Устройство для контроля тока утечки
Устройство относится к области электроизмерительной техники и может быть использовано для контроля тока утечки с объектов, подключенных к источникам электрического напряжения, например для измерения тока утечки через кузов троллейбуса на землю. Технический результат - снижение погрешности измерения тока утечки - достигается за счет косвенного измерения не доступного для непосредственного измерения сопротивления между кузовом троллейбуса и землей, измерения напряжения между кузовом и землей и вычисления тока по закону Ома. Для этого сигналами с генератора 17 синхронно коммутируют ключи 8, 12, 13; ключом 8 подключают и отключают резистор 7 с сопротивлением RД между кузовом и землей. Одновременно измеряют напряжение на кузове 4 с помощью измерителя 2, содержащего делитель-ограничитель 6, выпрямитель 9, сигналы с которого поступают на фильтры-преобразователи 11, 14, 15 через ключи 12, 13 и разделительный элемент 10. В результате на входы множительно-делительного устройства 16 поступают сигналы, пропорциональные: UК - напряжению на кузове 4 при разомкнутом ключе 8; UК-U - напряжению на кузове при замкнутом ключе (
U - уменьшение напряжения UК при подключении сопротивления RД к кузову);
U
RД - напряжению разности между UК и (UК-
U) с учетом коэффициента пропорциональности, линейного с сопротивлением RД. На выходе устройства 16 формируется напряжение
где В - постоянный коэффициент, значение которого выбирают из соображений удобного уровня сигналов в элементах измерителя 2. Напряжение U16 в определенном масштабе отображает через индикатор 5 значение полного тока утечки с кузова на землю. 4 ил.
Заявляемое устройство относится к области электроизмерительной техники и может быть использовано для контроля тока утечки с объектов, подключенных к источникам электрического напряжения, например для измерения тока утечки через кузов троллейбуса на землю. Может быть использовано в депо, контрольных и диспетчерских пунктах для своевременного обнаружения опасного значения тока утечки с целью предотвращения поражения человека и животных, прикасающихся к элементам кузова троллейбуса.
Известен бортовой сигнализатор тока утечки троллейбуса (см. журнал "Вестник городского электрического транспорта России" 6 (15), 1996 г., стр. 7. . . 10), содержащий источник компенсирующего напряжения с измерительным устройством, блок управления и сигнализации. Однако его можно использовать только в системах электроснабжения транспорта с заземленным отрицательным полюсом. Это относится к недостатку известного сигнализатора, т.к. в последние годы во вновь вводимых троллейбусных хозяйствах применяют систему питания с изолированными от земли полюсами (см. книгу Д.К. Томлянович, В.П. Чубуков. Защита устройств электроснабжения М.: Транспорт, 1980 г., стр.11... 13, а также стр. 88...96). Наиболее близким, принятым за прототип, является устройство для измерения тока утечки с заземлителем (см. Типовую инструкцию по обеспечению безопасности пассажиров троллейбусов от токов утечки. M. 1996 г. Министерство транспорта РФ, Департамент автомобильного транспорта, стр.16, рис.1). Наиболее близкое известное устройство относится к тому же классу, что и заявляемое, а именно с заземлением кузова на время измерения. Оно содержит контрольный щуп, шунтируемый ключом резистор и измеритель тока - миллиамперметр. К недостаткам этого устройства относится большая погрешность измерения тока утечки, связанная с тем, что не учитывается составляющая тока утечки, проходящая через шины. В реальных системах электроснабжения как с заземленной отрицательной шиной, так и с изолированными шинами (см. журнал "Вестник городского электрического транспорта России" 6 (33), 1999 г., стр.4, рис.1; стр.5, рис.3) всегда имеет место утечка тока через сопротивление шин, которая через измеритель известного устройства не протекает, т.е. измерительное устройство занижает показания тока утечки, а это может привести к случаю, когда троллейбус с повышенным током утечки может оказаться на линии. Предлагаемое устройство позволяет уменьшить погрешность измерения тока утечки. Это достигается за счет того, что в устройстве, содержащем измеритель, который по входу через щуп соединен с объектом, а по выходу - с индикатором, измеритель выполнен в виде делителя-ограничителя с подключенной к нему параллельно по входу цепочкой из резистора и последовательно соединенного с ним первого ключа. По выходу делитель соединен со входом выпрямителя, выход которого через разделительный элемент соединен со входом первого фильтра-преобразователя и непосредственно с информационными входами второго и третьего ключей, выходы которых соответственно через второй и третий фильтры-преобразователи соединены со вторым и третьим входами множительно-делительного устройства, первый вход которого соединен с выходом первого фильтра-преобразователя, а выход - с выходом измерителя. Кроме того, введен генератор, прямой выход которого соединен с управляющими входами первого и второго ключей, а инверсный выход - с управляющим входом третьего ключа. Введен также блок питания, выход которого соединен с измерителем и индикатором. На фиг.1 изображена структурная схема заявляемого устройства. На фиг.2 представлена схема протекания тока утечки в изолированной системе питания троллейбуса. На фиг. 3 представлена схема протекания тока утечки через сопротивление шин и человека в случае его электрического контакта с кузовом троллейбуса. На фиг.4 представлены эпюры электрических сигналов для пояснения работы устройства. Устройство содержит блок питания 1 для питания функциональных элементов устройства, измеритель 2, который посредством щупа 3 подключают электрически к кузову 4, индикатор 5. В состав измерителя 2 входят: делитель 6, параллельно входу которого подключен резистор 7 с сопротивлением Rд через ключ 8 на землю, выпрямитель 9, соединенный по входу с выходом делителя 6. Выход выпрямителя через разделительный элемент 10, например конденсатор, соединен со входом фильтра-преобразователя 11. Непосредственно выход выпрямителя соединен с информационными входами ключей 12 и 13, при этом выходы ключей соединены соответственно с входами фильтров-преобразователей 14 и 15, выходы которых соединены со вторым и третьим входами множительно-делительного устройства (МДУ) 16. Выход МДУ 16 является выходом измерителя, который соединен со входом индикатора 5. Первый вход МДУ 16 соединен с выходом фильтра-преобразователя 11. В измерителе 2 имеется генератор 17 периодических сигналов, например импульсных, прямоугольной формы и со скважностью 2. С прямого выхода генератора сигналы поступают на управляющие входы ключей 8, 12, а с инверсного выхода генератора - на управляющий вход ключа 13. Напряжение питания с блока 1 подводится к измерительному блоку 2 и поступает на генератор 17, ключи 12, 13, фильтры-преобразователи 11, 14, 15, МДУ 16, а также на индикатор 5. Делитель-ограничитель 6 содержит резисторы 18, 19 и ограничитель 20, например, в виде двунаправленного стабилитрона. Для объяснения работы предлагаемого устройства рассмотрим цепи протекания токов утечки, изображенные на фиг.2, 3, где обозначено: U - источник питания троллейбусной сети; UП - напряжение положительной шины относительно земли; UО - напряжение отрицательной шины относительно земли; UК - напряжение на кузове относительно земли; R1, R2 - сопротивление изоляции соответственно положительной и отрицательной шин относительно земли; RП, RО - сопротивление изоляции кузова троллейбуса относительно положительной и отрицательной шин соответственно; RШ - сопротивление кузова относительно земли;RЧ - сопротивление тела человека, стоящего на земле и касающегося кузова. Ток утечки IП от шины UП протекает по цепи +U, RП, RШ параллельно RЧ, земля, R2, -U. По аналогичной цепи протекает ток утечки IО от шины UО. В результате на кузове появляется напряжение UК. Суммарный ток Iу утечки равен алгебраической сумме IП и IО: Iу=IП+IО. В отсутствие человека ток утечки Iу1 протекает только через сопротивление RШ. На кузове относительно земли будет напряжение UК1. Если человек касается кузова, ток Iу2 утечки протекает по двум параллельным цепочкам: через RШ и RЧ (фиг.3)
Подключая измеритель вместо RЧ, как это делается в известном устройстве, невозможно измерить составляющую тока IШ через RШ, хотя именно эта составляющая является объективной характеристикой состояния изоляции троллейбуса. Рассмотрим работу устройства. При подаче питания генератор 17 вырабатывает импульсы 21, 22 (фиг.4). Импульсами 21 выключатель 8 и ключ 12 замыкаются при положительных уровнях и размыкаются при отрицательных. В результате резистор 7 подключается или отключается от входа измерителя 2. При отключении RД на входе делителя 6 имеется напряжение UК, а при подключении UК-



Iр=UК/RШ; (1)

Для схемы (фиг.2) справедливо также


где

Ip

Решая (1) и (2) с учетом (5), находим

Подставляем значение RШ в (1)

Формула (7) позволяет найти полный ток утечки с кузова на землю через шины, который имеет место в реальном случае. На выходе выпрямителя 9 сигналы U9 всегда положительны. С выхода выпрямителя 9 через разделительный конденсатор 10 переменная составляющая сигнала








где В - постоянный коэффициент, значение которого выбирают из соображений удобного уровня сигналов в элементах усилителя 2. Это напряжение поступает на индикатор 5, который отображает его в единицах (миллиамперах) тока утечки в соответствии с формулой (7). Для проверки работоспособности предлагаемого устройства и экспериментального подтверждения приведенных выкладок был изготовлен опытный образец, в котором в качестве ключа 8 использованы оптотиристоры типа ТО-125 в режиме максимального рабочего тока 0,5 мА, что в несколько раз меньше тока спрямления тиристора. В этом режиме оптотиристоры работают как биполярные транзисторы, они имеют высокое обратное напряжение (1600 В) и развязку от цепей управления. В качестве выпрямителя 9 и фильтра-преобразователя 11 были использованы схемы, подобные описанным в книге Фолкенберри Л. Применение операционных усилителей. Пер. с англ. М.: Мир, 1985 год, стр. 241...242, рис. 9.6. В качестве генератора использована схема, подобная генератору из приведенной выше книги стр. 253, рис. 9.12. В качестве МДУ использована микросхема типа 525ПС2Б, в качестве индикатора 5 применен АЦП типа 572ПВ2 с индикаторами типа КИПЦЦ 22-2/8к на выходе. Опытный образец был испытан в течение 1 года в троллейбусном парке Ижевского трамвайно-троллейбусного управления (адрес: 426057, г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 7, Гл. инженер Багиров А.М., тел. (3412) 75-14-77). Результат испытаний положительный. Таким образом, предложенное устройство позволяет контролировать полный ток утечки с кузова троллейбуса на землю, выявлять с большей надежностью неисправные троллейбусы перед выпуском их на линию.
Формула изобретения

где UК - напряжение на объекте относительно земли при разомкнутом первом ключе;

RД - сопротивление нагрузочного резистора;
В - постоянный коэффициент, значение которого выбирают для получения нужного уровня электрических сигналов в устройстве.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4