Способ испытаний на исправность электротехнических элементов и устройство для его осуществления
Использование: для испытаний особо опасных цепей, к которым относятся электрические мостики пиросредств изделий ракетно-космической техники. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей за счет обеспечения испытаний на исправность электротехнических элементов, отнесенных от технических средств контроля на расстояния, а также обеспечение безопасности испытаний электрических мостиков пиросредств. В способе испытаний на исправность электротехнических элементов тестовую ЭДС наводят на любом участке электрического контура, образованного короткозамыкателем, линией связи и электротехническим элементом, измеряют истинное значение тока, протекающего на участке наведения тестовой ЭДС, вычитая на участке наведения тестовой ЭДС из общего тока ток наводимой помехи, а сравнение эталонного значения производят с истинным значением тока, характеризующего истинное состояние и сопротивление электротехнического элемента. Устройство испытаний на исправность электротехнических элементов содержит автогенератор с магнитопроводом, на котором размещены первая, вторая и третья обмотки, причем вывод третьей обмотки соединен с выводом короткозамыкателя, вывод обратной связи автогенератора соединен с началом первой обмотки магнитопровода, конец которой соединен с выводом тока возбуждения автогенератора и с концом второй обмотки магнитопровода, начало которой заземлено, другой вывод третьей обмотки магнитопровода соединен через первый проводник линии связи с одним выводом электротехнического элемента, другой вывод которого через второй проводник линии связи подключен к другому выводу короткозамыкателя, а вывод подключения источника питания и вывод тока подмагничивания автогенератора подключены к формирователю эталонного тока, причем сигнальный вывод автогенератора через фильтр нижних частот подключен к входу триггера Шмитта, вывод которого является выводом устройства. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к электроиспытательной технике и может быть использовано для испытаний на исправность электрических мостиков пиросредств изделий ракетно-космической техники (РКТ), относящихся к особо опасным цепям, а также целостности цепей термопар, реле давлений, замкнутых электрических контуров и жил кабелей.
Известный способ, выбранный в качестве аналога ("Способ испытаний изоляции электровзрывных цепей", описанный в патенте 2022289, кл. G 01 R 31/02, 27/18), характеризуется тем, что на закороченные выводы электровзрывной цепи подают испытательное напряжение и измеряют контролируемый параметр, которым может быть либо ток через электровзрывную цепь, либо сдвиг фаз между током и напряжением в электровзрывной цепи. Затем полученный результат сравнивают с эталонным значением и по результатам сравнения судят о состоянии изоляции. Причем частота испытательного напряжения выбирается в 10 раз выше частоты блуждающего тока земли. Недостатком способа является то, что он не обеспечивает безопасность измерения сопротивления изоляции электровзрывной цепи по причине непосредственной подачи испытательного напряжения к электровзрывным цепям. Известное устройство, выбранное в качестве аналога ("Устройство контроля электрических цепей", описанное в а.с. 390475, кл. G 01 R 27/18), характеризуется тем, что измерение сопротивления замкнутого контура электрической цепи осуществляется бесконтактно. Измерительные клещи выполнены в виде двух разъемных магнитопроводов: возбуждающего и измерительного с одним ярмом, а измеряемый контур включен в качестве вторичной обмотки обоих магнитопроводов и измерение сопротивления контура осуществляет гальванический прибор. К недостаткам аналога следует отнести отсутствие возможности измерения сопротивления на длинной линии, наличие измерительного прибора, сложность исполнения магнитопровода. При рассмотрении в качестве испытуемого электротехнического элемента мостика пиросредства изделия РКТ для контроля его сопротивления и целостности применяются специальные слаботочные источники тока, не обеспечивающие в полной мере безопасность проводимых операций. Для обеспечения максимальной безопасности испытаний на исправность электротехнических элементов РКТ требуется бесконтактное измерение требуемых параметров. Для реализации такой технологии испытаний бесконтактно наводят тестовую ЭДС на любом участке между короткозамыкателем и линией связи электрического контура, образованного короткозамыкателем, линией связи и мостиком пиросредства. В этом случае наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к заявленному способу подходит способ испытаний на исправность электротехнических элементов, описанный в а.с. 1476407, кл. G 01 R 31/02. Способ испытаний на исправность электротехнических элементов включает наведение тестовой ЭДС, измерение параметра, характеризующего состояние электротехнического элемента, сравнение величины измеренного параметра с эталонным значением и определение по превышению измеренной величины эталонного значения состояния электротехнического элемента. Однако, если электротехнический элемент отнесен от источника наводимой тестовой ЭДС с помощью кабельной линии связи на расстояние свыше 1 м, то в этом случае большую неприятность для работы прототипа будут представлять схемы с коммутируемой индуктивностью: автогенераторы, реле, электроклапаны, электронасосы, являющиеся источниками электрических и магнитных помех. При этом величина наведенной помехи соизмерима с величиной тестовой ЭДС. Недостатком прототипа является то, что отсутствует возможность испытания на исправность электротехнического элемента, отнесенного от источника наводимой тестовой ЭДС с помощью линии связи, на расстояние, превышающее 1 м. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к заявленному устройству является выбранное в качестве прототипа устройство испытаний на исправность электротехнических элементов, реализующее способ, описанный в а.с. 1476407, кл. G 01 R 31/02. Устройство испытаний на исправность электротехнических элементов содержит автогенератор с магнитопроводом, на котором размещены первая, вторая и третья обмотки, причем вывод третьей обмотки соединен с выводом короткозаыкателя. На магнитопроводе этого устройства расположены обмотки возбуждения и обратной связи, а тестовая ЭДС наводится между короткозамыкателем и корпусом испытуемого элемента. При использовании прототипа для наведения тестовой ЭДС в электрическом контуре, образованном короткозамыкателем, линией связи и электрическим мостиком пиросредства, между короткозамыкателем и линией связи образуется большой замкнутый электрический контур, в котором, например, переменное магнитное поле наводит продольную (синфазную) помеху. Учитывая, что величина наводимой тестовой ЭДС составляет 10-150 мВ, то наведенная помеха будет близка по амплитуде к ней. Поэтому недостатком указанного прототипа является то, что при подключении электротехнического элемента через линию связи, например, свыше одного метра исключается возможность его испытания по причине наведения помехи. Техническим результатом предлагаемого способа и устройства для его осуществления является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения испытаний на исправность электротехнических элементов, отнесенных от технических средств контроля на расстояния, а также обеспечение безопасности испытаний электрических мостиков пиросредств. Технический результат достигается за счет того, что в способе испытаний на исправность электротехнических элементов, включающем наведение тестовой ЭДС, измерение параметра, характеризующего состояние электротехнического элемента, сравнение величины измеренного параметра с эталонным значением и определение по превышению измеренной величины эталонного значения состояния электротехнического элемента, в отличие от прототипа тестовую ЭДС наводят на любом участке электрического контура, образованного короткозамыкателем, линией связи и электротехническим элементом, измеряют истинное значение тока, протекающего на участке наведения тестовой ЭДС, вычитая на участке наведения тестовой ЭДС из общего тока ток наводимой помехи, а сравнение эталонного значения производят с истинным значением тока, характеризующего истинное состояние и сопротивление электротехнического элемента. Технический результат достигается за счет того, что в устройстве испытаний на исправность электротехнических элементов, содержащем автогенератор с магнитопроводом, на котором размещены первая, вторая и третья обмотки, причем вывод третьей обмотки соединен с выводом короткозамыкателя, в отличие от прототипа вывод обратной связи автогенератора соединен с началом первой обмотки магнитопровода, конец которой соединен с выводом тока возбуждения автогенератора и с концом второй обмотки магнитопровода, начало которой заземлено, другой вывод третьей обмотки магнитопровода соединен через первый проводник линии связи с одним выводом электротехнического элемента, другой вывод которого через второй проводник линии связи подключен к другому выводу короткозамыкателя, а вывод подключения источника питания и вывод тока подмагничивания автогенератора подключены к формирователю эталонного тока, причем сигнальный вывод автогенератора через фильтр нижних частот подключен к входу триггера Шмитта, вывод которого является выводом устройства. При этом предлагается автогенератор выполнить в виде первого транзистора, эмиттер которого, являющийся выводом обратной связи автогенератора, через первый конденсатор заземлен, а вывод подключения источника питания через первый резистор соединен с сигнальным выводом автогенератора и с коллектором второго транзистора, база которого через второй резистор соединена с базой и коллектором первого транзистора, коллектор которого является выводом тока подмагничивания автогенератора, вывод тока возбуждения которого через параллельно соединенные второй конденсатор и третий резистор подключен к эмиттеру второго транзистора. В устройстве испытаний на исправность электротехнических элементов предлагается также первую и вторую обмотки разместить на магнитопроводе оппозитно. Сущность изобретения заключается в следующем. Электрические мостики пиросредств, как электротехнические элементы, относятся к особо опасным цепям. Поэтому обеспечение безопасности проводимых с ними работ и получение достоверной информации является очень важным моментом при проектировании технологии работы с изделием РКТ. Как правило, пиросредства отнесены от бортовых средств контроля и управления с помощью кабельных связей на расстояние от 1 - 50 м, в зависимости от изделия РКТ. В таких условиях прототип не функционирует. Для повышения безопасности проводимых операций тестовую ЭДС наводят бесконтактно на любом участке между короткозамыкателем и линией связи с пиросредством. Указанный способ позволяет наведенной в электрическом контуре управления пиросредством маломощной ЭДС (мощность ЭДС составляет 10-40 мВт, чем обеспечивается максимальная безопасность испытаний) проводить контроль целостности и измерение сопротивления электрического мостика пиросредства, удаленного от технического средства контроля. Однако при проведении такого измерения большую неприятность представляют схемы с коммутируемой индуктивностью, которых, в частности, на изделиях РКТ много. Общий ток, протекающий по замкнутому электрическому контуру, включает в себя истинный ток, наводимый тестовой ЭДС, и ток наведенной помехи. Поэтому признаки, характеризующие измерение истинного тока, заключаются в том, что ток наведенной помехи из общего тока вычитается на участке наведения тестовой ЭДС. Полученное значение истинного тока сравнивается с эталонным значением тока и по результату сравнения судят об истинном состоянии и сопротивлении электрического мостика пиросредства. Устройство, реализующее предлагаемый способ, задает величину эталонного тока в зависимости от характеристики электротехнического элемента, в частности от количества и типа пиросредства. Наведенная на любом участке замкнутого электрического контура тестовая ЭДС формирует истинный ток, который суммируется с наведенным током продольной помехи, образуя тем самым общий ток электрического контура. При этом признаки, обеспечивающие встречное включение первой и второй обмоток магнитопровода, характеризуют его как режекторный дроссель, который, с одной стороны, по отношению к значению истинного тока не является индуктивным сопротивлением и не ослабляет его. С другой стороны, его индуктивное сопротивление для тока продольной помехи является высоким, за счет чего он существенно ослабляется. Признаки, характеризующие оппозитное расположение первой и второй обмоток на магнитопроводе, способствуют существенному увеличению индуктивности рассеяния. Наводимая помеха преобразуется на индуктивностях рассеяния оппозитно расположенных на магнитопроводе обмоток в электромагнитные поля, которые на магнитопроводе взаимокомпенсируются, что соответствует вычитанию тока помехи из общего тока электрического контура. Значение истинного тока измеряется и сравнивается на обмотках магнитопровода со значением эталонного тока, которое задается током подмагничивания магнитопровода. При превышении значения истинного тока значения эталонного тока магнитопровод входит в насыщение, срывая при этом колебания автогенератора, в результате чего триггер Шмитта переключается в другое состояние. По факту переключения триггера Шмитта судят об исправности и сопротивлении электрического мостика пиросредства. Для контроля состояния реле давлений двигателя изделия РКТ в качестве короткозамыкателя может быть использовано само реле давления. В этом случае тестовая ЭДС наводится на участке, подключенном с одной стороны к линии связи, с другой стороны которой подключено реле давления. При срабатывании реле давления цепь замыкается. Измеряется ток короткого замыкания контура вычитанием из общего тока цепи тока наводимой помехи. Результат измеренного тока сравнивается со значением эталонного тока, по превышению которого срываются колебания автогенератора, что является фактом срабатывания реле давления. На фиг. 1 представлена вебер-амперная характеристика, поясняющая способ испытаний на исправность электротехнических элементов. На фиг.2 представлена функциональная схема устройства испытаний на исправность электротехнических элементов. На фиг. 3 представлена электрическая принципиальная схема примера конкретной реализации устройства согласно фиг.2. Для примера осуществления заявленного способа в качестве испытуемого электротехнического элемента рассмотрен электрический мостик пиросредства изделия РКТ, подключенный с помощью линии связи к средствам испытаний, длина которой может составлять 1-50 м. Существующая технология испытаний электротехнических элементов, в частности, мостиков пиросредств предусматривает использование специализированного маломощного источника тока, который гальванически включается в цепь мостика пиросредства. Такой подход к испытанию состояния мостика снижает безопасность и технологичность проводимых работ. Заявленный способ испытаний на исправность, предписывающий бесконтактное испытание элемента, заключается в наведении тестовой ЭДС на любом участке электрического контура, образованного короткозамыкателем, линией связи и электрическим мостиком пиросредства. Наводимая тестовая ЭДС является маломощной (10-150 мВ), и ее величина не представляет никакой угрозы для несанкционированного управления пиросредством. Тестовую ЭДС наводят с помощью автогенератора с магнитопроводом, на котором расположены обмотки возбуждения, обратной связи и наведения тестовой ЭДС. На фиг.1 представлена вебер-амперная характеристика, где Вr - остаточная магнитная индукция; Нc - коэрцитивная сила; Bs - индукция насыщения магнитопровода; M1OM - основная кривая намагничивания; S - переменная магнитная индукция; D - переменный ток автогенератора, наводимый индукцией S. Задаваемый ток подмагничивания I0 формирует напряженность магнитного поля l




Формула изобретения
1. Способ испытаний на исправность электротехнических элементов, включающий наведение тестовой ЭДС, измерение параметра, характеризующего состояние электротехнического элемента, сравнение величины измеренного параметра с эталонным значением и определение по превышению измеренной величиной эталонного значения состояния электротехнического элемента, отличающийся тем, что тестовую ЭДС наводят на любом участке электрического контура, образованного короткозамыкателем, линией связи и электротехническим элементом, измеряют истинное значение тока, протекающего на участке наведения тестовой ЭДС, вычитая на участке наведения тестовой ЭДС из общего тока ток наводимой помехи, а сравнение эталонного значения производят с истинным значением тока, характеризующего истинное состояние и сопротивление электротехнического элемента. 2. Устройство испытаний на исправность электротехнических элементов, содержащее автогенератор с магнитопроводом, на котором размещены первая, вторая и третья обмотки, причем вывод третьей обмотки соединен с выводом короткозамыкателя, отличающееся тем, что вывод обратной связи автогенератора соединен с началом первой обмотки магнитопровода, конец которой соединен с выводом тока возбуждения автогенератора и с концом второй обмотки магнитопровода, начало которой заземлено, другой вывод третьей обмотки магнитопровода соединен через первый проводник линии связи с одним из выводов электротехнического элемента, другой вывод которого через второй проводник лини связи подключен к другому выводу короткозамыкателя, а вывод подключения источника питания и вывод тока подмагничивания автогенератора подключены к формирователю эталонного тока, причем сигнальный вывод автогенератора через фильтр нижних частот подключен к входу триггера Шмитта, вывод которого является выводом устройства. 3. Устройство испытаний на исправность электротехнических элементов по п. 2, отличающееся тем, что автогенератор содержит первый транзистор, эмиттер которого, являющийся выводом обратной связи автогенератора, через первый конденсатор заземлен, а вывод подключения источника питания через первый резистор соединен с сигнальным выводом автогенератора и с коллектором второго транзистора, база которого через второй резистор соединена с базой и коллектором первого транзистора, коллектор которого является выводом тока подмагничивания автогенератора, вывод тока возбуждения которого через параллельно соединенные второй конденсатор и третий резистор подключен к эмиттеру второго транзистора. 4. Устройство испытаний на исправность электротехнических элементов по п. 2, отличающееся тем, что первая и вторая обмотки размещены на магнитопроводе оппозитно.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3