Способ запуска криогенного центробежного насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся со входом в насос, и криогенный центробежный насос (варианты)
Изобретение относится к насосостроению, а именно к центробежным насосам системы подачи криогенных компонентов топлива жидкостных ракетных двигательных установок. Способ запуска насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся через разгрузочные каналы с входом в насос, заключается в заливке, раскрутке и прокачке компонента через проточную часть, вспомогательные тракты и разгрузочную полость с последующим возвратом компонента из разгрузочной полости на вход в насос. При заливке и раскрутке насоса весь компонент направляют через проточную часть насоса, его разгрузочную полость и вспомогательные тракты, а возврат всего компонента из разгрузочной полости на вход в насос осуществляют по достижении насосом номинальной частоты вращения. В насосе или в каждом разгрузочном канале установлен клапан одностороннего действия или в насос введен один общий клапан одностороннего действия для всех разгрузочных каналов. Изобретение направлено на повышение надежности и экономичности запуска. 3 с.п.ф-лы, 1 ил.
Предлагаемое изобретение относится к насосостроению, а именно к центробежным насосам системы подачи криогенных компонентов топлива жидкостных ракетных двигательных установок (ЖРДУ) и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются подобные насосы.
У высокоэффективных ЖРДУ с многократным запуском на орбите, работающих на криогенных компонентах топлива, с целью экономии топлива запуск системы подачи производится практически без предварительного захолаживания магистралей, рабочих органов насоса и его вспомогательных трактов. Поэтому в начальный период запуска будет происходить интенсивное кипение поступающего во всасывающую магистраль проточную часть насоса и в его вспомогательные тракты криогенного компонента топлива за счет отбора тепла от стенок магистрали и от конструкции узлов и деталей, образующих проточную часть насоса и его вспомогательные тракты. При таком запуске насоса существенное влияние на его работоспособность оказывает наличие парогазовой фазы, попадающей в процессе запуска непосредственно на вход центробежного колеса. Поступление парогазовой фазы в проточную часть насоса может привести к снижению напора насоса, либо к полной потере его работоспособности. Известен способ запуска криогенного центробежного насоса системы топливоподачи ЖРДУ, в котором для обеспечения бессрывной работы центробежного насоса в период запуска предварительно захолаживают подводящий трубопровод и насос (см. книгу: Козлов А.А., Новиков В.Н., Соловьев Е.В. Системы питания и управления жидкостных ракетных двигательных установок. М.: Машиностроение, 1988, стр. 66). Известно также устройство криогенного центробежного насоса, реализующее запуск насоса с предварительным захолаживанием подводящего трубопровода и насоса, содержащее корпус насоса с установленным на валу рабочим колесом, разгрузочная полость которого сообщена с входом в насос разгрузочными каналами (см. книгу: Овсянников Б.В. Теория и расчет насосов жидкостных ракетных двигателей. М.: Оборонгиз, 1960, фиг. 199 на вклейке между стр. 238 и 239). Недостатком этого способа запуска криогенного центробежного насоса и устройства криогенного центробежного насоса является то, что на захолаживание подводящего трубопровода и насоса требуется значительное время (не менее 10-15 секунд) и дополнительный расход криогенного компонента. Это существенно удлиняет время запуска насоса, снижает быстродействие ЖРДУ и ее экономичность, что делает неприемлемым использование этого способа запуска и насоса для ЖРДУ с многократным запуском на орбите. В качестве прототипа способа запуска криогенного центробежного насоса и устройства насоса приняты способ запуска и реализующая его конструкция по патенту 2171917, МПК7 F 04 D 15/00 (см. Бюллетень 22 за 2001 год). Способ запуска криогенного центробежного насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся с входом в насос через разгрузочные каналы в ведущем диске центробежного колеса и с областью, в которой давление ниже входного, через дренажный трубопровод с клапаном, по устройству прототипа осуществляется следующим образом. Перед запуском насоса открывают клапан на дренажном трубопроводе, соединяющем разгрузочную полость насоса с областью, в которой давление ниже входного. Проводят заливку насоса, при этом часть компонента направляют через проточную часть насоса, а другую часть компонента направляют через разгрузочные каналы в центробежном колесе в разгрузочную полость. В разгрузочную полость также направляют часть расхода компонента по вспомогательным трактам насоса для охлаждения и "смазки" подшипника и через уплотнение на ведущем диске колеса. При этом весь компонент из разгрузочной полости направляют по дренажному трубопроводу с клапаном в область с давлением ниже входного. При раскрутке насоса и прокачке компонента через проточную часть насоса и вспомогательные тракты из разгрузочной полости в область с давлением ниже входного направляют ту часть компонента, при которой газосодержание на входе в насос выше его критического значения. Возврат всего компонента из разгрузочной полости на вход в насос осуществляют при достижении на выходе из насоса давления, равного номинальному, для чего закрывают клапан на дренажном трубопроводе. При наличии разгрузочных каналов в центробежном колесе, соединяющих разгрузочную полость с входом в рабочее колесо, при раскрутке насоса "горячий" компонент попадает на вход в центробежное колесо, что при определенных условиях может привести к срыву насоса при запуске. Несмотря на то, что указанные способ и устройство экономичны по сравнению с аналогом, хорошо обеспечивают оптимальные условия "смазки" и охлаждения подшипника, однако, для их осуществления необходимы дренажный трубопровод с клапаном и специальная дополнительная команда в системе автоматики для управления этим клапаном. Это усложняет систему запуска насоса и, следовательно, вносит дополнительный элемент потенциальных неполадок, т.е. ненадежности, что является одним из недостатков рассматриваемых способа и устройства. Другим недостатком данного способа запуска и устройства является также увеличение массы конструкции из-за необходимости введения дренажного трубопровода с клапаном из разгрузочной полости насоса. Кроме того, осуществляется непроизводительный выброс компонента через этот трубопровод при запуске насоса, суммарная величина которого для ЖРДУ с многократным запуском на орбите становится существенной. Задачей предлагаемого изобретения является создание способа запуска и конструкции криогенного центробежного насоса, которые бы повысили надежность и экономичность его запуска. Техническим результатом решения данной задачи является повышение надежности запуска криогенного центробежного насоса при условии многократного запуска ЖРДУ в невесомости с одновременным обеспечением экономичности запуска. Задача достигается тем, что в способе запуска криогенного центробежного насоса с разгрузочной полостью, сообщающейся через разгрузочные каналы с входом в насос, заключающемся в заливке, раскрутке и прокачке компонента через проточную часть, вспомогательные тракты и разгрузочную полость с последующим возвратом компонента из разгрузочной полости на вход в насос, новым является то, что при заливке и раскрутке насоса весь компонент направляют через проточную часть насоса, его разгрузочную полость и вспомогательные тракты, а возврат всего компонента из разгрузочной полости на вход в насос осуществляют по достижении насосом номинальной частоты вращения. Способ реализуется с помощью криогенного центробежного насоса, содержащего корпус с установленным на валу рабочим колесом, разгрузочная полость которого через разгрузочные каналы сообщена с входом в насос, снабженного дополнительно в каждом разгрузочном канале клапаном одностороннего действия. Способ реализуется также с помощью криогенного центробежного насоса, содержащего корпус с установленным на валу рабочим колесом, разгрузочная полость которого через разгрузочные каналы сообщена с входом в насос, в который дополнительно введен один общий клапан одностороннего действия для всех разгрузочных каналов. В основу предлагаемого способа запуска криогенного насоса положены известные свойства центробежного насоса. Для центробежных насосов, работающих на компонентах со свободными газовыми включениями, наряду с давлением на входе в насос Рвх не менее важной является величина относительного объемного содержания свободного газа в компоненте на входе в рабочее колесо






10 - вал;
11 - подшипник. В корпусе центробежного насоса 1 расположено рабочее колесо насоса 2, имеющего проточную часть 5. Разгрузочные каналы 4 сообщают разгрузочную полость 3 со входом 7 в рабочее колесо 2 через клапан (или клапаны) одностороннего действия 8, выполненного, например, в виде подпружиненного запорного элемента, расположенного перпендикулярно оси насоса (подпружиненного шарика). Рабочее колесо 2 установлено на валу 10 с подшипником 11, охлаждение которого происходит криогенным компонентом через вспомогательные тракты насоса 6, уплотнения 9, разгрузочную полость 3, разгрузочные каналы 4 с клапаном одностороннего действия 8. Запуск по предлагаемому способу, реализуемому устройством криогенного насоса, показанного на чертеже, осуществляется следующим образом. 1. При заливке (~1


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1