Уплотнение вала турбокомпрессора
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в турбомашинах различного назначения для уплотнения вращающихся валов. Уплотнение вала турбокомпрессора содержит установленное в корпусе упорное кольцо с нажимным устройством и упорное кольцо, установленное на валу, а на торцевой поверхности одного из колец имеется уплотнительный поясок и напорный участок, на котором выполнены спиральные канавки, причем угловой шаг между ними больше угла открытия спиральных канавок. По меньшей мере часть спиральных канавок сгруппированы в равномерно расположенные по окружности одинаковые группы, число которых не меньше трех. Угловой шаг между соседними спиральными канавками в группе может быть одинаковым или увеличиваться (уменьшаться) по направлению вращения вала, в результате чего на участках с меньшим угловым шагом между спиральными канавками обеспечивается более высокое давление газа, что способствует образованию окружной волнообразной микродеформации более податливого уплотнительного кольца. При этом в уплотнительном зазоре дополнительно образуются несколько микроклиньев рабочей среды, что обеспечивает устойчивую работу уплотнения в широком диапазоне частот вращения и раскрытие уплотнительного зазора при малых частотах вращения вала турбокомпрессора. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в турбомашинах различного назначения для уплотнения вращающихся валов.
Известна конструкция самоустанавливающегося торцового уплотнения со спиральными канавками, содержащая установленное в корпусе упорное кольцо с нажимными пружинами и на валу опорное кольцо, торцовая поверхность которого имеет уплотнительный и напорный участки, причем на последнем выполнены спиральные канавки, направленные против вращения вала [1]. Недостатком такой конструкции уплотнения вала является неустойчивость слоя газовой смазки в уплотнительном зазоре между уплотнительными кольцами из-за возникновения обратных течений (кольцевых вихрей) в спиральных канавках и на гладких участках между ними, что вызывает неустойчивость уплотнительных колец. Это приводит к снижению надежности работы уплотнения в целом. Наиболее близкой по назначению, технической сущности и достигаемому результату является конструкция уплотнения вала, принятая в качестве прототипа и содержащая установленное в корпусе упорное кольцо с нажимными пружинами и на валу опорное кольцо, торцовая поверхность которого имеет уплотнительный и напорный участки, причем на последнем выполнены спиральные канавки, соединенные прерывистым кольцевым коллектором в группы, с равным количеством канавок [2]. Однако при этом, из-за перетока газа с предыдущих спиральных канавок в последующие, происходит снижение суммарной напорности самих спиральных канавок и, как следствие, снижение надежности уплотнения в целом. В основу изобретения уплотнение вала турбомашины поставлена задача повысить надежность и расширить область применения уплотнения путем сведения спиральных канавок в равномерно расположенные по окружности группы, что обеспечит повышение несущей способности напорного участка при сохранении той же суммарной напорности. Поставленная задача достигается тем, что в известной конструкции уплотнения вала турбокомпрессора, содержащей установленные в корпусе упорное кольцо с нажимным устройством и опорное кольцо, установленное на валу, а на торцовой поверхности одного из колец имеется уплотнительный поясок и напорный участок, на котором выполнены спиральные канавки, причем угловой шаг между ними больше угла открытия спиральных канавок, согласно изобретению по меньшей мере часть спиральных канавок сгруппирована в равномерно расположенные по окружности группы, причем число групп не меньше трех, а угловой шаг между соседними спиральными канавками в группе может быть одинаков или монотонно увеличиваться или уменьшаться по направлению вращения вала турбокомпрессора. Таким образом, уплотнение вала турбокомпрессора обладает следующими существенными отличительными признаками: - выполнение по меньшей мере части спиральных канавок сгруппированными в равномерно расположенные, по окружности группы позволит обеспечить более высокое давление газа на этих участках, что способствует образованию окружной волнообразной деформации более податливого уплотнительного кольца, при этом в уплотнительном зазоре дополнительно образуются несколько микроклиньев рабочей среды, обеспечивая устойчивую работу уплотнения в широком диапазоне частот вращения, а также, как следствие, раскрытию уплотнительного зазора при малых частотах вращения вала турбокомпрессора; - выполнение по меньшей мере трех равномерно расположенных по окружности групп спиральных канавок способствует динамической устойчивости уплотнительных колец в широком диапазоне окружных скоростей, так как при этом обеспечивается плоскопараллельность уплотнительного зазора, т. е. будут исключены угловые колебания вращающегося кольца; - выполнение спиральных канавок в группах с уменьшающимся или увеличивающимся угловым шагом достигают требуемой микродеформации колец различной прочности. Все это позволяет повысить надежность и экономичность уплотнения в целом за счет обеспечения динамической устойчивости уплотнительных колец и обеспечения требуемого уплотнительного зазора в широком диапазоне частот вращения вала турбокомпрессора. Заявляемая конструкция уплотнения вала турбокомпрессора с указанной совокупностью признаков обеспечивает повышение надежности и уплотняющей способности уплотнительного узла за счет повышения динамической устойчивости уплотнительных колец, а также поддержания расчетной величины уплотнительного зазора в широком диапазоне частот вращения вала турбокомпрессора и может быть применена в качестве концевых уплотнений на центробежных компрессорах, перекачивающих различные газовые среды, в химической, газовой и других областях промышленности. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез уплотнительного узла, а на фиг.2, 3 и 4 - различные варианты выполнения спиральных канавок, сгруппированных в равномерно расположенные по окружности группы. Уплотнение вала турбокомпрессора (фиг.1) содержит установленное в корпусе 1 упорное кольцо 2 с нажимным устройством 3 и установленное на валу 4 опорное кольцо 5, на торцовой поверхности которого имеется уплотнительный поясок 6 и напорный участок 7. На напорном участке выполнены спиральные канавки 8, отделенные друг от друга перемычками 9, а от полости низкого давления уплотнительным пояском 6. По меньшей мере часть из канавок 8 сгруппирована в равномерно расположенные по окружности группы 10, причем число групп не меньше трех (фиг.2...4). При этом угловой шаг







Формула изобретения
1. Уплотнение вала турбокомпрессора, содержащее установленное в корпусе упорное кольцо с нажимным устройством и опорное кольцо, установленное на валу, а на торцовой поверхности одного из колец имеется уплотнительный поясок и напорный участок, на котором выполнены спиральные канавки, причем угловой шаг между ними больше угла открытия спиральных канавок, отличающееся тем, что, по меньшей мере, часть спиральных канавок сгруппированы в равномерно расположенные по окружности одинаковые группы, причем число групп не меньше трех.2. Уплотнение по п.1, отличающееся тем, что угловой шаг между соседними спиральными канавками в группе увеличивается или уменьшается по направлению вращения вала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 11.08.2006
Извещение опубликовано: 27.07.2007 БИ: 21/2007