Аппаратура автоматического управления движением судна
Изобретение относится к судостроению и предназначено для автоматического управления движением морского судна. Аппаратура автоматического управления движением судна содержит задатчик путевого угла, датчик угла перекладки руля, приемник спутниковой навигационной системы, блок выработки сигнала угловой скорости и рулевой привод. Выходы всех четырех блоков соответственно подсоединены к четырем входам сумматора. Кроме того, аппаратура содержит блок логики, включающий два дифференциатора, две логических ячейки типа И, логическую ячейку типа ИЛИ, реле с нормально замкнутой контактной группой и восемь диодов. При срабатывании реле отключается рулевой привод. Срабатывание реле происходит при выполнении логических условий благодаря использованию двух логических ячеек И, логической ячейки ИЛИ, двух дифференциаторов и восьми диодов. Обеспечивается заданная точность стабилизации судна и снижение загрузки рулевого привода. 3 ил.
Изобретение относится к судостроению и предназначено для автоматического управления движением морского судна.
Известно устройство (А. с. СССР 460535), обеспечивающее автоматическое удержание судна на заданном курсе. Стабилизация курса осуществляется по данным гирокомпаса, который является основным источником информации о направлении движения судна. Сигнал текущего курса и его производная поступают на вход вычислителя (суммирующего устройства), на вход которого поступает также сигнал с датчика угла перекладки руля. Этот авторулевой обладает следующими недостатками: - перегружает рулевой привод при развитом морском волнении; - сигнал угла курса, вырабатываемый гирокомпасом, зашумлен и при дифференцировании не удается получить сигнал производной курса с требуемыми динамическими качествами, что исключает применение его на неустойчивых на курсе судах; - нет сигнала угла дрейфа, что приводит к параллельному уходу судна с заданного направления движения при боковом ветре или течении. Известна также "Аппаратура автоматического управления движением судна" (патент России 2144884, кл. В 63 Н 25/04), принятая нами в качестве прототипа, содержащая задатчик направления движения, датчик угла перекладки руля, выходы которых подключены к вычислителю (суммирующему усилителю). К вычислителю также подключены: - сигнал путевого угла (ПУ) с выхода приемника спутниковой навигационной системы (СНС); - сигнал угла перекладки руля (


задатчик путевого угла, датчик угла перекладки руля, рулевой привод, приемник спутниковой навигационной системы (СНС) и сумматор (вычислитель), дополнительно введен блок логики с реле, нормально-замкнутые контакты которого при срабатывании отключают рулевой привод. Срабатывание реле происходит при выполнении логических условий благодаря использованию: двух логических ячеек И, логической ячейки ИЛИ, двух дифференциаторов и восьми диодов. Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена диаграмма управляемости устойчивого и неустойчивого на курсе судна, на фиг.2 - фазовый портрет неустойчивого на курсе судна и на фиг.3 - структурная схема предлагаемой аппаратуры автоматического управления движением судна. Методические особенности решения поставленной задачи
Построение оптимальных (близких к оптимальным в смысле точности стабилизации) законов управления неустойчивыми на курсе судами
Неустойчивые на курсе суда при построении фазового портрета в координатах угол дрейфа













d/dt






логическими условиями:

Таким образом, решением поставленной задачи может быть введение в типовой закон автоматического управления движением судна по заданному направлению (1) дополнительного логического условия (2). Достоинства предложенной "Аппаратуры...":
- существенно сокращается количество перекладок руля в единицу времени,
- снижается сопротивление движению судна, а следовательно, сокращается расход топлива при выполнении рейса и время выполнения рейса. Функциональная схема "аппаратуры автоматического управления движением судна" приведена на фиг.3. и включает: задатчик ПУ 1, датчик угла перекладки руля 2, приемник СНС 3, блок выработки сигнала угловой скорости 4, сумматор 5, рулевой привод 6, блок логики 7, первый и второй дифференциаторы 8, 9, первую и вторую логические ячейки типа И 10, 11, логическую ячейку типа ИЛИ 12, реле 13, нормально-замкнутую контактную группу 14, первый-восьмой диоды 15-22, судно 23. В качестве задатчика 1 и датчика 2 угла перекладки руля может быть использован любой аналоговый (цифровой), серийно выпускаемый преобразователь угла поворота с точностью не ниже 0,5%. Приемник СНС 3, может использоваться из аппаратуры японской фирмы Furuno Elektric Co.LTD. "Model SC-120" или типа МРК-11 для спутниковых навигационных систем из угломерной аппаратуры ГЛОНАС и GPS, разработки НИИ радиотехники Красноярского государственного технического университета. Блок выработки сигнала угловой скорости 4 может быть выполнен в виде типового датчика угловой скорости с чувствительностью по угловой скорости судна не ниже 0,01 град/с. Сумматор 5 в аналоговом варианте - это усилитель типа интегральной микросхемы 140УД6. Блок логики 7 (может быть реализован в аналоговом варианте) с использованием: типовых дифференциаторов 8, 9, типовых логических ячеек И 10, 11, ИЛИ 12, электромагнитного реле 13 с нормально-замкнутой контактной группой 14 и диодов 15-22. Дифференциаторы 8, 9 - интегральные микросхемы типа 140УД8 с подключенным на вход конденсатором с малыми утечками. Возможен также цифровой вариант реализации перечисленных выше блоков на серийном микроконтроллере. Задатчик 1, датчик 2, первый выход приемника СНС 3 и блок 4 подключены к входам суммирующего усилителя 5, выход которого подключен к входу рулевого привода 6 через третий вход блока логики 7 и нормально-замкнутую контактную группу 14. Схема подключения положительных и отрицательных выводов диодов приведена на фиг. 3. "Аппаратура..." работает следующим образом. Требуемое направление движения судна задается задатчиком путевого угла 1. Если это направление движения судна не совпадает с текущим направлением, то на выходе суммирующего усилителя 5 появится сигнал, приводящий к отклонению руля судна рулевым приводом 6, после чего начинается поворот судна к заданному направлению движения. При достижении судном заданного направления движения руль вернется в балансировочное положение. Рассмотрим, как формируется закон управления (1) рулевым приводом 6. Сигнал, пропорциональный заданному направлению движения судна, ПУзад. поступает с задатчика ПУ 1 на первый вход сумматора 5, сигнал текущего путевого угла вырабатывается на первом выходе приемника СНС 3 и поступает на второй вход сумматора 5. На выходе сумматора 5 при этом будет формироваться сигнал отклонения судна от заданного направления движения:

d/dt







где d/dt




К1-К3 - коэффициенты регулирования. Для снижения загрузки рулевого привода 6 закон (1) дополняется логическим условием (2), при выполнении которого закон управления (1) отключается и руль удерживается в прежнем состоянии, пока не нарушится условие (2), после чего вновь включится закон управления рулевым приводом (1). Рассмотрим как вырабатывается условие (2) в блоке логики 7. Сигнал угловой скорости








d/dt





d/dt =0 при d/dt
>0 и d/dt
<0 и
<0 и
>0,
Отличие от первого случая в том, что срабатывает второй логический элемент И 11 (при одновременном прохождении сигналов через первый 15, четвертый 18, пятый 19 и седьмой 21 диоды), срабатывание которого через логический элемент ИЛИ 12 приводит к срабатыванию реле 13.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3