Комплекс бортового оборудования управления полётом вертолёта
Изобретение относится к бортовому оборудованию вертолета, обеспечивающему навигацию, индикацию и управление. Комплекс содержит систему датчиков параметров полета и интегрированную систему радионавигации и радиосвязи, параллельно соединенные с системой индикации и вычислителем директорного управления. Последний связан с системой индикации. В комплекс входит также автопилот, имеющий последовательные рулевые машины с ограниченным ходом. Автопилот соединен на входе с системой датчиков параметров полета и на выходе - с комбинированным агрегатом управления системы управления вертолетом. Отличие комплекса заключается в том, что в него введен вычислитель траекторного управления, входы контура прямой связи которого подключены к выходам вычислителя директорного управления и системы датчиков параметров полета, а выходы подключены к входам каналов тангажа, крена, направления и общего шага автопилота. Изобретение позволяет реализовать автоматическое траекторное управление полетом вертолета и, как следствие, повысить эффективность его использования. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области авиации, в частности к бортовому оборудованию, обеспечивающему навигацию, индикацию и управление вертолетом.
Известен комплекс бортового оборудования управления полетом вертолета МИ-172, содержащий систему датчиков параметров полета и интегрированную систему радионавигации и радиосвязи, параллельно соединенные с системой индикации и вычислителем директорного управления, который связан с системой индикации, четырехканальный автопилот, имеющий последовательные рулевые машины с ограниченным ходом, соединенный на входе с системой датчиков параметров полета и на выходе - с комбинированным агрегатом управления системы управления вертолетом. (Б. М. Валишев и С. Д. Аристов. МИ-172 - шаг в будущее. - Ж. "Вертолет", 4 (7), г.Казань, 1999). Данный аналог принят за прототип. Основным недостатком известного комплекса бортового оборудования управления полетом вертолета, принятого за прототип, является отсутствие связи директорного управления с автопилотом, не позволяющее полностью реализовать автоматическое выполнение режимов траекторного управления, с помощью которого пилот должен вручную отрабатывать команды по стрелкам директорного прибора, что, с одной стороны, намного проще, а с другой, повышает нагрузку на пилота. Другим недостатком является отсутствие во всех каналах управления триммерных электромеханизмов, так как диапазон отклонения последовательной рулевой машины автопилота около 17% является недостаточным. Основной задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение автоматического траекторного управления полетом вертолета. Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного изобретения, является обеспечение автоматического траекторного управления полетом вертолета и, как следствие, повышение эффективности использования вертолета. Указанный технический результат достигается тем, что в известном комплексе бортового оборудования управления полетом вертолета, содержащим систему датчиков параметров полета и интегрированную систему радионавигации и радиосвязи, параллельно соединенные с системой индикации и вычислителем директорного управления, последний связан с системой индикации, автопилот, имеющий последовательные рулевые машины с ограниченным ходом, соединенный на входе с системой датчиков параметров полета и на выходе - с комбинированным агрегатом управления системы управления вертолетом, согласно предложенному техническому решению в него введен вычислитель траекторного управления, входы контура прямой связи которого подключены к выходам вычислителя директорного управления и системы датчиков параметров полета, а выходы подключены к входам каналов тангажа, крена, направления и общего шага автопилота; в него введены триммерные электромеханизмы, кинематически соединенные с системой управления вертолетом, а входы подключены к выходам контура автотриммирования вычислителя траекторного управления, входы которого подключены к выходам датчиков обратной связи рулевых машин, а выходы - к триммерным электромеханизмам тангажа, крена, направления и общего шага. Приведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного комплекса бортового оборудования управления полетом вертолета, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна". Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень". На представленном чертеже показана блок-схема комплекса бортового оборудования управления полетом вертолета. Комплекс бортового оборудования управления полетом вертолета содержит систему датчиков параметров полета 1 и интегрированную систему радионавигации и радиосвязи 2, параллельно соединенные с системой индикации 3 и вычислителем директорного управления 4, последний связан с системой индикации 3, автопилот 5, имеющий последовательные рулевые машины с ограниченным ходом, соединенный на входе с системой датчиков параметров полета 1 и на выходе - с комбинированным агрегатом управления 6 системы управления 7 вертолетом, вычислитель траекторного управления 8, входы контура прямой связи которого подключены к выходам вычислителя директорного управления 4 и системы датчиков параметров полета 1, а выходы подключены к входам каналов тангажа, крена, направления и общего шага автопилота 5, триммерные электромеханизмы 9, кинематически соединенные с системой управления 7, а входы подключены к выходам контура автотриммирования вычислителя траекторного управления 8, входы которого подключены к выходам датчиков обратной связи рулевых машин автопилота 5, а выходы - к триммерным электромеханизмам 9 тангажа, крена, направления и общего шага. Вычислитель траекторного управления 8 в каналах тангажа, крена, направления и общего шага имеет два контура и осуществляет функции: - связь вычислителя директорного управления 4 с автопилотом 5 - контур прямой связи, - управление триммерными электромеханизмами 9, установленными в каждом канале системы управления 7 вертолетом для расширения диапазонов отклонения органов управления по сигналам автопилота 5 - контур автотриммирования, - обеспечивает в канале направления при Vпp
Формула изобретения
1. Комплекс бортового оборудования полетом вертолета, содержащий систему датчиков параметров полета и интегрированную систему радионавигации и радиосвязи, параллельно соединенные с системой индикации и вычислителем директорного управления, последний связан с системой индикации, автопилот, имеющий последовательные рулевые машины с ограниченным ходом, соединенный на входе с системой датчиков параметров полета и на выходе - с комбинированным агрегатом управления системы управления вертолетом, отличающийся тем, что в него введен вычислитель траекторного управления, входы контура прямой связи которого подключены к выходам вычислителя директорного управления и системы датчиков параметров полета, а выходы подключены к входам каналов тангажа, крена, направления и общего шага автопилота.2. Комплекс бортового оборудования управления полетом вертолета по п.1, отличающийся тем, что в него введены триммерные электромеханизмы тангажа, крена, направления и общего шага, кинематически соединенные с системой управления вертолетом, а входами подключенные к выходам контура автотриммирования вычислителя траекторного управления, входы которого подключены к выходам датчиков обратной связи рулевых машин.РИСУНКИ
Рисунок 1