Способ разрушения ледяного покрова
Изобретение относится к средствам, обеспечивающим навигацию в замерзающих бассейнах. При движении судна 2 подо льдом 1 с резонансной скоростью возбуждают изгибно-гравитационные волны 3, из носовой части судна 2 под лед подают воздух, формируя воздушную полость 6, затем судно 2 тормозят. Попутный поток 4, продолжая по инерции движение, встретит на своем пути препятствие в виде остановившегося судна 2, что приведет к появлению области повышенного давления 7. При соударении масс воды 8 со льдом 1, действии на лед повышенного давления, возникшего в области 7, произойдут гидроудары, которые вызовут во льду 1 волны вспучивания 9. Изобретение позволяет повысить эффективность воздействия на ледяной покров. 1 ил.
Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным способом при всплытии в сплошном льду.
Уровень техники известен из способа разрушения ледяного покрова резонансными изгибно-гравитационными волнами (ИГВ), возбуждаемыми подводным судном при его движении и создании гидравлического удара по льду снизу посредством торможения подводного судна с одновременной подачей под лед в район вершины первого судна гребня волн (RU 2161578 C1, 07.02.2000). Недостатком способа является его ограниченная ледоразрушающая способность, т.е. недостаточная амплитуда возбуждаемых ИГВ. Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ. Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в повышении эффективности разрушения льда подводным судном. Существенные признаки, характеризующие изобретение. Ограничительные: ледяной покров разрушается подводным судном путем возбуждения во льду резонансных ИГВ, при его движении и создании гидравлического удара по льду снизу посредством торможения подводного судна и подачи воздуха под лед. Отличительные: перед торможением под лед подают воздух из носовой части судна. Известно (Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988 г. - 288 с.), что при движении тела в жидкости за ним вследствие вязкостных свойств жидкости и из-за отрыва пограничного слоя образуется попутный поток, т.е. струя поступательно движущейся за телом жидкости. Скорость в этом потоке в районе кормовой оконечности тела примерно равна скорости тела. Если тело, т.е. подводное судно, резко затормозить, то попутный поток, продолжая свое поступательное движение по инерции, встретит на своем пути препятствие в виде остановившегося судна. Это приведет к скачкообразному уменьшению скорости попутного потока и, как известно из курса гидравлики (Башта Т. М. и др. Гидравлика, гидромашины и гидропроводы. М.: Машиностроение, 1982. - 424 с.), к гидроудару, т.е. резкому повышению давления в районе кормы судна. Наложение этого давления на давление на нижнюю поверхность ледяного покрова от волновых колебаний воды приведет к увеличению деформаций льда, т.е. амплитуды ИГВ. Если перед торможением судна под лед подать воздух из носовой части судна, т.е. в район, где только начинают формироваться ИГВ и ледяная поверхность еще несдеформирована (В.М.Козин, А.В.Онищук. Модельные исследования волнообразования в сплошном ледяном покрове от движения подводного судна. - ПМТФ, Новосибирск: ВО Наука, 1994. - 2. - С. 78-81), то воздух начнет распространяется подо льдом на площади, протяженность которой в направлении движения судна будет превышать длину ИГВ. По мере развития ИГВ в направлении к корме судна воздух начинает концентрироваться под вершинами ИГВ, что при определенном расходе вызовет формирование воздушных полостей под несколькими вершинами ИГВ одновременно. Благодаря высокой сжимаемости воздуха по отношению к сжимаемости воды вода из области повышенного давления, возникшей в корме при торможении судна, устремится в направлении наименьшего гидравлического сопротивления, т.е. в области воздушных полостей. Получив в результате этого дополнительную определенную скорость, массы воды вытеснят воздух и мгновенно остановятся при соударении с нижней поверхностью льда. Таким образом, произойдет концентрация потенциальной энергии давления и кинетической энергии воды при гидроударе под вершинами ИГВ, где сформировались воздушные полости. В результате ледоразрушающая способность судна возрастает, т.к. гидроудары будут воспринимать несколько вершин ИГВ одновременно, что увеличит кривизну льда. Способ осуществляется следующим образом. Под ледяным покровом на заданном заглублении начинают перемещать подводное судно со скоростью

Формула изобретения
Способ разрушения ледяного покрова подводным судном путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, создания гидравлического удара по льду снизу посредством торможения подводного судна и подачи под лед воздуха, отличающийся тем, что перед торможением под лед подают воздух из носовой части судна.РИСУНКИ
Рисунок 1