Водометный движитель
Изобретение относится к судостроению и касается вопроса создания движителей скоростных судов. Водометный движитель содержит водовод, размещенное внутри водовода и установленное на валу с кронштейном рабочее колесо. Хвостовая часть водовода выполнена в виде профилированной кольцевой насадки и вместе с рабочим колесом размещена за транцем судна так, что нижний ее край выступает под днище судна. Внутренняя поверхность насадки выполнена в виде двух круглых цилиндрических поверхностей, пересекающихся перед рабочим колесом. Ось носового цилиндра образует с основной плоскостью судна угол, равный -3...+1o. Ось кормового цилиндра совпадает с осью вала рабочего колеса. Боковая поверхность водовода вверх по потоку от насадки сформирована в виде продолжения цилиндрической поверхности носовой части насадки, а верхний свод водовода имеет криволинейную вдоль продольной оси носового цилиндра насадки поверхность, которая в каждом сечении проходит по линии хорды сегмента окружности поперечного сечения цилиндра. Достигается улучшение пропульсивных характеристик движителя на всех режимах эксплуатации судна. 3 ил.
Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания водометных движителей скоростных судов. Как известно, на скоростных судах в качестве движителей используются гребные винты и осевые водометные движители. Эти движители имеют существенные недостатки. КПД гребных винтов при больших скоростях хода существенно уменьшается. Осевые водометные движители имеют большой вес, а их характеристики нестабильны при попадании воздуха к рабочему колесу.
Известен водометный движитель по патенту РФ N 2096258, В 63 H 11/08, принятый за прототип, который содержит водовод, установленное внутри водовода на валу с кронштейном рабочее колесо, выходящие кромки лопастей которого расположены в плоскости среза водовода, совпадающей с плоскостью транца судна. В торце выходного среза водовода образована кольцевая канавка, соединенная с атмосферным воздухом, например, трубопроводом. Форма сечений лопастей рабочего колеса движителя-прототипа выбрана клиновой со ступенчатым выступом на выходящей кромке со стороны нагнетающей поверхности каждой лопасти. Этот движитель предусматривает отрывное обтекание лопастей рабочего колеса за счет попадания к ним атмосферного воздуха и возникновения на них воздушных каверн, которые позволяют за счет уменьшения профильных потерь достичь высокого КПД и исключить возможность изменения режима работы движителя при попадании в его гидравлическое сечение дополнительного количества воздуха, т.е. обеспечить стабильность его работы. Однако такая конструкция движителя, предусматривающая размещение всего движительного комплекса в корпусе судна, является сложной, а ее реализация трудоемкой. При этом вследствие того, что выходное сечение водовода с рабочим колесом расположено не ниже плоскости днища судна, на режимах полного хода появляются дополнительные гидравлические потери в водозаборнике, снижающие пропульсивные качества судна, а на режимах разгона из-за небольшого погружения оси рабочего колеса тяговые характеристики водометного движителя могут оказаться недостаточными для преодоления горба кривой сопротивления судна. Клиновая форма сечений лопастей рабочего колеса с тупой задней кромкой существенно снижает тягу движителя на заднем ходу. Задачей заявляемого изобретения является достижение технического результата, заключающегося в упрощении конструкции движителя и улучшении его пропульсивных характеристик на всех режимах эксплуатации судна, включая задний ход. Для этого в известном водометном движителе хвостовая часть водовода выполнена в виде профилированной кольцевой насадки и вместе с рабочим колесом, установленным на валу с кронштейном внутри насадки, перемещена за транец судна, прикреплена к нему и смещена вниз по транцу судна так, что нижний ее край выступает под днище судна. Внутренняя поверхность насадки выполнена в виде двух следующих друг за другом круглых цилиндрических поверхностей, пересекающихся перед рабочим колесом, с осями, ориентированными под углом друг к другу, причем ось носового цилиндра составляет с основной плоскостью судна угол, равный -3...+1 градусам, а ось кормового цилиндра совпадает с осью вала рабочего колеса. Боковая поверхность водовода вверх по потоку от насадки сформирована в виде продолжения цилиндрической поверхности носовой части насадки, а верхний свод водовода имеет криволинейную вдоль продольной оси носового цилиндра насадки поверхность, которая в каждом сечении проходит по линии хорды сегмента окружности поперечного сечения цилиндра, причем на входном сечении водовода линия указанной поверхности совпадает с плоскостью поверхности днища судна, имея в этом месте наибольшее значение по ширине, и уменьшается в направлении к насадке, исчезая у ее входного сечения. Форма сечений лопастей рабочего колеса выполнена с утолщением в направлении выходящей кромки лопасти, которая сзади имеет закругление. Исполнение хвостовой части водовода в виде кольцевой профилированной насадки с установленным на валу с кронштейном рабочим колесом и ее крепление к транцу судна, а также выполнение внутренней поверхности насадки в виде двух пересекающихся перед рабочим колесом цилиндрических поверхностей, одна из которых (носовая) одновременно является продолжением боковой поверхности водовода, расположенного перед насадкой в днище судна, с верхним сводом этой части водовода, имеющим криволинейную вдоль продольной оси поверхность, существенно упрощает конструкцию водометного движительного комплекса и технологию его изготовления, не требующую обеспечения двойной кривизны внутренней поверхности водовода. Перемещение насадки водовода за транец судна обеспечит гарантированное поступление атмосферного воздуха к выходящим кромкам лопастей рабочих колес, необходимого для их вентиляции. В связи с этим отпадает потребность в изготовлении в торце водовода кольцевой канавки, что также упрощает конструкцию водометного движителя. Форма сечений лопастей рабочих колес в этом случае принимается с утолщением в направлении к закругленной выходящей кромке, что приводит к улучшению условий вентиляции лопастей атмосферным воздухом, засасываемым с плоскости среза насадки, и к улучшению обтекания лопастей при реверсе и, следовательно, к увеличению тяги движителя на заднем ходу судна. Смещение насадки водовода с рабочим колесом по транцу судна частично ниже основной плоскости днища судна позволяет повысить КПД движителя на расчетных режимах вследствие уменьшения гидравлических потерь за счет выравнивания потока вдоль продольной оси водовода и снижения неравномерности в диске рабочего колеса. Кроме этого, в предложенной конструкции водометного движителя за счет смещения насадки вниз на режимах разгона возрастает и величина погружения оси рабочего колеса, что из-за влияния сил тяжести приводит к уменьшению попутного потока, а следовательно, к росту разгонных тяговых характеристик водометного движителя, играющих для вентилируемого водометного движителя существенную роль. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан предлагаемый движитель, на фиг. 2 - поперечное сечение водовода перед насадкой и на фиг. 3 - профиль рабочего колеса и направление его обтекания на заднем ходу. Хвостовая часть водовода 1 имеет кольцевую профилированную насадку 2, установленную за корпусом судна 3 (фиг. 1). На валу 4 с помощью кронштейна 5 установлено рабочее колесо 6. Выходящие кромки 7 лопастей 8 рабочего колеса 6 расположены в плоскости среза 9 насадки 2. Форма сечений лопастей рабочего колеса 6 выполнена с утолщением в направлении выходящей кромки 7, лопасти 8 имеют на задней кромке закругление (фиг. 3). Внутренняя часть насадки 2 сформирована с помощью круглых цилиндрических поверхностей - носовой 10 с геометрической осью 11, направленной под углом
Формула изобретения
Водометный движитель судна, содержащий водовод, размещенное внутри водовода и установленное на валу с помощью кронштейна рабочее колесо, выходящие кромки лопастей которого расположены в плоскости заднего среза водовода, отличающийся тем, что хвостовая часть водовода выполнена в виде профилированной кольцевой насадки и вместе с рабочим колесом размещена за транцем судна, прикреплена к нему и смещена вниз по транцу судна так, что нижний ее край выступает под днище судна, а внутренняя поверхность насадки выполнена в виде двух следующих одна за другой круглых цилиндрических поверхностей, пересекающихся перед рабочим колесом, с осями, ориентированными под углом друг к другу, причем ось носового цилиндра составляет с основной плоскостью судна угол, равный -3 ... +1o, а ось кормового цилиндра совпадает с осью вала рабочего колеса, при этом боковая поверхность водовода вверх по потоку от насадки сформирована в виде продолжения цилиндрической поверхности носовой части насадки, а верхний свод водовода имеет криволинейную вдоль продольной оси носового цилиндра насадки поверхность, которая в каждом сечении проходит по линии хорды сегмента окружности поперечного сечения цилиндра, причем на входном сечении водовода линия указанной поверхности совпадает с плоскостью поверхности днища судна, имея в этом месте наибольшее значение по ширине, и уменьшается в направлении к насадке, исчезая у ее входного сечения, при этом форма сечений лопастей рабочего колеса выполнена с утолщением в направлении выходящей кромки лопасти, которая сзади имеет закругление.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3