Способ прохождения относительно широкого судна через ледовое поле, ледокол
Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции ледокола, обеспечивающего осуществление способа прохождения относительно широкого судна через ледовое поле. Относительно широкому судну оказывается содействие в прохождении через ледовое поле ледоколом, имеющим относительно узкий корпус. Ледокол включает две управляемые двигательные установки на противоположных концах корпуса соответственно. Двигательные установки используются для приведения ледокола в движение через ледовое поле в нужном направлении под существенным углом к его линии киля, благодаря чему за один проход ледокола вскрывается канал, имеющий существенно большую ширину, чем ширина по ватерлинии ледокола. Достигается повышение эффективности и экономичности содействия очень широкому судну проходить через ледовое поле с использованием одного ледокола. 2 с. и 13 з.п.ф-лы, 4 ил.
Это изобретение относится к способу дробления льда для вскрытия прохода через ледовое поле и к ледоколу для осуществления способа.
Ледокол предназначен для содействия судам во время зимней навигации. Такое содействие включает вскрытие или поддержание проходов через ледяные поля. Таким образом, ледокол обычно предназначен для использования в характерных условиях зимней навигации. Например, для Финского залива типичным является то, что количество судов, требующих содействия, велико, и расстояние, в пределах которого требуется содействие, относительно мало. Размеры судов, которым требуется содействие, в значительной степени варьируются, что определяет особые требования по ширине канала, создаваемого ледоколом. Ширина судна, которому оказывается содействие в Финском заливе, как правило, лежит в пределах от 10 до 40 м. Обычный ледокол не может эффективно содействовать судну, ширина которого превышает ширину ледокола. С другой стороны, относительно редкими являются случаи, когда содействие требуется очень широким судам, и было бы непрактично с экономической точки зрения строить, например, ледокол шириной 40 м только для нескольких случаев, когда требуется такой широкий ледокол. До сих пор было обычной практикой содействовать широкому судну с использованием одного ледокола для вскрытия широкого прохода движением вперед и назад или с использованием двух ледоколов одновременно и совместно для вскрытия широкого прохода. Указанный первый способ медленный и довольно неэффективный, в особенности, если ледовое поле дрейфует. Второй способ требует двух ледоколов, что ослабляет возможности ледокольного флота оказывать содействие судам в других местах. В соответствии с Патентом США 5218917 направление движения ледокола в условиях тяжелых льдов может отличаться от направления его движения в открытом море и в условиях тонкого льда. Целью настоящего изобретения является решение проблемы эффективного и экономичного содействия очень широкому судну на ледовом поле с использованием лишь одного ледокола. Ледокол для осуществления способа в соответствии с изобретением может направляться по ледовому полю полностью или частично боком. Путем ориентации линии киля ледокола под необходимым углом к направлению движения ледокола становится возможным использование ледокола для вскрытия канала, ширина которого может быть в значительной степени шире ширины ледокола на уровне ватерлинии и в крайних случаях равна длине ледокола на уровне ватерлинии. Термин "направление линии киля", используемый в этом описании, означает направление движения ледокола, когда ледокол движется в открытом море или во льдах так, что на него воздействует минимальное сопротивление движению. Каждый конец корпуса ледокола согласно изобретению снабжен, по меньшей мере, одной управляемой двигательной установкой. Термин "управляемая двигательная установка" означает двигательную установку, направление тяги которой может легко выбираться. Наиболее общей и пригодной для ледоколов двигательной установкой, имеющей эту характеристику, является так называемая рулевая двигательная установка, то есть двигательная установка, которая может поворачиваться вокруг, по существу, вертикальной оси так, что направление движения может изменяться путем поворота двигательной установки. Такое устройство было описано, например, в Патенте США 5403216. Достаточная эффективность не всегда достигается при помощи одной управляемой двигательной установки на каждом конце корпуса. Таким образом, предпочтительно, чтобы ледокол снабжался, по меньшей мере, тремя управляемыми двигательными установками, две из которых находятся на конце ледокола, который является передним по направлению движения в тяжелых ледовых условиях. Для обеспечения требуемого управления ледоколом согласно настоящему изобретению в особенности важно то, чтобы распределение мощности между различными двигательными установками могло варьироваться, предпочтительно, непрерывно, в зависимости от ситуации. Таким образом, мощность силовой установки ледокола может всегда распределяться необходимым образом между отдельными двигательными установками в соответствии с потребностью так, что путем управления распределением мощности можно оказывать влияние на направление движения и угловое смещение между направлением линии киля и направлением движения. В ледоколе с суммарной мощностью силовой установки Р и количеством двигательных установок n применение двигательных установок предпочтительно оптимизируется так, что каждая двигательная установка устроена так, что она может, если необходимо, принимать и работать с уровнем мощности, по существу, большим, чем Р/n, предпочтительно, около 1,5 P/n, тогда как остальные двигательные установки принимают и работают с уровнем мощности, меньшим, чем P/n. Предпочтительно, чтобы, если управляемая двигательная установка имеет гребной винт в качестве двигательного элемента, двигательная установка имела такое устройство, в котором винт действует как тянущий винт, то есть винт находится на переднем конце двигательной установки по направлению движения ледокола. В этом случае винт способен разрушать ледяные барьерные образования и другие ледяные препятствия на уровне заглубления винта. В соответствии с предпочтительным вариантом воплощения изобретения корпус ледокола симметричен и имеет такую конструкцию, что в ледокольном районе, который расположен между уровнем, приближенным к ватерлинии, и уровнем, составляющим приблизительно половину осадки ледокола, каждый борт имеет уклон наружу и вверх, посредством чего оба борта ледокола пригодны для дробления льда в боковом направлении. В случае с симметричным корпусом с преимущественными для ледокольного действия углами каждого борта при облическом или боковом движении ледокола ледокол должен быть достаточно большим для того, чтобы подводная часть корпуса обеспечивала достаточную подъемную силу. Согласно другому предпочтительному варианту воплощения изобретения корпус ледокола асимметричен и так устроен, что один борт корпуса имеет более преимущественную для дробления льда конфигурацию, чем противоположный борт. Это обеспечивает получение преимущественных для дробления льда углов наклона одного борта корпуса при непрямом или боковом движении ледокола, тогда как другой борт корпуса может иметь конфигурацию, обеспечивающую достаточную подъемную силу для компенсации уменьшенной плавучести ледокольного борта. Также предпочтительно придать корпусу ледокола такую конфигурацию, чтобы управляемые двигательные установки могли размещаться на обоих концах корпуса на таком уровне, чтобы они, по меньшей мере, не выступали ниже нижней части корпуса. Таким образом, например, швартовка ледокола существенно облегчается, и опасность очень серьезных повреждений при посадке на мель уменьшена. Изобретение также относится к ледоколу, который пригоден для вскрытия прохода в ледовом поле для широкого судна, причем ширина корпуса ледокола на уровне ватерлинии меньше, чем ширина широкого судна на уровне ватерлинии. Изобретение описано ниже на примере со ссылками на прилагаемые схематические чертежи, на которых: фиг. 1 изображает вид из-под воды ледокола, применяемого для осуществления способа, соответствующего изобретению, фиг. 2 изображает торцевой вид асимметричного ледокола, соответствующего изобретению, фиг. 3 изображает торцевой вид симметричного ледокола, соответствующего изобретению, фиг. 4 изображает вид сбоку симметричного ледокола, соответствующего изобретению. Фиг. 1 изображает сплошное ледовое поле 30, через которое ледокол 10 вскрывает проход или канал 40 для широкого судна (не показано), следующего за ледоколом в направлении стрелки А. Ширина ледокола 10 на уровне ватерлинии существенно меньше, чем ширина у ватерлинии судна, которому оказывается содействие. Один конец корпуса ледокола снабжен двумя управляемыми двигательными установками 21, 22, и противоположный конец корпуса снабжен одной управляемой двигательной установкой 23. Конец, снабженный двигательной установкой 23, должен рассматриваться как нос для плавания в открытой воде, и линия 50 киля будет выровнена относительно направления движения, но для дробления льда направления тяги соответствующих двигательных установок избираются так, что ледокол движется боком в направлении стрелки А через ледовое поле 30, то есть направление движения, обозначенное стрелкой А, проходит под существенным углом
Формула изобретения
1. Способ содействия прохождению относительно широкого судна через ледовое поле (30) ледоколом (10), имеющим относительно узкий корпус с линией киля (50) и первым и вторым противоположными концами, отличающийся тем, что ледокол (10) приводится в движение, по меньшей мере, двумя управляемыми двигательными установками (21, 22, 23, 27), причем указанные двигательные установки расположены на первом и втором концах корпуса соответственно, управляемые двигательные установки (21, 22, 23, 27) применяются так, чтобы ледокол продвигался через ледовое поле (30) в нужном направлении под существенным углом


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4