Роторный водометный движитель
Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства. Движитель содержит водопроточный канал, имеющий форму плоской щели, всасывающую и нагнетающую полости, две поперечные симметрично расположенные цилиндрические ниши, в каждой из которых установлены роторы, вращающиеся вокруг собственных осей. Роторы имеют по два равных и симметрично расположенных зуба, профили которых образованы участками цилиндрических кривых. Разделение всасывающей и нагнетающей полостей водопроточного канала обеспечено расстоянием между осями вращения роторов и профилями зубьев. Причем ширина на выходе водопроточного канала равна 0,2-0,4 расстояния между осями вращения роторов. Изобретение позволяет повысить КПД движителя. 2 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к движителям транспортных средств: подводных и надводных судов, а также может использоваться в качестве подруливающего устройства, позволяющего повысить КПД движителя при создании движущей силы на транспортном средстве.
Известен роторный насос (см. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике, т. VI, VII, М., "Наука", 1981 г., стр.537, рис.4094), который использован в качестве роторного водометного движителя, содержащий водопроточный канал, имеющий форму плоской щели и всасывающую и нагнетающую полости, две симметрично расположенные цилиндрические ниши поперечно в каждой из стенок водопроточного канала и роторы, вращающиеся вокруг собственных осей, установленные в каждой цилиндрической нише и имеющие по два равных и симметрично расположенных зуба, профили которых образованы участками цилиндрических кривых, причем расстоянием между осями вращения роторов и профилями зубьев обеспечено разделение всасывающей и нагнетающей полостей водопроточного канала. Это устройство принято в качестве прототипа. Как следует из описания к устройству-прототипу, при вращении роторов жидкость непрерывно перемещается в водопроточном канале. Разделение всасывающей и нагнетающей полостей обеспечивается расстоянием между осями вращения роторов и цилиндрическими профилями зубьев роторов. Привод роторов осуществляется двумя равными зубчатыми колесами, жестко связанными с роторами, обеспечивая синхронность вращения роторов. Целью предлагаемого изобретения является повышение КПД движителя при создании движущей силы на транспортном средстве путем выполнения ширины водопроточного канала на выходе, равной 0,2-0,4 расстояния между осями вращения роторов. Цель достигается тем, что в роторном водометном движителе, содержащем водопроточный канал, имеющий форму плоской щели и всасывающую и нагнетающую полости, две симметрично расположенные цилиндрические ниши поперечно в каждой из стенок водопроточного канала и роторы, вращающиеся вокруг собственных осей, установленные в каждой цилиндрической нише и имеющие по два равных и симметрично расположенных зуба, профили которых образованы участками цилиндрических кривых, причем расстоянием между осями вращения роторов и профилями зубьев обеспечено разделение всасывающей и нагнетающей полостей водопроточного канала, согласно предлагаемому техническому решению, ширина на выходе водопроточного канала равна 0,2-0,4 расстояния между осями вращения роторов. Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где: фиг.1 - продольный разрез роторного водометного движителя; фиг.2 - вариант роторного водометного движителя, используемый в качестве подруливающего устройства. Роторный водометный движитель содержит водопроточный канал 1, имеющий форму плоской щели и всасывающую и нагнетающую полости (фиг.1 и 2). В каждой из стенок канала 1 выполнены поперечно симметрично расположенные цилиндрические ниши 2. В канале 1 и нишах 2 установлены роторы 3, вращающиеся вокруг собственных осей. Каждый ротор 3 имеет два равных и симметрично расположенных зуба 4. Профиль каждого зуба 4 образован участками цилиндрических кривых. Роторы 3 с зубьями 4 установлены перекрывающими водопроточный канал 1, делящими канал 1 на всасывающую и нагнетающую полости. При вращении роторов 3 периферийные поверхности зубьев 4 образуют ометаемые поверхности 5 (штриховые линии на фиг. 1). Каждая ометаемая поверхность 5 эквидистантна стенке своей ниши 2 и имеет с ней минимальный технологический зазор 5. Роторы 3 между осями вращения имеют расстояние Н. Водопроточный канал 1 на выходе имеет ширину h. На фиг.1 показана принципиальная схема устройства, встроенного в профилированную насадку 6, которое создает движущую силу на транспортном средстве. На фиг.2 показан вариант роторного водометного движителя, используемого в качестве подруливающего устройства, встроенного в корпус 7 транспортного средства. Стрелками V показано направление потока внутри водопроточного канала 1, а стрелками




Формула изобретения
Роторный водометный движитель, содержащий водопроточный канал, имеющий форму плоской щели и всасывающую и нагнетающую полости, две симметрично расположенные цилиндрические ниши поперечно в каждой из стенок водопроточного канала и роторы, вращающиеся вокруг собственных осей, установленные в каждой цилиндрической нише и имеющие по два равных и симметрично расположенных зуба, профили которых образованы участками цилиндрических кривых, причем расстоянием между осями вращения роторов и профилями зубьев обеспечено разделение всасывающей и нагнетающей полостей водопроточного канала, отличающийся тем, что ширина на выходе водопроточного канала равна 0,2-0,4 расстояния между осями вращения роторов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2