и решает задачу повышения эффективности путем уменьшения числа перекладок руля при движении судна на волнении
Авторулевой // 1533950
Изобретение относится к автоматическому управлению курсом судна и решает задачу улучшения эксплуатационных возможностей путем увеличения точности перекладки руля и устойчивости судно-авторулевой
Устройство для определения положения судна // 1532432
Изобретение относится к судостроению, а именно к устройствам для определения положения судна
Изобретение относится к судостроению и предназначено для реализации автоматического управления движением морского судна
Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления продольным движением судна
Изобретение относится к области управления движением судна при наличии (появлении) сильных возмущений (течений, ветра), в частности специальными судами, которые предназначены для движения по строго заданной траектории (относительно дна)
Система автоматического управления судном // 2248914
Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением судна как в открытых акваториях, так и в узкостях по заданному фарватеру
Авторулевой с оценкой угловой скорости // 2269451
Изобретение относится к судостроению, а именно к средствам автоматического управления движением судов
Изобретение относится к области судовождения
Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением кораблей и морских судов
Система управления движением корабля // 2305050
Изобретение относится к области судовождения, в частности к управлению движением кораблей и морских судов
Способ швартовки судна // 2330789
Изобретение относится к области судовождения, в частности к автоматическому управлению движением судна при швартовке
Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлению с выявлением встречных объектов и расхождения с ними